Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (7)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (23)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (21)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ 4
ПСИХИЧЕСКИЙ ГЕРМАФРОДИТИЗМ И МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 20
ДАЛЬНЕЙШИЕ ТЕЗИСЫ К ПРАКТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 28
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ 37
Приложение (Из душевной жизни двадцатидвухлетнего пациента) 57

Введение

Альфред Адлер, один из классиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии, менее известен у нас, чем 3. Фрейд и К. Юнг. А между тем основные положения его подхода очень близки россий¬ской ментальности. Одну из центральных идей своей теории сам Адлер сфор¬мулировал так: “Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели... Любое душевное явление, если оно должно по¬мочь нам понять человека, может быть рассмотрено и осмыслено лишь как движение к цели”. Индивидуальная психология показала, что человеческое поведение обусловлено сочетанием чувства общности и стремлением к лич¬ному превосходству. Адлер и его последователи изучали условия возникно-вения у человека комплекса неполноценности и средств компенсации под-линных и мнимых недостатков. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений получить картину целостной личности.
Эта книга принадлежит к числу основных трудов А. Адлера. В ней пред¬ставлены базовые положения индивидуальной психологии и многочислен¬ные случаи из клинической практики, иллюстрирующие разные ее аспекты.
Врачам, психологам, психотерапевтам и другим представителям “помо¬гающих” профессий эту книгу обязательно нужно прочитать — классику знать необходимо. Немало полезного извлекут из нее и те читатели, чей интерес к психологии не является профессиональным.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обзор большинства психологических учений демонстрирует своеобразное ограничение, когда речь заходит об области ис¬следования и средстве познания. Создается впечатление, что из этой сферы с глубоким умыслом исключаются опыт и зна¬ния человека и подвергается сомнению ценность художествен¬ного, творческого познания, угадывания и интуиции. Если не¬которые психологи-экспериментаторы наблюдают или вызы¬вают феномены, чтобы сделать вывод о способах реагирования, то есть в сущности занимаются физиологией душевной жизни, то другие упорядочивают все формы выражения и проявления в традиционные или мало измененные системы. При этом они, разумеется, вновь обнаруживают в отдельных актах те же зави¬симости и связи, которые уже заранее были привнесены ими в схемы души.
Порой же из незначительных отдельных проявлений физи-ологического характера они пытаются воссоздать душевные состояния и мысли, отождествляя одно с другим. Такие иссле¬дователи считают достоинством своей психологической кон¬цепции то, что из нее якобы исключено субъективное мышле¬ние и вчувствование самого исследователя (а на самом деле они целиком пронизывают его теорию).
Методика этих направлений, как начальная школа челове¬ческого духа, напоминает ныне устаревшую естественную на¬уку с ее закостенелыми системами, которые сегодня в основ¬ном заменены воззрениями, стремящимися осмыслить жизнь и ее проявления в их взаимосвязях, причем осмыслить с точки зрения биологической, философской и психологической. Такая же тенденция свойственна и подходу, который я назвал “сравнительной индивидуальной психологией”. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненных проявлений и форм выражения получить картину целостной личности, предполагая целостность индивидуальности. При этом отдель¬ные черты сравниваются друг с другом, выводится их общая направленность, и они собираются в один обобщенный порт¬рет*.
Возможно, этот способ рассмотрения душевной жизни че¬ловека покажется совершенно необычным или довольно дерз¬ким. Помимо других направлений, он отчетливо проявляется в концепциях детской психологии. Но прежде всего таким обра¬зом можно представить сущность и труд человека искусства — художника, скульптора, композитора и особенно писателя. По самым незначительным деталям его произведений наблюдатель способен распознать основные черты личности, его жизнен-ный стиль.
Когда я спешу домой, наблюдатель видит мою походку, осан¬ку, выражение лица, движения и жесты, которые обычно мож¬но ожидать от человека, возвращающегося домой**. Причем без учета рефлексов и какой-либо каузальности. Более того, мои рефлексы могут быть совсем другими, а причины могут варьи¬ровать. Направление, в котором человек следует, — вот что мож¬но понять психологически и что нас прежде всего и едва ли не исключительно интересует в практическом и психологическом отношении.
Далее: если я знаю цель человека, то я приблизительно знаю, что произойдет. И тогда я могу упорядочить и каждый из следу¬ющих друг за другом актов, увидеть их во взаимосвязи и посто¬янно корректировать или приспосабливать свое неточное зна¬ние контекста. Пока я знаю только причины и, соответствен¬но, только рефлексы и время реакции, возможности органов чувств и т. п., мне ничего не известно о том, что происходит в душе данного человека.
К этому надо добавить, что и сам исследуемый не знал бы, чего хочет, если бы он не был ориентирован на цель. До тех пор, пока нам неизвестна линия его жизни, определенная целью, вся система его рефлексов вместе со всеми причинными усло¬виями не может гарантировать последующую серию его дви¬жений: они соответствовали бы любому из возможных душев¬ных побуждений. Наиболее отчетливо этот недостаток можно понять на примере экспериментов с ассоциациями. Я никогда бы не подумал про одного мужчину, испытавшего тяжелое ра-зочарование, что слово “дерево” вызовет у него ассоциацию с “веревкой”. Но если я знаю его цель — самоубийство, то буду с уверенностью ожидать подобную последовательность мыслей, причем настолько определенно, что постараюсь убрать от него нож, яд и огнестрельное оружие. Только в выводах, которые делает человек, проявляется его индивидуальность, его аппер¬цептивная схема.
Если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить сле¬дующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действо¬вать, не имея перед собой цели. Ведь живому организму недоста¬точно причинности, чтобы преодолеть хаос будущего и устра¬нить бесплановость, жертвой которой мы стали бы. Всякое де¬яние осталось бы на стадии безразборного ощупывания, эко¬номия душевной жизни оказалась бы недостижимой: без целостности и личной потребности мы сравнялись бы с суще¬ством ранга амебы. Только неживое подчиняется очевидной каузальности. Но жизнь — это долженствование.
Нет сомнений в том, что предположение о целевой установ¬ке в значительной мере соответствует требованиям действитель¬ности. В отношении отдельного, вырванного из контекста фе¬номена тоже, пожалуй, нет никаких сомнений. Подтверждение этому привести очень легко. Достаточно с позиций этой гипо¬тезы посмотреть на попытки ходить, которые предпринимает маленький ребенок или роженица. От того же, кто пытается подходить к вещам без гипотез, чаще всего укрывается более глубокий смысл. Прежде чем делается первый шаг, уже имеется цель движения, которая отражается в каждом отдельном акте.
Таким образом, можно обнаружить, что все душевные дви¬жения получают свое направление благодаря ранее поставлен¬ной цели. Но все эти преходящие, осязаемые цели после крат¬ковременного периода стабильности





Размер файла: 48.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров