Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (6)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (7)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Психологические особенности людей пожилого возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ   ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО  ВОЗРАСТА

 

План:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме

1.1 Понятие психического старения…………………………………………5

1.2 Изменения человека как индивида, происходящие  в пожилом и  старческом  возрасте…………………………………………………………..8

Глава 2. Психические  изменения   в личности старого человека

2.1 Психологический портрет старого человека……………………………..12

2.2 Классификация  психических изменений   в старости и типов психологического старения……………………………………………………13

2.3 Типы приспособления личности к старости………………………………18

Глава 3. Профилактика старения

3.1 Основные стрессоры  людей  пожилого и старческого  возраста и пути их преодоления……………………………………………………………………..22

3.2  Здоровый образ жизни  как фактор долголетия………………………….24

Заключение………………………………………………………………………35

Список источников………………………………………………………………37


ВВЕДЕНИЕ

  Один из демографических признаков  на планете Земля- это постарение  ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется   многими факторами, основным из которых является   отчетливая тенденция   к сокращению рождаемости  в развитых странах. Канули в лету представления   о возрасте 50-60 лет как о возрасте  старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре  раза; смертность среди  70-летних  в последнее время  уменьшилась вдвое. Для современного человека  после выхода  на пенсию  реальность прожить  в среднем  еще  15-20 лет стала вполне очевидна.

  Что же может представлять  собою  жизнь  человека  в этот период ? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности  и т.п.? Или же  напротив, возможность вести полноценную  (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру  своих  сил, стараться   быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость  как очередной этап  жизни, в котором  есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих  этапах жизни)?

 Сегодня два поколения  наиболее остро чувствуют   на себе последствия  социально-экономических  преобразований: это люди зрелого и пожилого  возраста.  Экономические неурядицы  выступают для них   в очень конкретном  облике царя   голода, о котором   в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям   пожилого  возраста, нужны знания и навыки для налаживания   социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в  себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной  работоспособности  и творчества  демонстрируют  люди весьма  преклонного возраста. После  70 лет успешно  работали  многие  известные  ученые- П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им.Кант  и др. А.Гумбольт писал «Космос»  с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний  опыт»  в 73 года, а « Лекции  о работе  больших полушарий  головного мозга»- в 77 лет (а всего  Иван  Петрович  Павлов  прожил  87 лет).

  Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом  и позднем возрасте  человек  может быть глубоко  несчастным, одиноким, быть «обузой»  для  близких, «досадой»   для молодых  и даже испытывать  жестокое  к себе  обращение  как в семье,  так и в  государственном  социальном  учреждении.

  Как помочь человеку  в пожилом возрасте избежать всех этих   проблем и постараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

  Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

   Задачи работы:

1.Составить  психологический  портрет  старого человека.

2.  Обозначить  круг  возрастных изменений   в организме пожилого человека.

3.  Расписать примерную  профилактику  старения.



Глава 1. ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ

1.1  Понятие психического старения

  Старость-это заключительная  фаза  в развитии человека, в которой  этот  процесс  происходит   по нисходящей   жизненной  кривой.[1]  Иначе говоря, в жизни человека   с определенного возраста   проявляются   инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде   старого человека, уменьшении  его  жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

  Старость может приближаться   к человеку  двумя путями:  через физиологическое ослабление  организма и путем  снижения   силы и  подвижности  психических процессов.

  В старости происходит естественное и  обязательное  снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются   и психической деятельности, что выражается в разнообразных  психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о   психическом упадке.

  В своей  монографии « Психическое старение» Н.Ф. Шахматов[2] определяет его как   случай   естественного старения, при котором  отмечаются   снижение психической силы, сужение  объема  психической  жизни,  экономное  использование   имеющихся ресурсов.

  Проявления физического  упадка  находят свое выражение   в ограничении круга   интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина   различны.  Как указывает  Н.Ф. Шахматов, появление заметных   признаков   психического упадка можно   отнести преимущественно   ко времени завершения   жизни (85 лет  и старше.)

  Психическая слабость, снижение  силы и подвижности   психических процессов при   психическом упадке  в старости  находятся  в тесной  связи с фактором   физического здоровья. Укрепление   физического здоровья, излечение от соматических болезней   быстро ведут к оживлению   психической   жизни в старости.

   Другой крайней точки   придерживаются исследователи, склонные восхвалять  «очарование   преклонного возраста». У этих людей  физическое ослабление   компенсируется   высоким духовным подъемом. Поэтому  период, предшествовавший наступлению  старости  и старческого  недомогания, называют  «лучшими  годами». Именно  это  имеется в виду, когда  говорят   о счастливой старости.

  Счастливая  старость- это  особо  благоприятная  форма  старения. Счастливая старость- это удовлетворенность  новой  жизнью, своей ролью   в этой жизни. Это форма  благоприятного  психического старения, когда долгая    жизнь приносит  новые  положительные эмоции, которых   человек   не знал в прошлом.

  Л.Н. Толстой   говорил: «Я никогда  не думал, что старость  так привлекательна».

  И, наконец, третья группа  исследователей  находит  в старости  как  отрицательные, так и положительные черты.

  Характеризуя  психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые   являются компенсаторными или приспособительными в новых  условиях жизни.  Так, одновременно  со снижением   уровня  психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие  преодолению и уравновешиванию  этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных  признаков старения с   позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует  о возможности в старости адаптироваться   к новым условиям  жизни. При изучении   способностей   у старых людей  в возрасте  от 60 до  93 лет   установлено, что они  используют структуру  своего опыта, черпая  из него  элементы   для удержания   имеющихся  знаний  на должном  уровне  и для  переработки  их в новые  знания. Старые люди могут   в значительной   степени развивать   некоторые свои  способности  и даже проявлять новые.

1.2 Изменения человека как индивида, происходящие  в пожилом  и старческом возрасте

  Процесс старения  представляет  собой  генетически  запрограммированный  процесс, сопровождающийся  определенными  возрастными изменениями в организме.[3] В период жизни человека после зрелости происходит  постепенное ослабление  деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать  длительную  физическую  или нервную нагрузку; общий запас энергии  у них становится  все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них  содержания жидкости. В результате  такого обезвоживания  суставы пожилых людей  затвердевают. Если это происходит  в костных  сочленениях  грудной  клетки, то  затрудняется  дыхание. Возрастное обезвоживание  приводит  к иссушению  кожи, она становится  более  чувствительной  к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется  зуд, кожа теряет  матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою  очередь, препятствует  потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления  чуткости  нервной  системы пожилые и старые люди  замедленно   реагируют на изменения внешней   температуры и  поэтому   больше подвержены   неблагоприятному  воздействию жары и холода. Происходят  изменения  чувствительности  разных органов чувств, внешние проявления  которых  выражаются  в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более  яркой  освещенности  пространства  и т.д.  Вот некоторые примеры: людям  за 50 требуется  вдвое больше света, а за 80- в три раза; у 20-летнего человека  рана заживает  в среднем  за 31 день, в 40 лет- за 55 дней, в 60 лет- за 100 дней и далее- по нарастающей.



[1] Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч. пособие.- М.:  Гуманит. Изд.  центр  ВЛАДОС, 1999. С. 85

[2] Шахматов Н.Ф. Психическое старение.М., 1996

[3] Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М, Возрастная психология: личность  от молодости   до старости: Учебное пособие.- М.:  Педагогическое общество России, Изд. Дом « Ноосфера», 1999. С. 50



Размер файла: 234.24 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров