Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (19)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (15)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Электронная коммуникация

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.. 3

Глава 1. Понятие и функции электронной коммуникации.. 4

1.1. «Коммуникация» как научная категория. 4

1.2. Понятие социальной коммуникации. 7

1.3. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. 10

Глава 2. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации   21

2.1. Я и социальная коммуникация. 21

2.2. Я и социальная память. 25

2.3. О необходимости курса «Социальная коммуникация». 27

Заключение.. 29

Список литературы... 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Но особенно большой интерес в наши дни вызывает электронная коммуникация, опирающаяся на новые технологии и предоставляющая пользователям поистине уникальные возможности для общения, обучения, исследования, ведения бизнеса. Главная особенность виртуального общения связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений - теми ролями, которые они на себя принимают.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм международного сотрудничества как в рамках отдельных сфер общественной жизни, так и общества в целом. Спектр таких возможностей постоянно расширяется, невзирая на географические границы человеческих общностей. Наиболее перспективными специалисты считают экономическую, научную и культурную сферы.

Российский Интернет вырос за последнее десятилетие до значительных размеров в результате индивидуальных усилий ученых, коммерсантов и предпринимателей, академических программ и пользователей-самоучек, создающих виртуальные сообщества и информационные сети. Однако темп роста российского Интернета отстает от мирового, а его распространение, выраженное в реальном количестве хостов и пользователей, кажется несоразмерно малым.

Цель курсовой работы состоит в анализе понятия, функций и особенностей развития электронной коммуникации в России, и ее влиянии на личностную сферу пользователей Интернет.

 

 

Глава 1. Понятие и функции электронной коммуникации

1.1. «Коммуникация» как научная категория

 

Приступая к анализу такого сложного явления, как социальная коммуникация, следует определить сущность коммуникации, как феномена человеческой культуры. История научного познания коммуникации, как считают ученые, начинается еще с Античности. Древние мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь-логос. Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие, а особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил номос - закон в виде письменного текста - дальний предок бюрократии.

В эллинистический период, когда началось культурное освоение обширных территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса сделалось особенно насущной, ибо язык гарантировал выживание греческой культуры в иноземном окружении. Появились ученые-«грамматики», предписывающие правила «истинного» и «чистого» греческого языка; особенно активны были александрийские грамматики.

В Средние века христианская церковь не забыла уроков античного красноречия. В программу подготовки священнослужителей были включены риторика, грамматика и диалектика, которые образовали «тривиум» - три первых и основных предмета изучения.[1]

Термин «коммуникация» своим происхождением обязан латинским communicatio - сообщение, передача; communicare - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. В разных странах и языках оно используется уже на протяжении многих столетий. Так, К. Куле отмечает, что «французское communication в XIV в. подразумевало «общение», смысл «сообщение» слово обрело в XVI в.»[2].

В Большой советской энциклопедии толкование слова дается в разных словарных статьях: «Коммуникация… пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства…»; «Коммуникация, общение. Обычно К. определяется как «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, напр. производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые - не знаковые, а сигнальные способы К.…»[3].

В Советском Союзе «коммуникационная наука», процветающая за рубежом, оказалась в числе репрессированных идеологическими органами научных дисциплин. В «Философском словаре», изданном в 1986 г., говорится: «Коммуникация - категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом - утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива»[4].

В словарях современного русского языка и словарях, содержащих лексику прошлых столетий, термину дается следующее толкование: пути, дороги, средства связи мест[5]; путь сообщения (напр., связывающий армию с ее базами), общение[6] и т. д. Коммуникация рассматривается как путь сообщения и форма связи, обмен информацией в человеческом обществе и животном мире, связь между объектами неживой природы.

Современный словарь иностранных слов определяет этот термин как путь сообщения (воздушная, водная и т. д. коммуникация); форму связи (телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя и более индивидами, основания для взаимопонимания; процесс сообщения информации с помощью технических средств - СМК (печать, радио, кино, телевидение)[7].

Общим в интерпретациях лексического значения является процесс передачи информации, обмен чем-либо, движение. Это характеризует сущность рассматриваемого понятия. Коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) - передаваемый объект (сообщение) - принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация, как считает А.В. Соколов, - это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом.[8]

В зависимости от пространственно-временной среды предлагается следующая типизация коммуникации (рис 1.1).

Таким образом, выделяют четыре основных типа коммуникации:

I. Материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

II. Генетическая (биологическая, видовая);

III. Психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

IV. Социальная (общественная).

1.2. Понятие социальной коммуникации

 

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными углами зрения; подход к ней зависит от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания коммуникации можно условно разделить на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

А.В. Соколов предлагает следующую научную дефиницию социальной коммуникации: социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Это движение возможно только между субъектами, так или иначе вовлеченными в социальную сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается.[9]

В целесообразной социальной коммуникации коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют три цели:

1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений;

2. побудительная - стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы;

3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.

В зависимости от материально-технического оснащения, т. е. от применяемых каналов, Соколов предлагает различать три рода социальной коммуникации (рис. 1.2)[10]:



[1] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.; С.7.

[2] Куле К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия… М., 2004. С. 6.

[3] Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1973. Т. 12. С. 624.

[4] Цит. по: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.12. (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М., 1986. - С. 207-208.)

[5] См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 2. С. 149.

[6] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989. С. 233.

[7] См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 294.

[8] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.15.

[9] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.17-18.

[10] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.101-102.



Размер файла: 29 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров