Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Е.А. Стребелева. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВВЕДЕНИЕ

 

Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно - педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно - исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация  воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекиионного воспитания и обучения.

Первые исследования в области специальной дошкольной педагогики, посвященные детям с нарушениями слуха (Е.Ф.Рау, А. Л. Венгер, Г.Л.Выгодская, Э. Л. Леонгард, Б. Д. Корсунская и др.), доказали, что эффективность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов. В дальнейшем последовали работы, посвященные изучению и обучению детей с нарушением интеллекта (М. Г. Блюмина, М. С. Певзнер, Н, Г. Морозова, А.А.Катаева и др.) и детей с нарушениями зрения И.Земцова, Л. И. Солнцева, А.Г.Литвак, В. А. Феоктистова и др. ). Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениями

речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции отклонений в речевой и познавательной деятель­ности детей-дошкольников и их подготовки к обучению в школе (Р. Е. Левина, М, М. Кольцова, Н. А. Чевелева и др.). Параллельно с этим проводились исследования по изучению и коррекционной поддержке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и др.) и детей с тяжелыми множественными нарушениями (А. И. Мещеряков, В. Н. Чулков и др.).

Исследования в области раннего изучения и обучения детей с нарушениями в развитии заложили основы для организации в нашей стране государственной системы дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста. По резуль­татам опытно-экспериментальной работы была создана норматив­но-правовая база и составлена документация, определяющая прин­ципы отбора и комплектования специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также орга­низацию и содержание коррекционно-педагогического процесса1.

Последующие работы в области специальной дошкольной пе­дагогики расширили тематику и направленность исследований, углубили понимание взаимосвязи биологического и социального в развитии ребенка, способствовали становлению дифференциаль­ной диагностики детей дошкольного возраста, показали значи­мость исследований, направленных на помощь детям раннего воз­раста.

Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие предназна­чено для студентов факультетов дефектологии, коррекционной пе­дагогики, специальной педагогики и специальной психологии ву­зов. Оно может быть использовано также практическими работни­ками специальных дошкольных учреждений и родителями, воспи­тывающими детей с отклонениями в развитии.

Тематика пособия полностью соответствует типовому учебному плану факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии.

Задачами курса специальной педагогики являются:

обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам дошкольной коррекционной педагогики, связанным с пониманием особенностей проблемного ребенка, комплексного изучения детей различных категорий и системного подхода в орга­низации коррекционно-педагогического воздействия;

формирование у студентов представлений о значимости свое­временного выявления нарушений развития у детей, о необходимости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в детском развитии;

знакомство студентов с контингентом детей, имеющих различ­ные нарушения и/или отклонения в развитии;

ознакомление студентов с системой дошкольных образователь­ных учреждений для детей со специальными образовательными нуждами и принципами их комплектования;

формирование представлений об общих и специфических прин­ципах и методах коррекционно-педагогического воздействия в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Книга состоит из одиннадцати глав. В двух первых главах осве­щаются общие вопросы специальной дошкольной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке систе­мы коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольно­го возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. В них по­казаны основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в познавательном и физическом развитии. Последующие главы по­священы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими определенные типы нарушений. Характеризу­ются особенности детей той или иной категории, основные прин­ципы, определяющие содержание специального обучения и вос­питания, методы и приемы работы с детьми, обусловленные спецификой каждого типа нарушений. К каждой главе даны вопросы и практические задания для студентов, а также список рекомендуемой литературы.



Размер файла: 307.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров