Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Семья алкоголиков, как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Социальные и психологические проблемы подростков из семей алкоголиков…………………………………………………………………….6

1.1.         Из истории возникновения алкоголизма в обществе………………………………………………………….6

1.2.        Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей……………………………………………………8

1.3.        Социальная ситуация развития………………………….10

1.4.        Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье……………………………………………………………..15

1.5.        Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов………………………………………………………18

ГЛАВА 2. Экспериментальная ……………………………………………...24

2.1. Описание выборки исследования ……………………………….24

2.2. Описание методик исследования………………………………..25

2.3. Анализ и выводы эксперимента…………………………………29

2.4.Коррекционная работа…………………………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….52

 

 

 

 

Введение

 

 

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртным страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состояние опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности – все это приводит и разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы[13].

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отношения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом[10]

В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактом, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работ с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения  детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений технического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов  для улучшения коррекции и воспитания таких детей[20].

Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По состоянию на 1 января 2004 г. в ведении органов социальной защиты населения функционировало более 3 100 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов.

Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость  от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и поэтому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов[18].

 Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществить социальную помощь этой категории детей.

 Объект: девиантные семьи и их особенности.

 Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из семей алкоголиков и их изменения под влиянием коррекционных воздействий.

 Задачи исследования.

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких подростков.

2. Провести диагностическую и психокоррекционную работу с ними, составить программу исследования.

3. Рассмотреть отечественной и мировой опыт организации социальной работы с подростками, один или оба родителя которые страдают алкоголизмом.

 Гипотеза исследования: предполагается, что семья алкоголиков является фактором риска, обуславливающим положительное отношение подростка и спиртным напиткам.

Новизна исследования этой проблемы заключается в том, что к привычным, стереотипным представлениям об алкоголизме, укоренившимся в общественном сознании, был применен новый подход – психологический. Излишне выдерживать тон изложения в пропагандистском духе, суть которого состоит в декларативных заявлениях типа: «Пьянству бой!». Важно иметь объективное представление об изучаемой проблеме, чтобы правильно понять подростка «группы риска», выявить мотивы его поведения и помочь ему.

 

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Мы попробуем показать, что семья алкоголиков неблагоприятно влияет на формирование социальной адаптации ребенка. Эти дети нуждаются в помощи социальных педагогов, психологов, социальных работников, классных руководителей.

 



Размер файла: 207 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров