Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Даль - О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа

ВСТУПЛЕНИЕ

Шиллер сказал: “и в детскойигре кроется иногда глубокий смысл” — а Шекспир: “и на небе и на земле есть ещемного такого, чего мудрецы ваши не видывали и во сне”. Это можно применить кзагадочному предмету, о коем мы хотим поговорить. Дух сомнения составляетсвойство добросовестного изыскателя; но само по себе и безусловно, качество сиебесплодно и даже губительно. Если к этому еще присоединится высокомерноепрезрение к предмету, нередко служащее личиной невежества особенного рода, — тосомнение, или неверие, очень часто бывает лицемерное. Большая часть тех, коисчитают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всеми народнымипредрассудками, без разбора, — сами верят им втихомолку, или по крайней мере изпредосторожности, на всякий случай, не выезжают со двора в понедельник и нездороваются через порог.
С другой стороны, если и смотреть на поверья народа, вообще, как на суеверие,то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частицанародной жизни; это путы, кои, человек надел на себя — по своей ли вине, или понеобходимости, по большому уму, или по глупости, — но в коих он должен жить иумереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Но где и когда можно илидолжно сделать то или другое, — этого нельзя определить, не разобрав во всейподробности смысла, источника, значения и силы каждого поверья. И самомуглупому и вредному суеверию нельзя противодействовать, если не знаешь его и незнаком с духом и с бытом народа.
Поверьем называем мы вообще всякое укоренившееся в народе мнение или понятие,без разумного отчета в основательности его. Из этого следует, что поверье можетбыть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно суевериемили, по новейшему выражению, предрассудком. Между этими двумя словами разницымало; предрассудок есть понятие более тесное и относится преимущественно кпредостерегательным, суеверным правилам, что, как и когда делать или не делать.Из этого усматривается, еще в третьем значении, важность предмета, о коем мыговорим; он дает нам полную картину жизни и быта известного народа.
Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у многих онидовольно схожи между собою, указывая на один общий источник и начало, котороеможет быть трех родов: или поверье, возникшее в древности, до разделения двухнародов, сохранилось по преданию в обоих; или, родившись у одного народа,распространилось и на другие; или же наконец поверье, по свойству и отношениямсвоим к человеку, возникло тут и там независимо одно от другого. В этомотношении есть много ученых указаний у г. Снегирева. Сочинитель настоящейстатьи ограничился одними только поверьями русского народа, или даже почтиисключительно тем, что ему случилось собрать среди народа; посему статья этавовсе не есть полное исследование этого предмета, а только небольшой сборникили собрание подручных в настоящее время запасов [Я с намерением не перечитывалтеперь сочинений ни г. Снегирева, ни г. Сахарова. Я даю только сборник, запас,какой случился. Праздничных обрядов я мало касаюсь, потому что предмет этотобработан г. Снегиревым; а повторения того, что уже помещено в Сказаниях г.Сахарова, произошли случайно, из одного и того же источника. Я дополнил статьюсвою из одной только печатной книги: Русские суеверия, Чулкова, в которойвпрочем весьма немного русского.].
Север наш искони славится преимущественно большим числом и разнообразиемповерий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая часть этого неперешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаютсятакже злобою своею, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На югевидим более поэзии, более связных, сказочных и забавных преданий и суеверий, вкоих злобные чернокнижники являются только как необходимая прикраса, для яркойпротивоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как наСевере нашем; нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.
Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, городами, селами,городищами, озерами и проч., не могли войти в эту статью главнейше потому, чтотакое собрание вышло бы ныне еще слишком неполно и отрывочно. Если бы у насмного лет сряду занимались повсеместно сбором этих преданий, тогда только можнобы попытаться составить из них что-нибудь целое. Но предания эти гибнутневозвратно; их вытесняет суровая вещественность, — которая новых замысловатыхпреданий не рождает.

У нас есть поверья —остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычкаобращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречаласопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия,которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другиеповерья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого,окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добитьсябыло бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить ихповиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ниглупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.
Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах изамечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны исправедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их исообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимыиз общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными итемными.
Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, наявлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному ихприменению к частным случаям.
Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания —словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету,обращается в суеверие.
К шестому разряду, наконец, должно причесть — может быть только до поры довремени — небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакогосмысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствиеискажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец,может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения,то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет,как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им,как и что делать, — или пытливый, любознательный ум простолюдина,доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служатизвинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть.С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены былитакже и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужойсчет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.
Само собою разумеется, что разряды эти на деле не всегда можно так положительноразграничить; есть переходы, а многие поверья без сомнения можно причислить и ктому и к другому разряду; опять иные упомянуты у нас, по связи своей с другимповерьем, в одном разряде, тогда как они в сущности принадлежат к другому. Так,например, все лицедеи нашего баснословия принадлежат и к остаткам язычества, ик разряду вымыслов пиитических, и к крайнему убежищу невежества, которое неменее, как и самое просвещение, хотя и другим путем, ищет объяснениянепостижимому и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся ввоображении народном частию потому, что в быту простолюдина, основанном натрудах и усилиях телесных, на жизни суровой, — мало пищи для духа; а как духэтот не может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он иуносится, посредством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менеетого пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, вособенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужеговоображения, олицетворяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все наэти лица, на коих нет ни суда, ни расправы, — и на душе как будто легче.
Вопрос, откуда взялись баснословные лица, о коих мы хотим теперь говорить —возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете,придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма ипроч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданыею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшиеангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою,которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залеченияран — и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полями водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже впозднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданыбыли нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например,который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны - или, как народвыражается, от черта отстал, а к людям не пристал.



Размер файла: 55.69 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров