Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (4)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития

Оглавление

стр.

Введение………………………………………………………………………………………  3

 

Глава 1. История вопроса ……………………………………………………………………  6

1.1.     История вопроса в обществе …………………………………………………  6

1.2.     История вопроса в природе …………………………………………………..  8

1.2.1.           Здоровый образ жизни ………………………………………………..  8

1.2.1.1.    Жизнь …………………………………………………………..  9

1.2.1.2.     Образ …………………………………………………………..13

1.2.1.3.     Здоровье ……………………………………………………….15

1.2.2.           Жизнь идущая здоровым образом ……………………………………17

1.3. Краткий итог первой главы ……………………………………………………18

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития ………………………………...20

              2.1. Методы и организация исследований …………...…………………………...  20

              2.2. Краткий обзор учебного материала …………………………………………..  20

                   2.2.1. Валеология. Справочник школьника ……………………………………  21

                   2.2.2. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней …………..  21

                   2.2.3. Валеология образование …………………………………………………  21

                   2.2.4. Валеология. Учебник для вузов …………………………………………  21

                   2.2.5. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении …………..  22

                   2.2.6. Валеология. Учебное пособие. …………………………………………..  22

                   2.2.7. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы 23

                   2.2.8. Валеологизация образовательного процесса ……………………………  23

                   2.2.9. Валеологизация образовательного процесса ……………………………  23

                   2.2.10. Валеологический компонент образовательных программ

начальной школы ………...…………………………………………………………………..   24

              2.3. Краткий итог обзора учебного материала ……………………………………   24

              2.4. Критические материалы ……………………………………………………….   24

                   2.4.1. Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века» ……………………………...   25

                   2.4.2. Мнение представителей православной конфессии ……………………..  27

              2.5. Общий итог по представленным материалам ………………………………..   29

              2.6. Современное состояние ……………………………………………………….   30

              2.7. Перспективы развития ………………………………………………………...   31

Глава 3. Положения и новации ……………………………………………………………..   34

              3.1. Положения ……………………………………………………………………..    34

                    3.1.1. Личное применение в повседневном ритме …………………………...   34

                    3.1.2. Общественные формы проявления …………………………………….    35

              3.2. Новации ………………………………………………………………………..    36

Глава 4. результаты исследований …………………………………………………………    38

              4.1. Формулировка выводов ………………………………………………………     40

Список литературы ………………………………………………………………………...      41

Приложения………………………………………………………………………………….    40

Приложение 1. Словарь использованных терминов (глоссарий) ………………………..   44

Приложение 2. Образное представление места валеологии как научного мировоззрения 48

Приложение 3. Образное представление одномоментного восприятия ………………...   49

Приложение 4. Иллюстрация недостатков внимания …………………………………….   50

Приложение 5. Образное представление «здорового» образа жизни в критических границах ……………………………………………………………………………………..    51

Приложение 6. Образное представление содержания ритмов ………………………….    52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная исследовательская работа будет изложена информативно таким образом, что бы освещение рассматриваемого материала располагалось в сфере научной деятельности светского образования *. В связи с тем, что моя позиция как автора, использует убеждение, что окружающая действительность познаваема и доступна пониманию человека (логически и чувствознанием*). Естественно, познаваемость и доступность к пониманию является величиной медленно раскрывающейся в процессе накопления знаний в истории науки, предаваемой меняющимися теориями, которые стараются приблизится к более достоверному описанию природных и общественных процессов и на основе этого стараются прогнозировать их развитие.

 

Наблюдая за развитием человеческого знания, как способности к умственному восприятию и переработки внешней информации при систематизации познавательной деятельности человека, можно отметить его избирательное, специализирующееся направления исследований по определённым явлениям одного уровня или типа (химическое взаимодействие, физические процессы…).

 

Т.е возьмем, например наблюдения окружающего пространства через механические приспособления, дают астрономии право говорить о расположении, строении, происхождении и развитии небесных тел. Это позволяет рассчитывать и практически осуществлять полёты управляемых аппаратов, применять сложнейшие и очень рискованные маневры, на современном уровне развития управляемых полётов. Размышления об общем смысле вещества и энергии, фундаментальных взаимодействий природы управляющих движением материи, позволяют физике раскрывать взаимодействия пространства и времени.

 

Параллельно с этими областями человеческого поиска закономерностей, как сознательной концентрации на выбранном объекте, основную ценность для практического изучения жизни, можно отдать науке биологии и её разделений на области изучения самого человека, как части природной организации. Этологии – видов врождённого поведения. Биологии развития – от эмбрионального развития до рождения и смерти. Генетика – законы и механизмы наследственности и изменчивости. Ксенобиология – изучение разумной жизни в космосе. Физиология – жизнедеятельность и регуляция физиологических функций, и взаимодействие организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. Морфология – внешнее и внутреннее строение человека.

 

Огромным превалирующим пластом в науках о человеке будут те области изучения, где изучается управление данными человеку возможностям. Психологии – закономерности развития и функционирования психики. Философия – общая наука и форма мировоззрения, при этом так же может быть отнесённой  и к формам человеческой деятельности. И особым образом следует отметить – Боговедение (Теология), в связи с огромным количеством людей желающих упорядочить ещё неведомое для них мировое устройство, в форме Веры (признания силой внутреннего убеждения без логической проверки мироупорядочивающего творческого начала одной вечной Личности (или нескольких)).

 

 

______________________________________

 

* -  знаком отмечены слова, расшифровываемые в глоссарии, приложение1.

На данный момент светское государство, где под словом государство примем, политическую организацию общества управляющей экономической и социальной структурой, развивает рациональные нормы, которые не имеют религиозного обоснования. И при этом отметим, что современное общее направление государственного образования поддерживает мировоззрение гуманизма, где центральная идея человека, как существа воли, разума и чувства, находится как высшая ценность по отношению к самому человеку, и как относительная ценность к некоторым ценностям мира и общества.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Физическая культура и воспитание, как часть образовательной системы, имеет свои государственные руководящие законы, в которых естественно затрагивается рассматриваемая тема.

Например, органы государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта … пропагандируют массовую физическую культуру, здоровый образ жизни… [13] А также участие этих органов в …организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствуя их привлечению к систематическим  занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, … [14] Стоит отметить так же законодательное условие для средств массовой информации формировать потребность граждан в активном здоровом образе жизни. [15]

 

Особо показательно применить здесь - определение системы физического воспитания, как исторически обусловленного типа социальной практики физического воспитания, включающей мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, в учебных пособиях специализированных факультетов высших учебных заведениях. [56]

И, конечно же, эта тема отражена в документах наиболее приближённых к практической деятельности преподавателей – «Обязательный минимум содержания учебного предмета «физическая культура» средней школы» [20]

 

Исходя из необходимости определения актуальности исследования заявленной темы, важно отметить имеющуюся постоянную необходимость, среди работников физической культуры, иметь ясное представление о здоровом образе жизни. Практическое использование средств и методов физического воспитания и развития физических качеств человека, знания в данной области, истории вопроса и его изменений, позволяет корректировать работу учителей физической культуры в направлении лучшего результата этой деятельности – формировать активную жизненную позицию, имея развитые физические возможности.

 

Отметим, что актуальность исследования данной темы, вызвана  влияющей на образ жизни людей научной деятельностью человечества, постоянно меняющей психологический общественный настрой, а так же быстро растущие потенциальные возможности  медицины и сильно меняющееся рукотворное технологическое устройство окружающей среды человека. Это вызывает необходимость реакции системы образования своевременно отвечать на поступающие изменения.

 

  Объектом данного исследования рассмотрим схематичные базовые состояния человеческого бытия, которые образуют начальные условия для любой деятельности.

И, следовательно, предметом исследования выберем схемы управления жизнью, доступные человеку, которые приводят его образ жизни к здоровому, чем и должно заниматься общественное устройство, также и при помощи сферы физического образования.

 

Гипотезой (предположением) данного исследования можно принять то, что здоровый образ жизни, является естественным природным процессом биологического выживания, но как это проявляет себя среди человечества как вида, требует, по моему мнению, большего освещения, что естественным образом должно преподаваться будущим учителям физической культуры, которые будут повышать живучесть новых поколений. Тем более что информационный поток, проходящий сквозь средства массовой коммуникации, акцентирует значительную долю внимания на разрушительные отклонения человеческой деятельности, но не на полноту всех возможных укрепляющих действий, больше создавая негативный жизненный настрой на будущее пользователям этим потоком «данных».

 

Цель исследования – выявить наиболее естественные направления мышления, как можно лучше старающиеся выравнивать отклонения от здорового образа жизни, подразумевая и используя которые, специалисты по физической культуре будут с большей эффективностью добиваться поставленных задач в своей области.

 

Задачи исследования:

1.      Выявить био логическую основу развития событий во времени, которыми управляет человек и общественное жизнеустройство.

2.       Выразить, доступными на современном этапе представлениями, связи образных и практических представлений в понятиях: здоровье и образ жизни.

3.      Проследить вероятностную перспективу развития общественных изменений базируясь на современном этапе развития человеческого общества.

4.      Выработать рекомендации по акцентированию выбора средств и методов физического развития в современных условиях способствующих закреплению здорового образа жизни.

 

Все это будет рассматриваться, движением научного мышления в сторону объединения данных из «узко» специализирующихся наук о человеке, в обобщающую организацию научного мировоззрения сферы человек – валеологию. При этом, теологию и её влияние на изменение человеком своего образа жизни, следует принимать во внимание, т.к. на протяжении всей известной истории человечества её значение на образ жизни сообществ было основополагающее.

 

Например, образец «схемы-рекомендации» направлений самосовершенствований, приведён из философского атеистического учения буддизм [30] (Таблица 1).

 

Таблица 1

 

Мудрость

Правильное: понимание, стремление.

Добродетель

Правильная: мысль, речь, действие.

Концентрация

Правильный: образ жизни, усилие, концентрация

 

В этом примере, следует понять, что постановка вопросов – схем исследования жизни примерно одинакова во все времена, а наполнение содержания ответом на них, меняется в разных сообществах. Биологическая жизнь требует сохранения своих неизменных принципов и проверяет, тренирует и совершенствует свои ответы на природные факторы выводящие её из равновесия. Рассмотрим это.

 

 

ГЛАВА 1  ИСТОРИЯ ВОПРОСА

 

Развития событий связаны, причины «отходят» в прошлое, следствия «протекают» в настоящем и они же в будущем становятся причинами новых следствий. Рассмотрим, что явилось причинами появления этой темы, как появился термин – Валеология, и что этому предшествовало.

 

 

1.1 ИСТОРИЯ ВОПРОСА В ОБЩЕСТВЕ

 

Чем занимается наука - накапливает собирая, анализируя в обобщениях, строя и улучшая теории окружающих процессов, старается прогнозировать их развитие.

Образуются новые направления научной деятельности на стыке «узко» специализирующихся наук: геоботаника, петрофизика, эконометрика, биосоциология…

Так же на стыках наук о человеке, при нарастающем коме исследовательских наработок, мы наблюдаем попытки выделить новый горизонт обобщения информаций в науку о здоровье, и здоровом его образе, наиболее лучшему реагированию организма на меняющиеся во времени факторов влияния.

 

Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. В связи с этим академик РАМН Ю.П. Лисицын предложил назвать это новое направление медицины санологией.

В этом контексте следует привести высказывание Ю.П. Лисицына о различии между терминами “санология” и “валеология” (Медицинская Газета, № 100, от 24. 12. 99). В середине 70-ых годов он предложил термин “Санология”. А в 80ые годы в печати и в отдельных статьях, а затем в книге “Введение в валеологию” профессор И. Брехман предложил термин “валеология”. По существу, это таже санология, но с акцентом на оценку, охрану улучшения здоровья индивидуумов. УМС Минздрава СССР направил рукопись книги И. Брехмана мне на рецензию, и я дал ей положительную оценку, отметив близость понятий “валеология” и “санология”. Термин получил более широкое признание и распространение: не случайно именно так стали называться курсы и кафедры на факультетах повышения квалификации врачей. Одна из причин этого - импонирование науки об индивидуальном здоровье многим клиницистам, практическим врачам, имеющим дело с конкретными пациентами” И далее академик РАМН Ю.П. Лисицын отмечает “Преподавание основ валеологии в педагогических учебных заведений не вызывает возражений, так как там с медицинскими и профилактическими проблемами охраны здоровья, кроме валеологии, не знакомятся вообще, так, как следует для подготовки грамотного, культурного педагога. [58]

 

Считается, что термин «валеология» был предложен к использованию в медицинской практике и практике обучения в начале 80-х годов двадцатого столетия доктором медицинских наук, профессором Брехманом Израилем Ицковичем (1921-1994).

Где последние 15 лет его научной деятельности были в области здоровья здорового человека. Им же были сформулированы плоскости влияний валеологии с физкультурой и спортом, лечебной и профилактической медициной, педагогикой. [28]

 

Эти исследования были представлены в докладе на национальном конгрессе по профилактической медицине, в Санкт-Петербурге, в 1994 году. Затем, начиная с этого года, проходят ежегодные конгрессы по практической медицине и валеологии. Следует заметить, что во многих вузах Владивостока, Санкт-Петербурга, Курска, Москвы и многих других городов ныне действуют кафедры по валеологии.

 

Например, кафедры присутствуют в Национальном институте здоровья (Санкт-Петербург), Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург), Тюменском государственном университете, Новгородском государственном университете, Южно-российском государственном университете экономики и сервиса (Северный Кавказ), Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени Н.Г.Чернышевского (Чита), Воронежском государственном педагогическом университете, Северный государственный медицинский университет (Архангельск), Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова (Москва), и многих других высших учебных заведений Российской Федерации. Эти данные характеризуют поиски научной мысли, как активные в данном направлении на современном этапе развития наук.

 

Валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека. [51]

 

Формируется информационный фонд, как научное мировоззрение, что образно представлено в приложении 2. Именно как научное мировоззрение, пытающееся обобщить влияние природы человека в «объяснении себе и объяснении себя».

 

Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением (З.А. Федоренко, А.В. Коробков, В.Г. Жбанков, И.Т. Осипов, Н.А. Мусаелов и др.). Федерацией массовой физической культуры сельского населения (В.И. Жолдак, П.А. Виноградов, Ю.В. Борисов и др.), отраслевыми и региональными федерациями (И.В. Муравов, Ю.А. Хайрова, Л.Ф. Сорокина, В.А. Балтрушевич, С.Н. Исаева, Г.А. Шевченко и др.). А научно-методическое обеспечение, весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа (Н.Д. Граевская, Н.И.Косилина, В.В. Матов, Л.Н. Нифонтова, И.Т. Осипов, М.П. Сотникова, Н.В. Трофимов, М.В. Протасова и др.), а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны (Э.Г. Булич, В.М. Баранов, Л.С. Глузман, Л.П. Трофимова, В.Г. Камалетдинов, А.А. Шелюженко, Н.А. Нельга, И.В.Харабуга и др.). Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения. [51]

 

Несмотря на то, что развитие этого направления научного внимания людей развивается по сей день, до сих пор есть негативные и критические мнения, по вопросам практического применения валеологии в программном материале учебных учреждений. Что и вызвало прекращение преподавания валеологии в школах.

 

Журнал “Народное образование”, вероятно, решил не отстать от “Медицинской газеты” (МГ) образца 1999 года. Именно в тот год были опубликованы основные мысли многих авторов статьи в “Народном образовании” и именно эти публикации стали основной для принятия решения 1 февраля 2000 г о запрещении высшего валеологического образования. Открыла серию публикаций (с участием журналиста МГ Андрея Семенова) Ирина Силуянова. Ее статья в МГ (№ 51, от 7.07.99) называлась достаточно эффектно “Поп-наука. Валеология. Научно-методологическая, мировоззренческая и правовая несостоятельность”. А сама дискуссия шла под заголовком “Энтузаззисты” и их жирные “гуси”. Затем была статья диакона Андрея Кураева “Осторожно: валеология!” ( МГ № 66 от 27.08.99), затем – статья клинического психолога Ирины Медведевой “Невроз от “просвещения” (МГ, № 7, от 6. 10.99). Завершало первый эшелон подобных публикаций печально известное “Письмо 140” - открытое письмо министру образования РФ В.М. Филиппову “Что кроется под мантией валеологии?” (МГ, № 5 от 28.01. 2000). Письмо подписали видные деятели науки, искусства, писатели, священнослужители - всего 140 человек. [60]



Размер файла: 32 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров