Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Пенсионное обеспечение

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Особенности системы пенсионного обеспечения населения. 5

1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование                                   и использование. 5

1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России. 17

2. Основные направления по совершенствованию пенсионного обеспечения в России  23

2.1. Обобщение зарубежного опыта организации пенсионного фонда. 23

2.2. Недостатки и пути улучшения пенсионного                              обеспечения в России  28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

ВВЕДЕНИЕ

 

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца[1].

В нашей стране до начала 90-х годов пенсионное обеспече­ние осуществлялось за счет средств Фонда государственного социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда приходилось прибегать к средствам госбюджета. Из-за дефицитности бюджета вопросы развития пенси­онной системы всегда решались по остаточному принципу.

В условиях усиливающегося финансового кризиса для пен­сионного обеспечения объективно необходимо было формиро­вание Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осу­ществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года средства, предназначенные для выплаты пенсий и некоторых государственных пособий, по решению высших законодательных органов Российской Федерации были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учету и целевому распределению средств была возложена на Пенсионный фонд[2].

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупней­шим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю при­ходится около ? средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров[3].

Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самосто­ятельное накопление гражданами основ­ной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие воз­можность накопления гражданами буду­щей пенсии, способной обеспечить сохра­нение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. На­чиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо зара­нее накапливать деньга на свою пенсию.

Пенсионеры этих стран могут вести ак­тивный образ жизни, позволяя себе не только хорошо питаться и одеваться, но и путешествовать по миру, благодаря забо­те о себе еще в период трудовой деятель­ности.

В России понимание необходимости са­мостоятельной и заблаговременной забо­ты о своем материальном благополучии на пенсии только начинает формироваться благодаря начавшейся реформе пенсион­ной системы.

Таким образом, все вышесказанное в совокупности и раскрывает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

 Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы  формирования и использования пенсионного фонда.

Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть особенности системы пенсионного обеспечения в России; 2) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения; 3) Раскрыть проблемы и основные направления по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Особенности системы пенсионного обеспечения населения

 

1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование

 

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи дол­жны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пен­сионном фонде РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собствен­ности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъя­тию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федера­ции свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции[4]:

- получение от плательщиков страховых взносов, необ­ходимых для финансирования выплат государственных пенсий;

- организацию банка данных по плательщикам страхо­вых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взно­сов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров госу­дарственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собра­нию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности и не входят в состав феде­рального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образует­ся ревизионная комиссия.

В основе пенсионного обеспечения граждан России ле­жит пенсионное законодательство, которое включает следу­ющие законы:

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации".

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации".

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кро­ме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников[5]:

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5-6%);

3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1-2%);

4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2-3%);

5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначение досрочных пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

-  работодатели - предприятия, учреждения, организации;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

-   индивидуальные предприниматели;

-   нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжа­ющим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки: пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на де­тей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%),

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной подде­ржке инвалидов, пенсионеров и детей.

В таблице 1 проанализируем размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. [15].

Таблица 1

Состав и структура Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсион­ного фонда РФ подавляющую часть (до 50%) составляют налоговые доходы и безвозмездные поступления (от 43% до 49%). Неналоговые доходы занимают наименьший удельный вес (около 4% всех поступлений).

В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – от 85 до 93% всех расходов.

В 2007 году объем запланированных расходов бюджета Пенсионного фонда РФ оказался выше уровня 2005 года на 172,46 млрд. руб., или на 15,32%. Доходы в 2007 году увеличились на 263,08 млрд. руб., или на 22,34% по сравнению с 2005 годом.

В 2007 году запланировано увеличение размера пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета на 14,08 млрд. руб., или на 32,50% по сравнению с 2005 годом.



[1] Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. – М.: Гелиос АРВ, 2004. – С.92.

[2] Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко. – М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2004. – с.473.

[3] Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2003. – С.28.