Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Неравенство доходов и социальная дифференциация населения

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                 Неравенство доходов……………………………………………………..1

Влияние экономического развития на неравенство и бедность……….4

1.2.          Влияние неравенства и бедности на динамику экономического развития………………………………………………………………………....4

1.3. Бедность и экономическое неравенство………………………………...17

1.4. Покупательная способность средних денежных доходов……………..18   

1.5. Доля средне – высокообеспеченых слоев………………………………19

1.6. Сравнение с соседними странами……………………………………….19

2. Социальная дифференциация населения…………………………………21

2.1. Социальная поляризация населения…………………………………….22

2.2. Факторы поляризации населения………………………………………..27

2.3. Экономическая пирамида и социальные последствия поляризации….30

Заключение…………………………………………………………………….34

Список используемой литературы…………………………………………...36

1.                НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ

 

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства «У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился» - говорит один из экспертов (Б. Силверман и М. Янович). Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.

Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности доллара в 1990г.).

В странах Восточной Европы и СНГ в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения живёт в бедности.

Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть проблему питания, то окажется, что миллионы семей не в состоянии нормально питаться. Одним из самых видимых симптомов этого влияния – задержка роста детей. В России в 1992-1994гг. доля детей до 2-х лет с отмечавшейся задержкой роста возросла с 9 до 15 %. За исключением некоторых стран Центральной Европы доля детей с низким весом при рождении выросла во всех постсоциалистических странах.

При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60 %, в Эстонии оно более чем удвоилось. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.

Общий рывок перемен от социализма к рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен – требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической системы. Конечно, нет смысла с откладыванием реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и минимизировать неизбежные разрушения.

Одной из характерных черт переходного периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.

Страны с переходной экономикой часто опровергали устоявшие представления о закономерностях и принципах экономического развития. Не исключено, что и в отношении взаимосвязи экономического развития регионов и уровня бедности в них, а России, отсутствуют тенденции, наблюдаемые в других странах. Самым предварительным аргументом в пользу этой связи является тот факт, что уровень бедности и его динамика значительно варьировали по регионам страны, которые так же демонстрировали разные темпы экономического развития.  

 

Журнал «Общество и экономика» № 1 2003г. стр. 80-92 Доктор экономических наук В.Бобков

 

1.1. Влияние экономического развития на неравенство и бедность

 

В соответствии с концепцией  С. Кузнеца с началом экономического роста экономическое неравенство увеличивается, а затем происходит его снижение. Рост неравенства на первом этапе обусловлен перемещением труда из низкоэффективных секторов в более эффективные, в результате этого отдача в секторах выравнивается и экономическое неравенство снижается. Однако выводы этой теории оказались противоречивыми. Другие эксперты не обнаружили устойчивой связи между экономическим ростом и неравенством, третьи обнаружили отрицательную корреляцию. В исследованиях, проведенных для России Шевяковым А.Ю. и Китурой А.Я. гипотеза Кузнеца С. Статистически отвергается. Исследования, проведенные для различных категорий стран показали, что экономический рост способствует снижению бедности. Высокий уровень экономического развития облегчает борьбу с бедностью, обеспечивая ресурсы для этой цели.          

 

1.2. Влияние неравенства и бедности на динамику

экономического развития.

 

В отношении обратной зависимости – влияние неравенства и бедности на экономический рост выдвигаются три группы аргументов:

·              политэкономические факторы;

·              несовершенство рынка и капитала;

·              социальные конфликты.

Политэкономические исследования А. Алесина, Д. Родрига и др. приводят к заключению об отрицательном влиянии неравенства и бедности на экономический рост. Представление о механизме этой связи основывается на теореме о медианном избирателе, который в случае высокого неравенства и бедности принадлежит к категории населения с низкими доходами и голосует за нераспределительную политику. Перераспределение осуществляется за счет налогов, которые вносят искажения и дестимулируют развитие. Предполагается, что экономика обладает определенным потенциалом роста, но если имеет место высокое перераспределение, то реальный рост будет меньше потенциального и, таким образом, неравенство и бедность приводят к замедлению темпов экономического роста.

Развитие идеи влияния перераспределение на экономический рост позволило исследователям (Бенержи А.В., Дуфло Э.) сделать вывод, перекликающийся с гипотезой Кузнеца, что зависимость между изменением темпа экономического изменением неравенства имеет форму  перевернутой параболы ?. Однако, механизм связи здесь другой и период ее проявления – краткосрочный. Основная идея состоит в том, что перераспределение инициируется одной из групп населения, когда она уверена, что может увеличить свою долю общего дохода. Как правило, распределение благосостояния изменяется относительно медленно, крупные изменения в распределении доходов в течение короткого периода времени часто связано с давлением одной из групп населения и реализацией её целей. Непосредственным следствием таких изменений в распределении доходов является замедление темпов развития, хотя в досрочной перспективе это может привести к ускорению экономического роста.

Издержки перераспределения возникают как из-за искажающего влияния высокого налогообложения, так и из-за потерь, связанных с достижением согласия. Прямым следствием приведенных аргументов является вывод о том, что в период быстрого изменения неравенства и бедности в любом из направлений (как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения) темпы экономического развития замедляются. Активные перераспределительные принципы представляют собой характерную черту переходного периода.

Следствием несовершенства рынка капиталов является вогнутый характер зависимости между текущим благосостоянием человека и его будущим благосостоянием. Бедные люди имеют ограниченные возможности для получения, как образования, так и предметов и займов с целью организации бизнеса. В результате потенциал этой категории населения недоиспользуется, и бедные недоинвестируют, что отрицательно сказывается на продуктивности экономики и темпах ее роста.

Третья группа аргументов поддерживающих идею о негативном влиянии неравенства и бедности на экономический рост связана с тем, что высокий уровень неравенства влечет за собой социальные конфликты в обществе. Результатом конфликтов могут быть политическая нестабильность, которая увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность территории, и следствием этого является замедление экономического развития. Для улаживания социальных конфликтов и достижения равновесия в обществе, в распоряжение политической системы могут потребоваться дополнительные ресурсы, что будет снижать общую эффективность экономической системы.

В качестве статистических индикаторов бедности в регионах России используются следующие показатели:

1.                 Доля населения, имеющего денежные доходы меньше прожиточного минимума (ПМ) (бедное население).

2.                 Доля населения, имеющего денежные доходы меньше 2-х прожиточных минимумов (крайне бедное население).

 

3.                 Доля населения, имеющего денежные доходы меньше 2-х прожиточных минимумов (малообеспеченное население). 

Для характеристики общего экономического неравенства населения исследуется коэффициент ДЖИНИ и коэффициент фондов.

Доля крайне бедного населения в среднем по регионам страны увеличилось с 1997г. по 1999г. и достигла почти 1/3 от общей численности населения. В 2000г. средние характеристики существенно сократились (почти на 10%), а в 2001г. последовал их небольшой рост. Рост неравенства в регионах увеличил долю крайне бедного и бедного населения, но сокращал долю малообеспеченного населения.

Доля населения с доходами ниже половины прожиточного минимума (крайне бедное население), в %

Для оценки различий в уровне жизни экспертами Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) применяется система нормативных потребительских бюджетов, включающих прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка.

Силы, определяющие экономическое неравенство, мощны и устойчивы. Специалистами установлены основные причины неравенства доходов. Они проистекают, прежде всего, из частной собственности. Различия в уровне богатства являются главным фактором экономического неравенства, будь то приобретенные месторождения природных ресурсов, производственные новшества или любые другие накопления капитала, а так же, наследуемая собственность. Степень неравенства в распределении доходов измеряется кривой Лоренца. Она показывает, какая часть общей суммы доходов идет разным по уровню достатка слоям населения, что выражается в изменении от 0 до 1 коэффициента Джини, значения которого отражают концентрацию денежных доходов. Кривая Лоренца обычно применяется к распределению текущих денежных доходов. Однако если ее применить к распределению богатства (собственности), то результаты покажут более сильное неравенство.

Различия в образовании, являющиеся одной из форм накопления, так же участвуют в неравном распределении собственности и доходов.

Третья группа факторов, под воздействием которых складывается экономическое неравенство, составляют различия в возрасте и здоровье людей, а так же возможностей их доступа к благополучию, что предопределяет развитие социального страхования и государственной социальной помощи в обучении и профессиональном образовании выходцев из бедных семей.

Богатые страны располагают большими возможностями уменьшить неравенство в условиях жизни, чем развивающиеся страны.

Показатель внутреннего валового продукта на душу населения является основным индикатором изменения уровня бедности, так как обусловлен взаимодействием бизнеса, власти и общества.

В более бедных странах рост производительности, как правило, медленнее, чем в богатых, и это лишь усиливает их неравенство. Современные различия в уровне внутреннего валового продукта на душу населения весьма значительны и достигают 16 раз по паритету покупной способности и 90 раз по биржевому курсу американского доллара.

Мировой опыт показывает, что в странах с более низким душевным доходом и более широким распространением абсолютной бедности, экономическому и социальному прогрессу, при прочих равных условиях, более способствует низкий уровень неравенства.

Возможности его увеличения создаются по мере роста внутреннего валового продукта и повышения уровня жизни лиц с наименьшими доходами. Это, однако, не исключает выравнивание в наиболее процветающих странах уровня жизни верхних и нижних слоев.

Страны с различным уровнем внутреннего валового продукта на душу населения Всемирным банком принято делить на 4-е группы:

·                   с высоким внутренним валовым продуктом на душу населения по биржевому курсу (более 9 тыс. долларов);

·                   высоким средним (3-9 тыс. долларов);

·                   низким среднем (800 – 3 тыс. долларов);

·                   низким внутренним валовым продуктом (менее 800 долларов).

Из анализа экспертов следует, что в таких развитых странах, как США и Великобритания для обеспечения дальнейшего процветания социальная политика направлена на поддержание высокого уровня экономического неравенства. Наоборот, в Дании, Финляндии, Швеции и ряде других стран с высоким душевым внутренним валовым продуктом эти же задачи решаются при низком уровне дифференциации денежных доходов. Таким образом, высокий уровень внутреннего валового продукта и благосостояния позволяет индустриально развитым странам обеспечивать социальный прогресс при разных вариантах социальной политики.

Гораздо меньше альтернатив у стран со средним и особенно низким внутренним валовым продуктом.

Россия относилась в тот период к странам с низким средним размером душевного внутреннего валового продукта, а по решаемым задачам и распространению бедности тяготела к Болгарии и Румынии. Однако, проводимая в 90-х годах социальная политика вывела нашу страну в группу государств с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Это было не оправдано ни ресурсами, ни характером накопившихся проблем и выразилось в проявлении крайней нищеты и богатства. Высокая социально-политическая напряженность, к счастью, не привела к масштабному гражданскому противостоянию, свойственному ряду стран Латинской Америки, допустивших неадекватно высокий уровень экономического неравенства.



Размер файла: 407.01 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров