Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла SQL: SELECT-ЗАПРОСЫ -АГРЕГИРОВАНИЕ И ГРУППОВЫЕ ФУНКЦИИ Методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Автоматизированные информационно-управляющие системы» для студентов специальности 2101 по направлению Т-02 (7)
(Методические материалы)

Значок файла SQL: ИЗВЛЕЧЕНИЕ ДАННЫХ - команда SELECT Методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Автоматизированные информационно-управляющие системы» для студентов специальности 2101 по направлению Т-02 (9)
(Методические материалы)

Значок файла Основы архитектурно-конструктивного проектирования Часть 2 «Основы архитектурного проектирования» (6)
(Методические материалы)

Значок файла Осипов Ю.К. Архитектурные конструкции. Часть I. Фундаменты. Учебное посо-бие / СибГИУ, Новокузнецк, 2003 – 130 стр. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Ряды: методические указания /Сост.: М.С.Волошина, С.Ф.Гаврикова: СибГИУ. – Новокузнецк, 2005. – 42 с. (17)
(Методические материалы)

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003. (14)
(Методические материалы)

Значок файла Предел. Непрерывность: Метод. указ. / Сост.: Л.А. Кильман: СибГИУ. – Новокузнецк, 2005. - с. (13)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Тюрина С.Ю. Дискурс как объект лингвистического исследования

С.Ю. Тюрина(Россия)

 

ДИСКУРС КАКОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Четкого иобщепризнанного определения «дискурс» не существует, однако следует отметитьширокую  популярность, приобретенную этимтермином в последнее время.

Дискурсявляется объектом междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистикис исследованием дискурса связаны такие науки и исследовательскиенаправления, как компьютерная лингвистика и искусственный интеллект,психология, философия и логика, социология, антропология и этнология,литературоведение, семиотика, историография, теология, юриспруденция,педагогика, теория и практика перевода, политология и др.  Каждая из этих дисциплин подходит к изучениюдискурса по-своему.

Основноевнимание в настоящей работе уделяется использованию понятия «дискурс» влингвистике.

Дискурс, понимаемый как текст, погруженный вситуацию общения, допускает множество измерений. С позиций прагмалингвистикидискурс представляет собой интерактивную деятельность участников общения, обменинформацией, оказание воздействия друг на друга, использование различныхкоммуникативных стратегий, их вербальное и невербальное воплощение в практикеобщения[i].  Функциональный подход предполагаетобусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широкомсоциокультурном контексте[ii]. Лингвостилистическийанализ дискурса выделяет регистры общения, разграничивает устную и письменнуюречь в их жанровых разновидностях, изучает характеристики функциональных стилей[iii]. С позиции формально илиструктурно ориентированной лингвистики дискурс определяется как язык вышеуровня предложения или словосочетания – «language above the sentence or above the clause»[iv]. Лингвокультурноеизучение дискурса устанавливает специфику общения в рамках определенного этноса, определяет формульныемодели этикета и речевого поведения в целом[v]. Социолингвистическийподход к исследованию дискурса предполагает анализ участников общения какпредставителей различных социальных групп и анализ условий общения в широкомсоциокультурном контексте[vi]. Интерес к дискурсу каккогнитивно-семантическому явлению возник сравнительно недавно[vii]. Всякое коммуникативноедействие в рамках спонтанного или организованного дискурса представляет собойреализацию тех или иных коммуникативно-когнитивных структур. Такимикогнитивными структурами являются фреймовые модели, содержащие информациюсоциокультурного характера. Фрейм рассматривается как один из способовпредставления стереотипной ситуации, содержащий информацию разных видов.Известный голландский лингвист Т.А. ван Дейк[viii] говорит о термине«фрейм» в связи с организацией «общего знания» в концептуальные системы. Фреймырассматриваются как единицы, организованные вокруг некоего концепта и содержатосновную, типическую и потенциально возможную информацию, ассоциированную с темили иным концептом.



[i] Dijk T.A.van. Studies in the Pragmatics of Discourse. The Hague, 1981; Blakemore D. Understanding Utterances. An Introduction toPragmatics. Cambridge, 1993.

[ii] Brown G.,Yule G. Discourse Analysis. Cambridge, 1983; SchiffrinD. Approaches to Discourse. Oxford, 1994.

[iii] BhatiaV.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. L., 1993.

[iv] Stubbs M.Discourse Analysis. L., 1994.

[v] Карасик В.И. О типах дискурса // Языковаяличность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград,2000.

[vi] Brown G.,Yule G. Op. cit.

[vii] Dijk T.A.van. Op. cit.

[viii] Там же.



Размер файла: 58.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров