Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Перспективы развития благотворительных фондов в современных российских условиях

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1.Теоретические основы корпоративной социальной ответственност…8

1.1.Понятие, сущность социальной политики и корпоративной социальной ответственности………………………………………………………..……8

1.2.Принципы корпоративной социальной ответственности………..….26

1.3.Зарубежные и российская модели корпоративной социальной ответственности……………………………………………………….…....32

Глава 2.Практика корпоративной социальной ответственности в современной России………………………………………………………………………...…..47

2.1.Опыт российских компаний в области корпоративной социальной ответственности………………………………………………………...…..47 2.2.Нефинансовая отчетность как направление развития корпоративной социальной ответственности в России…..………………………………..62

Заключение……………………………………………………………………….72

Список используемой литературы……………………………………………...76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы исследования. Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. Недостаток комплексных научных разработок в области современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной власти и общества.     В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности. Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе – социальными. Актуальна разработка общих подходов к оценке эффективности управления при осуществлении социально-ответственной политики. Оценка качества управления влияет на положение компании на финансовых рынках, поддержание бесконфликтного существования общества, обеспечение устойчивого развития.

 Разработанность исследуемой проблемы. В научных исследованиях существуют различные теоретико-методологические подходы к определению понятий «ответственность» и «социальная ответственность». В том или ином аспекте проблемы ответственности касались мыслители различных времён: Конфуций, Платон, Аристотель, Т.Гоббс, И.Кант, К.Маркс и др.

Среди отечественных мыслителей, оказавших непосредственное влияние на формирование авторской позиции в области исследуемой проблемы, следует назвать Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Герцена А.И., Ильина И.А., Розанова В.В., Соловьёва В.С., Сорокина П.А. и др. Исследования российских философов, их культурологические размышления по поводу национального характера в контексте духовного опыта, гражданской и моральной позиции личности заложили основы понимания социальной ответственности как способа проявления общественной активности.

Многие работы отечественных авторов (Афанасьева В.Г., Басова Б.П., Буслова К.Д., Дмитриева А.В., Ковалёва А.М., Ореховского А.И., Плахотного А.Ф., Сперанского В.И, и другие) посвящены разработке основ общей теории корпоративной социальной ответственности, определению критериев эффективности формирования активной жизненной позиции, доказательству необходимости «отличать процесс управления социально ответственным поведением личности от процесса формирования личности».

Цель исследования:   рассмотреть феномен корпоративной социальной ответственности в современном мире.

Объектом исследования является корпоративная социальная ответственность бизнеса.

Предметом исследования является корпоративная социальная ответственность как инструмент социальной политики.

В качестве гипотезы работы выступает утверждение, что при оптимальной организации и использовании разнообразных направлений и технологий корпоративной социальной ответственности бизнеса в современных социально-экономических условиях она может стать эффективным инструментом социальной политики в России.

Задачи исследования:

1.          Раскрыть понятие, сущность социальной политики и корпоративной социальной ответственности.

2.          Охарактеризовать основные принципы корпоративной социальной ответственности.

3.          Провести сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности США, Европы, Великобритании, России.

4.          Проанализировать опыт корпоративной социальной ответственности российского бизнеса.

5.          Рассмотреть нефинансовую отчетность компаний как направления развития корпоративной социальной ответственности в России.

В ходе выполнения исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный и системного анализ.

 Научная новизна и теоретическая значимость:

- на основе анализа международного опыта показано, что современный корпоративный сектор является не только эффективным экономическим субъектом, но и эффективным инструментом социальной политики;

- выявлены особенности применения принципов социальной ответственности в России;

- определены резервы развития российского корпоративного сектора, которые сдерживают становление современных эффективных моделей социально- трудовых отношений;

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления проблем и перспектив социальной ответственности при внедрении принципов корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области корпоративной ответственности. Положения дипломной работы могут быть использованы при формировании социальных отчетов российских компаний.

Структура дипломной работы: обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. В работе две таблицы. Список литературы включает в себя 65 источников. Общий объем работы 82 страниц.

 

 

Глава 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности

 

1.1.         Понятие, сущность социальной политики и корпоративной социальной ответственности

 

 Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, их благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

          Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному – двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.

          Проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

          Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей.

          Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как правило, на региональном, муниципальном и корпоративном уровне. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу.

          Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д.

          Социальная политика – это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально – демографических, социально – профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

 В обществе формируется общее понимание, что социальная политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Прошло время, когда стратегии и программы разрабатывались за закрытыми дверями. Формирование общественного мнения относительно де­ловой и социальной репутации предприятий будет стимули­ровать руководителей, претендующих на длительный успех, доброе имя и высокий престиж, серьёзно относиться к ци­вилизованным методам ведения бизнеса. [9.21-24.]       

Современный бизнес втянут во множество связей и отношений: с потребителями и экспертами, партнерами и конкурентами, кредиторами и инвесторами, властями и консультантами, журналистами и общественными организациями. Немаловажное значение в этой системе связей и отношений играют спонсорство, патронаж и благотворительность, связанные с организационной, экономической, прежде всего, финансовой поддержкой проектов и программ в социальной сфере, науке, образовании, культуре, искусстве, деятельности соответствующих учреждений и организаций, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц. Нередко эти проекты и программы далеко выходят за рамки сферы непосредственной деятельности коммерческих, промышленных, торговых фирм.        

Социальная ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя:

1.                 Имущественную ответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за их собственность;

2.                 Перед потребителями и клиентами — ответственность за качество товаров и услуг;

3.                 Перед работниками — ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда;

4.                 Перед населением — за охрану и восстановление окружающей среды;

5.                 Перед государством — за соблюдение законов, включая уплату налогов. [4.98-99.]             Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:

·                главное — это возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;

·                ответственность — это и понимание последствий самостоятельно принятых решений — следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;

·                способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;

·                желание принимать решения, способствующие развитию общества.[32.135.]  

   В результате длительного и непрерывного процесса капиталистического развития западных стран сформировалась сложная и сбалансированная система регламентации взаимоотношений частного предпринимательства, власти общества в сфере социально-экономического развития стран и отдельных территорий.  В настоящее время в разных странах участие бизнеса в решении социальных проблем либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально установленных стимулов и льгот. В России этот процесс находится на начальных этапах своего развития и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества и олигархического развития бизнеса. Правила взаимодействия этих институтов, роль отдельных сторон и меры их участия в социальном развитии только формируются.   Термин «корпоративная социальная ответственность» появился в середине 70-х годов прошлого века в США и Европе.          Корпоративная ответственность перед обществом - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:

• Производство качественной продукции и услуг для потребителей

• Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала

• Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.

• Построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами

• Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров

• Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел

• Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.[54.317-319.]

Корпоративная социальная ответственность сегодня становится современным стилем деловой активности, который оказывает значимое влияние на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.      Генри Форд — человек, славившийся трезвым умом и здравым смыслом, сомневался в целесообразности благотворительности, считая более оправданным социальным вкладом бизнеса его расширение, а значит, создание и увеличение рабочих мест.    

Некоторые виды ответственности выражены и закреплены в законах, т.е. носят правовой характер. Некоторые имеют моральный характер, но от этого не становятся менее жесткими — например, контроль со стороны общественных организаций и СМИ. Корпоративная ответственность перед обществом определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям: 

1) производство качественной продукции и услуг дл

Размер файла: 701.19 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров