Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Каждый кредит прибылен по своему

 

www.globalteka.ru® Заказать диплом, курсовую, диссертацию

 

Каждый кредит прибылен по-своему


\\ Банковская практика за рубежом.-2004.-№2.-С.34-39

Олег Зайцев

Мировые банки пересматривают свои стратегии корпоративного кредитования

Главные тенденции развития мировой финансовой отрасли последнего десятилетия дают возможность определить, как различные банки западных и новых рыночных стран формулируют свои главные стратегии ведения корпоративного банковского бизнеса. Последние события в этой области свидетельствуют о постоянном изъятии банками избыточных кредитных резервов, их отходе от финансовой модели долгосрочного инвестирования, а также о более четком понимании финансовыми институтами того, когда и куда следует вкладывать капитал для налаживания широкомасштабных отношений с крупными корпорациями. Несмотря на бурное развитие в последнее время розничных финансовых операций многие аналитики прогнозируют, что рационально построенный корпоративный банковский бизнес будет и впредь оставаться главным источником прибыли для европейских, североамериканских и азиатских банков.

Большие тянутся к большим

Еще накануне кризиса в мировой кредитной отрасли в 2001-2003 годах многие западные банки приступили к пересмотру собственных стратегий корпоративных банковских операций в целом и программ в секторе кредитования крупных компаний в частности. В 2002 году впервые за многие годы система корпоративного кредитования испытала значительный отток капитала и вкладываемых средств. В этой связи банкам, планировавшим и далее наращивать активность в этой сфере, не оставалось ничего иного, как делать это за счет укрепления собственной дисциплины бизнеса и определения главных направлений развития корпоративных отношений.

Вероятно, будет проще понять, как западная отрасль корпоративных банковских операций пришла к такой непростой ситуации, в какой она оказалась сегодня, если рассмотреть некоторые важные тенденции ее развития за последнее десятилетие. Будучи всегда интенсивным сектором банковской отрасли, корпоративный банковский бизнес в этот период был чрезвычайно динамичным, реагируя на фундаментальные изменения на мировой финансовой арене. Главные из них заключались в следующем:

- Последовательное и повсеместное принятие таких величин как экономический капитал (количество средств, необходимых компании для покрытия экономических рисков) и скорректированная относительно риска прибыль на собственный капитал (Risk Adjusted Return on Capital – RAROC) в качестве главных инструментов для оценки состояния кредитного портфеля.

- Первоначальное восхищение и последующее разочарование банков в разработанных ими концепциях корпоративного кредитования и стратегиях инвестиционных банковских операций.

- Быстрое развитие вторичных рынков, в частности – рынка кредитных деривативов, как дополнительных каналов управления и предупреждения риска.

- Совершенствование управления активными кредитными портфелями как базовый инструмент, с помощью которого банки проводят обновление структуры и состава своих кредитных пакетов.

Все эти изменения происходили на фоне непрекращающегося широкомасштабного использования заемных средств в американском и европейском корпоративном секторе, дерегуляции в таких ключевых отраслях как энергетика и телекоммуникации, а также глобализации инвестиционных источников, торговых партнеров и финансовых операций.

За последнее десятилетие критерий "экономический капитал" оказывал сильное влияние на корпоративный банковский бизнес, поскольку создал для кредиторов общий аналитический инструмент для оценки результатов работы кредитного портфеля и доходности клиентов на полностью откорректированной относительно риска основе. Тем не менее, на сегодняшний день лишь несколько крупнейших финансовых институтов постоянно пользуются им, большая же часть западных банков продолжает оценивать свой бизнес по кредитованию крупных корпораций, как правило, с точки зрения роста поступления наличных денежных средств. С другой стороны, банки разработали новые методики оценки эффективности кредитования в конкретных секторах экономики с точки зрения скорректированной относительно риска прибыли на собственный акционерный капитал. Благодаря этому финансовые институты получили возможность расширять объемы корпоративных банковских операций.

Опытные и высокопрофессиональные финансовые институты использовали результаты анализа кредитоспособности отдельных компаний и целых отраслей для таких целей как, например, разработка индивидуальных условий кредитования для корпоративных заемщиков. В итоге такие банки могли более гибко варьировать кредитные ставки в зависимости от степени надежности клиентов и их оборота, тем самым получая конкурентное преимущество перед теми финансовыми институтами, которые, не имея возможности определять степень риска в каждом отдельном случае, компенсировали его повышенными ставками. Таким образом, в сфере кредитования произошла концентрация: обслуживать ведущие корпорации могли только крупнейшие банки, имеющие на вооружении передовые методики управления риском.

Более того, развитие рынка коммерческих ценных бумаг форсировало изменение роли банков в обеспечении кредитами крупных корпоративных клиентов. Многие из таких клиентов имели кредитные рейтинги, которые были равны или превосходили кредитные рейтинги обслуживающих их банков. Такие прочные финансовые позиции обеспечивали крупным корпорациям прямой выход на финансовые рынки для привлечения капитала. Банки, в свою очередь, стали промежуточным звеном, организующим данные операции и предоставляющим финансирование вспомогательным подразделениям крупных корпораций.

На сегодняшний день лишь немногие западные банки сумели добиться показателя RAROC выше 13-14% по своим портфелям кредитов для крупных транснациональных корпораций даже с учетом положительных результатов их деятельности в национальном масштабе (если говорить, например, о европейских и канадских банках). А, если исключить из общей картины обслуживание средних по размеру компаний регионального или национального масштаба, то доходы банков вообще не превышали показателей, которые выражались бы однозначными числами. Невероятно, но использование экономического капитала в качестве основного критерия принятия решений о кредитовании, оценки и управления рисками пока не заставило большинство банков отказаться от предоставления клиентам средств по ставкам, которые ниже минимально приемлемого уровня доходности по инвестициям. Очевидно, деловые связи с крупными и уважаемыми клиентами для многих банкиров остаются самостоятельной ценностью, не имеющей прямого отношения к получению прибыли.

Универсальный банковский бизнес и вторичные рынки

Другой главной тенденцией прошедшего десятилетия стала ярая приверженность некоторых банков к стратегии интегрированных корпоративно-инвестиционных банковских операций. Ее еще иногда называют "модель универсального банковского бизнеса" (universal banking model). В период с 1990-го по 2000 год корпоративные банковские институты, соблазненные перспективами получения выгодных комиссионных в инвестиционном банковском секторе, приобрели более 45 универсальных и высокоспециализированных инвестиционных банков, совокупная стоимость которых оценивалась в $106 млрд.

Не трудно понять, почему эти сделки были столь привлекательны. В стабильные годы чистая прибыль до вычета налогов от генерируемых клиентами инвестиционных банковских операций фактически равняется аналогичному показателю для всех форм кредитования крупных корпораций. Правда, для получения таких доходов от инвестиционных операций требуется меньше капитала, но как раз для крупных банков его нехватка никогда не была проблемой.

Конечно, ряд банков действительно заложили основу для разработки концепций, которые, в конечном счете, как казалось, могут стать ценными и обоснованными стратегиями универсальных банковских операций. Но у большинства североамериканских и европейских банков эти попытки провалились. Если оглянуться назад, то становится очевидным, что многие действия банков в этом направлении были самообманом и заранее обрекались на неудачу.

Многие институты, похоже, просто забыли или проигнорировали тот факт, что инвестиционный банковский бизнес по своей сути крайне изменчив, а многие рынки специализированных финансовых продуктов (и, соответственно, получаемые на них прибыли) находятся в руках таких ведущих глобальных игроков как Merrill Lynch, Goldman Sachs и Morgan Stanley. Кроме того, крайне высокие бонусы и премии, выплачиваемые в 90-х годах специалистам, отвечающим за корпоративное финансирование и инвестиционные банковские операции, несколько не соответствовали скромным прибылям, получаемым банками, не входящими в "высшую лигу". Большинство институтов так и не смогли правильно определить время и ресурсы, необходимые для создания инвестиционного банка международного масштаба. Со всех точек зрения, инвестиционный банковский бизнес – зрелая отрасль, где главные роли распределены между ведущими глобальными игроками.

В то же время, многие инвестиционные банки сами начали предоставлять корпорациям-клиентам кредиты, полагая, что это повысит их эффективность в конкурентной борьбе с коммерческими банками, в конце 90-х годов часто стимулировавших инвестиционные контракты льготными кредитами. Хотя трудно утверждать, что эта практика себя очень оправдала, так как, по сути, она дала положительный эффект только в отношении простых инвестиционных операций, для которых не требуются специалисты высшей квалификации. В принципе, от данного нововведения выиграли только клиенты, а вот банки, похоже, нет.

Проведенное в 2001 году компанией Oliver, Wyman & Company исследование европейского рынка оптовых банковских операций свидетельствовало о том, что две трети сумм, получаемых банками от инвестиционных операций, шли на погашение убытков от льготного кредитования, и только треть – в доход финансовых институтов. Практически аналогичная ситуация наблюдалась и в США. Более того, несмотря на то что предоставление кредитов воспринималось многими банкирами лишь как награда за полученные инвестиционные контракты, оказалось, что доходы от комиссионных по андеррайтингу (с учетом оплаты труда занятых в проведении этой операции специалистов) не настолько велики, чтобы оправдать подобное действие.

В ходе своего исследования Oliver, Wyman & Company также проанализировала работу с клиентами корпоративных и инвестиционных банков "второго уровня". Полученные данные свидетельствуют о том, что даже при поступлении от заемщиков комиссионных по инвестиционным банковским продуктам, весьма редко более чем на 2-3% повышается общая доходность кредитных портфелей. Эти невысокие показатели в совокупности с низкими на сегодняшний день поступлениями от кредитных операций гораздо ниже прибылей, которые можно заработать на банковских операциях (правда, следует отметить, что эти жесткие оценки справедливы только для США; в европейских странах интеграция инвестиционного и кредитного бизнеса может быть намного более доходной).

Еще двумя главными тенденциями прошедшего десятилетия стали небывалый рост вторичного рынка кредитов и дальнейшее усовершенствование методик активного управления кредитным портфелем (Active Loan Portfolio Management – ALPM). Особое внимание за прошедшие годы было приковано к рынку дефолтных свопов, объем которого, по некоторым оценкам, уже превысил $3 трлн. С другой стороны, в тот же период наблюдалось бурное развитие рынка облигаций, обеспеченных займами, и рынка вторичных рискованных кредитов. Главное здесь для корпоративных кредиторов заключается в том, что эти рынки предоставили в распоряжение банкиров новые инструменты по хеджированию (страхованию) кредитного риска. Это дает банкам возможность быстро менять конфигурацию и структуру своих кредитных портфелей.

Наряду с этим, часто наблюдавшийся ранее психологический барьер, не позволявший банкам покупать инструменты защиты кредитного риска вследствие их высокой цены, сегодня постепенно становится менее значимым для финансовых институтов и утрачивает свою актуальность, поскольку ставки на этом рынке резко упали. Многие банки, которые ранее были не склонны к осуществлению хеджирования кредитного риска, в настоящее время уже создали или активно создают для этих целей специальные финансовые резервы. Так, по данным компании Oliver, Wyman & Company, ряд североамериканских региональных банков в прошлом году для ведения защитных операций по хеджированию выделили 2% от своей скорректированной относительно риска прибыли на акционерный капитал. Другие банки, например швейцарский UBS в Европе, в ежегодных финансовых отчетах регулярно публикуют высококачественные аналитические обзоры о своих операциях по страхованию кредитного риска.

Бурное развитие вторичных кредитных рынков содействовало дальнейшему улучшению качества управления портфелями банковских займов. Финансовые институты пришли к пониманию того, что они заслуживают такого же обращения, как с портфелями ценных бумаг. Благодаря применению различных производных инструментов банки теперь могут продавать неприбыльные кредиты, диверсифицировать свои портфели по отраслям и/или регионам, ставить дальнейшее развитие бизнеса с клиентами в зависимость от их доходности.

Хотя ведущие мировые банки создали подразделения по управлению портфелями займов еще в начале 90-х годов, к концу прошедшего десятилетия возросшая актуальность этого аспекта для остальных участников западного банковского сектора стала очевидной. По мере быстрого роста непредвиденных убытков от невозвратов топ-менеджеры банков пришли к пониманию того, что стратегия долгосрочного инвестирования перестала быть оптимальной для их бизнеса. Сегодня, вероятно, с полной уверенностью можно говорить о том, что фактически все главные североамериканские банки, активно действующие на рынке корпоративного кредитования, уже создали подразделения ALPM для оценки изменений в кредитных портфелях и подготовки рекомендаций по выявлению неприбыльных клиентов и избавлению от них.

Внедряя новое, не забывайте о старом

Сегодня азиатские банкиры фокусируют внимание, главным образом, на розничном банковском бизнесе. Именно это направление, как считают они, генерирует наибольшие прибыли, поскольку по мере повышения уровня жизни в Восточной и Юго-Восточной Азии все большее число индивидуальных клиентов нуждается в банках для оптимизации управленияи своими финансовыми делами. Но азиатские банкиры рискуют лишиться крупного источника потенциальных доходов, каковым остается корпоративное кредитование, в которое обычно вовлечено от 60 до 70% активов банков. Это был и есть главный бизнес финансовых институтов, и, вероятно, он и должен им оставаться, так как большинство коммерческих заемщиков в Азии будут и в дальнейшем зависеть от банков в части получения финансирования, трансакционных услуг и сервиса по управлению риском.

Однако вместо развития корпоративного банковского дела азиатские банкиры продолжают вкладывать крупные средства в активное рекламирование и продвижение розничных финансовых операций, разработку новых продуктов и совершенствование управления отношениями с клиентами. По мнению специалистов западных консалтинговых компаний, они, при этом, не учитывают того, что реализация комплекса четких и детально разработанных способов совершенствования корпоративных финансовых операций может в течение 12-18 месяцев содействовать росту доходности активов на 40-50 б.п. Например, банк-кредитор, обладающий активами на общую сумму $10 млрд. и имеющий 60% из них в виде корпоративных займов, ежегодно способен получать дополнительную прибыль в размере от $25 млн. до $30 млн. Для того чтобы достигнуть аналогичного результата за счет расширения розничного бизнеса, тот же банк должен генерировать $1 млрд. в новых активах и получать по ним не менее 2% доходов.

Причина, вследствие которой руководители азиатских банков стремятся иметь максимум поступлений от розничных финансовых операций и не проявляют особого желания налаживать корпоративный бизнес, кроется в сегодняшнем состоянии самих финансовых институтов стран Азии. Многие из их корпоративных займов не приносят запланированных прибылей, а принятие каких-либо действенных мер по исправлению такой ситуации может привести к тому, что эти институты столкнутся с серьезными трудностями при реализации своих бизнес-стратегий. До недавнего времени корпоративное кредитование было надежным источником поступлений для многих азиатских банков. Рыночные ограничения давали местным институтам преимущества перед их зарубежными конкурентами в ведении корпоративного бизнеса, и многие азиатские банки зарабатывали на этом солидные суммы. Но эти преимущества сегодня все менее и менее заметны, поскольку финансовый рынок континента более открыт для зарубежных игроков, а темпы экономического роста в регионе упали.

Но, если проблемы в азиатском корпоративном банковском деле настолько очевидны, то почему же местные банкиры закрывают на них глаза? Во-первых, во многих банках Азии просто не владеют информацией о том, какие корпоративные клиенты приносят им наибольшую прибыль и в результате чего. Во-вторых, ведение рациональной ценовой политики, отражающей стоимость капитала и степень риска, может привести к сужению рыночной доли банка и замедлению роста его главных видов бизнеса. Наконец, третья причина кроется в традиционных для Азии тесных отношениях между банкирами и их корпоративными клиентами.

Тем не менее, некоторые азиатские банки предпринимают определенные действия, направленные на повышение доходности корпоративных операций. По мнению аналитиков, два важных изменения в бизнес-моделях финансовых институтов Азии могут помочь им в налаживании более прибыльного корпоративного банковского дела.

Первое – это фокусирование внимания на конкретно выбранных сегментах бизнеса. Поскольку в настоящее время в Азии происходит становление категорий корпоративных клиентов с различными индивидуальными потребностями, то дни стандартных и пригодных для всех случаев предложений фактически уже сочтены. В Гонконге и на Тайване, например, крупные корпорации заинтересованы в получении специальных решений, т.е. таких индивидуальных продуктов, которые охватывают не только предоставление кредита как такового, но и включают управление риском. Многие азиатские банки должны отказаться от унифицированной модели корпоративных отношений, когда средние и крупные компании обслуживаются одинаково и со стандартным набором финансовых продуктов, в котором центральное место занимает кредит.

В отличие от крупных корпораций средние и мелкие азиатские компании тяготеют к получению от банков упрощенных предложений, где главная роль отведена займу. Но они не ограничиваются только им. Получается, что банки должны ориентироваться, в первую очередь, на самые прибыльные и быстрорастущие сегменты потребителей. Этот курс, безусловно, потребует от них детальной оценки финансового положения и кредитоспособности клиентов, их потребностей в конкретных финансовых продуктах и состояния конкуренции в каждой отрасли. Такой анализ, вероятно, может заставить многие азиатские банки сфокусировать главное внимание на кредитовании, в первую очередь, средних и мелких компаний.

После этого финансовым институтам Азии следует сделать второй крупный и важный шаг. Внутри конкретных сегментов клиентской базы они должны выйти за рамки предоставления только кредитов и приступить к предложению прибыльных и базирующихся на взимании комиссионных услуг (управление наличностью и риском, казначейские операции, финансирование торговли и т.д.), генерирующих более привлекательные доходы. Однако данный рынок здесь сегодня еще слабо развит: в Японии и Южной Корее банки, например, получают от комисионных соответственно лишь 25 и 17% от общих банковских доходов. Напротив, у ведущих американских банков эти показатели достигают 50-75%.

Переход к ориентации на конкретные сегменты клиентов и предоставление услуг, базирующихся на комиссионных, потребует также от банков Восточной Азии усовершенствования операционной деятельности в фундаментальных видах банковского бизнеса. Улучшая, например, операции андеррайтинга и привязывая ценообразование к риску, азиатские банки могут успешно решать проблемы с обеспечением качества активов и добиваться того, что выдаваемые ими корпоративные кредиты будут давать солидные прибыли. Азиатским институтам, проигнорировавшим данные факторы и тенденции, уготована незавидная судьба – поглощение своими конкурентами. Хотя розничный банковский бизнес, возможно, и привлекателен, те кредиторы, которые пересматривают свой подход к корпоративному банковскому делу, смогут обеспечить себе стабильное существование на долгосрочную перспективу.



Размер файла: 70.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров