Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Содержание:

 

Введение

 

1. Малое предпринимательство в переходной экономике России: состояние и проблемы

 

1.1 Развитие малого предпринимательства.                    

1.2 Нормативно – правовое обеспечение малого предпринимательства.

1.3 Проблемы развития малого предпринимательства.

 

2.Развитие перспективных форм малого бизнеса

 

2.1 Венчурный бизнес, как разновидность предпринимательства в России.

2.2 Бизнес – инкубатор.

2.3 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства.

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложения:

1.Комплекс принятых мер по государственной поддержке малого предпринимательства в России за 2006 год.

Введение

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах частной собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

Предпринимательство – сложный социально-экономический процесс по структуре и целям, которые определяются под воздействием личных интересов предпринимателей и внешних факторов. При этом личные интересы изменяются, как правило, в зависимости от достигнутых экономических результатов.

Социально – экономическая значимость малого предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству. На государственном и региональном уровнях стимулировалось увеличение числа малых предприятий, координировались изменение их структуры и территориальное размещение с учетом социально-экономической ситуации.

Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство – атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия – основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Значение крупного производства будет сохранятся и в России, поскольку это обусловлено масштабами государства, имеющейся структурой промышленного производства и характером внешнеэкономической деятельности. Многие собственники и руководители успешно работающих малых предприятий вышли из оборонного производства и отраслевых научно-исследовательских институтов, благодаря чему в значительной степени удалось сохранить российский научно-технический потенциал.

 В Западной Европе малый бизнес занимает важное место в экономике и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть её населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличить за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач. При этом не следует определять масштабы малого предпринимательства, ибо в ближайшей перспективе здесь нет ограничений. Поэтому нецелесообразно ставить задачу довести число малых предприятий, например, через 5 лет до тех или иных конкретных цифр. Это сложный социально-экономический процесс, и погоня за количественными показателями может только навредить. Важно создать условия для мотивации предпринимательства, хозяйственной инициативы, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор и федеральной , и региональной экономики.

Во многих субъектах Российской Федерации поняли значимость малого предпринимательства и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста экспорта.

К сожалению, в субъектах Российской Федерации существуют разные точки зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют данные о количестве малых предприятий относительно числа жителей краев и областей. При этом меньше всего их в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы. Именно здесь региональные органы власти не принимают конкретных решений по развитию малого предпринимательства. Исправить положение можно только при наличии «сквозных» федеральных законов, регулирующих малое предпринимательство в целом и определяющих границы законодательной инициативы на региональном уровне. Без них невозможно создать равные условия для субъектов малого предпринимательства.

Это подтверждается опытом стран Европейского союза (ЕС), где федеральные законы обеспечивают право на малое предпринимательство, и на этой основе предприниматели вынуждают региональные власти оказывать им внимание. В федеральных социально-экономических программах решение проблем безработицы, экологии, развития отдельных производств (сельское хозяйство, строительство, инновационная сфера) предусматривается через целевое стимулирование малого бизнеса. Именно ему предназначаются финансовая помощь, налоговые и другие льготы. В странах Западной Европы региональные и местные органы власти не получают дотации от федерального правительства для повышения уровня доходов населения до среднеевропейских показателей. Они имеют главное – организационные и материальные возможности для создания новых рабочих мест на малых предприятиях, что обеспечивает рост доходов населения и дополнительные налоговые поступления.

Все перечисленные вопросы и проблемы в той или иной степени отражены в данной работе, так как они являются основой решения важной для России социально-экономической задачи – возрождение духа цивилизованного предпринимательства и формирование на его основе среднего класса.

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ПЕРЕХОДНОМ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ.

1.1 Развитие малого предпринимательства

Для 1991-1992 гг. характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов  в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) – с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению – с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 год – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Либеризация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия занимались чисто посреднической  и торговой деятельностью. Процесс же образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.

С 1992 года происходит свертывание кооперативного движения и постепенная его трансформация в другие формы. На их базе в последующем были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия. Им были запрещены многие  формы деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам(разрешена покупка только в розничной торговле, высокие коэффициенты к ценам и т.п.).

На следующем этапе с 1993-1994 гг. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства.

В 1993 году были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. На начало 1993г. действовало чуть больше 300 тыс., что малое предпринимательство еще не сформировалось.

К числу негативных моментов этого периода относится  свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций «теневой» экономики.

С 1995 по 1998 год практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование.

В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.

Проводимая правительством страны политика умеренно жестокой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но ухудшение экономической ситуации в стране сильно отражалось на малом бизнесе. Начиная с 1993-1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. – 103,7%. В первом квартале 1995 года впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. динамика изменений количества малых предприятий начиная с 1991 г. представлена в следующей таблице:

На замедление роста числа малых предприятий в 1994 – 1996 гг повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они меняли организационные формы или просто ликвидировались.

 Сокращение численности занятых в малом предпринимательстве впервые происходит в 1994 году. В начале 1995 года эта тенденция еще более усилилась. Численность работающих на малых предприятиях снизилась до 8,1 млн. человек. Сектор малого предпринимательства был не в состоянии дать новые рабочие места. Для этого требовались существенные изменения в государственной политике по развитию малого предпринимательства, конкретные меры по его поддержке.

Начиная с 1998 года начался новый этап развития малого предпринимательства, который продолжается до сих пор.

Проведенный анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях. Для расширения сферы предпринимательства в России требовались государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования его инвестиционной активности.

Теперь рассмотрим нынешнее состояние малого предпринимательства.

Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. А в 2004 году – 953,1 тыс. что показывает увеличение их числа. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2004 года составила 8,4 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002г., по данным Министерства по налогам и сборам, достигла примерно 5 млн. человек. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. в 2004 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили примерно 30 млрд. руб. – в 5 раз больше, чем в 2000 г.1

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важный сектор экономики пока не оказывает существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.2

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса.

Доля предприятий торговли и общественного питания в объеме производимой малым бизнесом продукции и в общей численности на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий. Так, по данным на 2000 г. По предприятиям торговли и общественного питания объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий. Так, по данным на 2000 г. по предприятиям торговли и общественного питания объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара и евро по отношению к рублю._____________________________

1 Статистический сборник за 2004 год.

2Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2006г. М., 2002.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К 2000г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятия торговли и общественного питания. Но по числу занятых их отставание уже в 2 раза меньше, а по доле  в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Нужно заметить, что отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46%от общего количества на начало 2002г.1).

В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства),комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т.д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и другие. В 2004г. малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 530930,9 млн. руб.1

Наблюдаемый в 1999 – 2000 гг. рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в сложившиеся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а с другой – компенсационным эффектом после кризиса 1998 г..  При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличилось.

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малый предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

В настоящее время сложились две основные группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие импортные технологии или хотя бы частичные импортные поставки сырья и комплектующих.

Эти предприятия имеют высокую капиталоемкость и, как правило, низкую рентабельность. Их деятельность носит анклавный характер, т. е. Они не связаны с отечественными производителями оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно- правовых отношениях с отечественными предпринимательством.

Другая группа предприятий сориентирована на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования. Эти производства лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.

_____________________________________________________________

. 1 Статистический сборник 2005 года.

До финансового кризиса августа 1998 г. анклавные малые предприятия преобладали в российской экономике. Однако резкое удорожание импорта оборудования в рублевом выражении изменило ситуацию. Сейчас все больше появляется предприятий не анклавных, а более интегрированных в технологическое и организационно-правовое пространство страны.

Деятельность малого бизнеса в сфере  услуг  значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 200 г. в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме правового характера она достигает 96%. В некоторых регионах доля индивидуального предпринимательства в сфере услуг значительно превышает средне российский уровень. Например, в Саратовской, Мурманской, Томской областях, Ставропольском крае она составляет более 40%, в Ростовской области – около 50%, в Республике Хакасия – почти 60%.1

Три названные отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходится ? числа всех предприятий, ? всего объема производимой ими продукции и ? всех занятых в этой сфере. 

Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа предприятий и 25% выпуска и занятости падает на такие перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Именно инновационные и консалтинговые фирмы способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Их можно рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства. Пока он сильно уступает по количественным показателям «ядру», однако он имеет больше качественное значение: генерировать и передавать в коммерческое использование новейшие технологии и методы управления, которые могли бы составить стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.

Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время  не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес – пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем преимущественно в малых формах.   Анализ деятельности инновационных фирм показывает, что встречаются два пути развития российского инновационного бизнеса. Первый из них «классический», идущий от перспективной идеи или разработки, которую фирма хотела бы коммерциализовать посредством продажи патента или лицензии, передачи ноу-хау, совместного производства или каким-то другим

_________________________________________________________________

Журнал «Вопросы экономики» №14 (с.6) 2004г.

способом. Таким образом, здесь мы имеем дело с движением инновационной фирмы из сферы науки в сферу практического бизнеса.

Но существует и другой путь, когда фирма накапливает ноу-хау в сфере практического бизнеса, а затем продают ноу-хау и сосредотачиваются На его

развитии и поддержке в конкурентоспособном состоянии, т.е. фирма покидает практический бизнес и уходит в сферу научных исследований для поддержки своего готового и коммерцилизованного продукта.

При анализе деятельности российских малых инновационных предприятий обнаруживаются как общие закономерности, так не традиционные тенденции. Общие закономерности сводятся к тому, что инновационные формы, какими бы замечательными разработками они не обладали, должны реалистично представлять пути коммерциализации своих изобретений и уметь ограничивать притязания разумными рамками, особенно в тех случаях, когда предусматривается выход на международные рынки. Что касается исключений, то они большей частью обусловлены своеобразием текущего экономического положения России. Многие квалифицированные научные кадры были вынуждены уйти в практический бизнес, сохраняя тем не менее менталитет и стиль научных работников. Поэтому при достижении успеха в бизнесе у них часто появляется желание вернуться в сферу своих прежних интересов, но уже на новой основе. Так может произойти трансформация малого предприятия реального сектора в предприятие инновационное.

Несмотря на своеобразные пути развития, малый инновационный бизнес в России набирает силу. Предприниматели начинают все яснее видеть, что распознавание тенденций спроса и определение перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными, в том числе и с государственными, структурами, эффективная организация дела – не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой научно-технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса. 

При рассмотрении малого бизнеса важно учитывать его двухполюсную структуру и выявлять возникающие здесь тенденции и проблемы. Рассмотрим в общих чертах эти проблемы.

С одной стороны слабая связь инновационного сектора с отраслевым ядром. Малые научные фирмы часто располагают полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы, новаторские технологии) и промышленности  (эффективные электронные устройства, электроагрегаты, разного рода мини-технологии), но коммерциализовать свои разработки им удается не часто. Инновационные фирмы не располагают пока достаточными возможностями целевого информирования своей продукции, сталкиваются с проблемой финансирования и патентования, часто не имеют четкого представления о возможном экономическом эффекте от их нововведений.

С другой стороны, возможные партнеры инновационных фирм часто проявляют равнодушие к технологическим новинкам, у менеджеров этих предприятий отсутствует «прорывное мышление», а круг забот ограничивается традиционными вопросами изыскания дешевых поставок сырья и комплектующих, стандартных сбытовых проблем.

Проблемы недостаточной интеграции двух перспективных полюсов малого предпринимательства – ведущего в количественном отношении ядра (торговля и общественное питание, строительство и промышленность) и ведущего в качественном отношении инновационно-консалтиногового сектора – свидетельствует о том, что в малом бизнесе пока не сложились современные формы взаимодействия и кооперации, не сформировалась работоспособная модель взаимодействия фирм инновационно-консалтиногового сектора с малыми предприятиями реального сектора.

     В этом же состоит одна из причин другого явления – недостаток взаимодействия малого бизнеса со средними и крупными предприятиями. Стратегией для интеграции со средним и крупным бизнесом для малых предприятий реального сектора могло бы стать практическое освоение перспективных разработок инновационно - консалтингового сектора, кооперация с крупным бизнесом по расширению коммерческого их применения.



Размер файла: 347.68 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров