Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов

§ 1: Тотемизм вЕвропе. § 2: Запреты-табу на рубку деревьев. § 3: Об­рядовое разрешение табу надеревья. § 4: Обереги-филактерии при об­рядовом дереве. § 5: Завивание венковна обрядовом дереве. § 6: Обря­довое кормление тотемного дерева. § 7: Маскирование — уподобление тотему. § 8: Семицкое кумовство. § 9:Союз с деревом-тотемом в семиц­ком ритуале. § 10: Гаданье по венкам на семицкой березе. § 11: Сле­ды матриархата в семицкой обрядности. § 12: Четыре стадии висто­рии развития тотемического ритуала с деревом. § 13: Ритуал семиц­кой березки как отзвук былого тотемизма. § 14:Связь дерева-тотема

с людьми.

Тотемизм в Европе. Тотемизм понимали очень различ­но. Обыкновенно считали, так сказать, «нормальным», «чистым» или «настоящим» тотемизм австралийцев; искали в Европе именно его, и, конечно, не находили. В числе эт­нографов, отрицавших существование тотемизма в Европе, был и пишущий эти строки. Но если отрешиться от строго австралийских форм тотемизма и видеть основное его ядро, вместе с Ф. Б. Джевонсом, вдобровольном «союзе» между конкретною группою людей и определенным видом животных или растений [Jevons 1896, р. 96— 104], то в таком понимании тотемизмсохранялся в Европе сравни­тельно хорошо, и, между прочим, упредков русских. По-видимому, некогда излюбленными тотемами предковвосточных славян слу­жили деревья, в частности береза. Развитию идоказательствам это­го положения посвящена наша настоящаястатья.

К концепцииДжевонса о тотемизме, конечно mutatis mutandis, мы примыкаем, исходя, между прочим, изследующих соображе­ний, которые дают намвозможность увязать тотемические союзы состадией раннего родового строя, и именно — с матриархатом. Во-первых,как мы увидим ниже, русский и белорусский ритуал, связанный с тотемом-березою, носил на себе ярко выраженный от­печаток матриархального строя общества. Этосогласно и с тем, что мы знаем ототемизме в его «чистом» виде: у большинства тотемных племен Австралии и Северной Америки наследованиетотема идет не по мужской, а поженской линии, т. е. дети причисляются к тотемному клану матери, а неотца [Frazer 1910, 1, р. 65 исл.]. Во-вторых, ранняя эпоха родовогообщества характеризуется тен­денциямик заключению союзов-договоров отдельных человече­ских групп между собою. К сожалению, вследствие недостатка фактическихданных мы лишены пока возможности точно опре­делить социально-экономический базис этой тенденции. Факты же таковы: переход от дородовой организации кродовой характери­зуется появлением экзогамии, а экзогамные браки немогли не ве­сти к союзам между отдельнымиродами. По-видимому, на почве этих связанных с экзогамиею союзов междуотдельными родами примитивным человекомбыло впервые осознано представление о добрых союзниках, которое видеологической надстройке разви­лось впредставление о мнимых союзниках — тотемах, в виде жи­вотных и растений.



Размер файла: 93.28 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров