Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в ат-мосферный воздух: Метод. указ./ Сост. Е.Б.Серебряная, Н.К.Коротких: ГОУ ВПО «СибГИУ», Новокузнецк, 2003 (9)
(Методические материалы)

Значок файла Работа с базами данных в DELPHI. Метод. указ. /Сост. А.В. Степанов, Ю.А. Степанов: ГОУВПО СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 24 с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Программирование циклических алгоритмов. Метод. указ. / Сост. Л.Д. Павлова – 2-е изд. испр. и перераб. : СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 20 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Правоведение: Рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Правоведение» студентами очной и заочной форм обучения /сост.: Н.Е. Анохина: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.- 7с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Основные экологические термины: Метод. разработка / Сост.: С.А.Лежава, Е.Б. Серебряная: СибГИУ. – Новокузнецк, 2000.- 32 с (10)
(Методические материалы)

Значок файла НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Методическая разработка для студентов очного и заочного обучения всех специальностей (16)
(Методические материалы)

Значок файла Практикум по курсу «Экология» и рекомендации к составлению раз-дела «Экологичность проекта» пояснительной записки при дипломном проектировании для студентов всех специальностей (14)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Тюрина С.Ю. Дискурс как объект лингвистического исследования

С.Ю. Тюрина(Россия)

 

ДИСКУРС КАКОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Четкого иобщепризнанного определения «дискурс» не существует, однако следует отметитьширокую  популярность, приобретенную этимтермином в последнее время.

Дискурсявляется объектом междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистикис исследованием дискурса связаны такие науки и исследовательскиенаправления, как компьютерная лингвистика и искусственный интеллект,психология, философия и логика, социология, антропология и этнология,литературоведение, семиотика, историография, теология, юриспруденция,педагогика, теория и практика перевода, политология и др.  Каждая из этих дисциплин подходит к изучениюдискурса по-своему.

Основноевнимание в настоящей работе уделяется использованию понятия «дискурс» влингвистике.

Дискурс, понимаемый как текст, погруженный вситуацию общения, допускает множество измерений. С позиций прагмалингвистикидискурс представляет собой интерактивную деятельность участников общения, обменинформацией, оказание воздействия друг на друга, использование различныхкоммуникативных стратегий, их вербальное и невербальное воплощение в практикеобщения[i].  Функциональный подход предполагаетобусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широкомсоциокультурном контексте[ii]. Лингвостилистическийанализ дискурса выделяет регистры общения, разграничивает устную и письменнуюречь в их жанровых разновидностях, изучает характеристики функциональных стилей[iii]. С позиции формально илиструктурно ориентированной лингвистики дискурс определяется как язык вышеуровня предложения или словосочетания – «language above the sentence or above the clause»[iv]. Лингвокультурноеизучение дискурса устанавливает специфику общения в рамках определенного этноса, определяет формульныемодели этикета и речевого поведения в целом[v]. Социолингвистическийподход к исследованию дискурса предполагает анализ участников общения какпредставителей различных социальных групп и анализ условий общения в широкомсоциокультурном контексте[vi]. Интерес к дискурсу каккогнитивно-семантическому явлению возник сравнительно недавно[vii]. Всякое коммуникативноедействие в рамках спонтанного или организованного дискурса представляет собойреализацию тех или иных коммуникативно-когнитивных структур. Такимикогнитивными структурами являются фреймовые модели, содержащие информациюсоциокультурного характера. Фрейм рассматривается как один из способовпредставления стереотипной ситуации, содержащий информацию разных видов.Известный голландский лингвист Т.А. ван Дейк[viii] говорит о термине«фрейм» в связи с организацией «общего знания» в концептуальные системы. Фреймырассматриваются как единицы, организованные вокруг некоего концепта и содержатосновную, типическую и потенциально возможную информацию, ассоциированную с темили иным концептом.



[i] Dijk T.A.van. Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, 1981; Blakemore D. Understanding Utterances. An Introduction toPragmatics. Cambridge, 1993.

[ii] Brown G.,Yule G. Discourse Analysis. Cambridge, 1983; SchiffrinD. Approaches to Discourse. Oxford, 1994.

[iii] BhatiaV.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. L., 1993.

[iv] Stubbs M.Discourse Analysis. L., 1994.

[v] Карасик В.И. О типах дискурса // Языковаяличность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград,2000.

[vi] Brown G.,Yule G. Op. cit.

[vii] Dijk T.A.van. Op. cit.

[viii] Там же.



Размер файла: 58.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров