Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (7)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (7)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Рыночная экономика в России

Содержание.

 

Введение.

Глава 1. Особенности формирования рыночной экономики в России.

Глава 2. Предприятия в условиях перехода к рынку.

2.1.Проблемы крупных предприятий.

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.

Глава 3. Государственные предприятия в переходной экономике.

3.1. Понятие государственного сектора.

3.2.  Коммерциализация государственных предприятий.

3.3. Состав государственной собственности и особенности управления  ею.

3.4.Масштабы государственного сектора.

Глава 4.Частные предприятия в переходной экономике.

4.1. Типы частных компаний.

4.2. Типы корпоративного управления.

Глава 5.  Реструктуризация в реальном секторе.

5.1.Методы реструктуризации предприятий.

5.2. Роль банков в реструктуризации реального сектора.

Расчетная часть.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

 

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сло­жившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприят­ными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

   крайне высокая (даже для стран с административно-команд­ной системой) степень огосударствления экономики, почти пол­ное отсутствие в то время легального частного сектора при неук­лонно расширявшейся «теневой экономике»;

   длительное (на протяжении жизни трех поколений) сущест­вование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

   крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была при­нижена;

        неконкурентоспособность преобладающей части отраслей
промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкрет­ных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному со­циально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного периода в России — это фор­мирование эффективной рыночной экономики с сильной соци­альной ориентацией. Условиями создания такой экономики явля­ются:

а)       преобладание частной собственности;

б)      создание конкурентной среды;

в)       эффективное государство, обеспечивающее надежную защи­ту прав собственности и создающее условия для экономического
роста;

г)       эффективная система социальной защиты;

д)      открытая конкурентоспособная на мировом рынке эконо­мика.

Глава 1. Особенности формирования рыночной экономики

в России.

 

В России не возникало взаимодействия и разграничения функ­ций между рыночными структурами и государством, которые посто­янно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладаю­щих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизирован­ных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структу­ры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным клима­том в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся пере­ход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промыш­ленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сто­рону топливно-энергетического комплекса и первичной перера­ботки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкуренто­способности российской экономики потребует длительного вре­мени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравно­мерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от админи­стративно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономи­ке в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринима­тельство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательст­ва «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения соб­ственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, про­исходящие в переходной экономике, вызывают превращение не­малой части населения в маргиналов и люмпенов, которые стано­вятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценнос­тей, не сопровождающееся быстрым формированием новой закон­ченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократи­ческих традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, веду­щий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому об­служиванию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной эконо­мической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирую­щей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добы­вающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обра­батывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг впе­ред по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние пол­тора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свобод­ной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (совре­менный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хо­зяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономичес­кого развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых эконо­мических отношений.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной эко­номики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, край­не неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регио­нах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к госу­дарственному патернализму.

Глава 2. Предприятия в условиях перехода к рынку.

 

2.1. Проблемы крупных предприятий.

 

К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государст­венной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

Практические результаты трансформации, прежде всего в ре­альном секторе, не позволяют говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они эконо­мически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, доро­гую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополис­тами на соответствующих сегментах рынка.

Большинство бывших социалистических промышленных ги­гантов оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономи­ческом положении, генерируют и умножают взаимную задолжен­ность, не возврат кредитов, не могут платить налоги и взносы в социальные фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще боль­ше были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточ­ными были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали 30—40% предприятий, причем на долю предприятий — потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16% работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около половины крупных  и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами.

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия, составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переход­ной экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного производственного и научно-техничес­кого потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо управляемых активов.

Столь негативные тенденции в реальном секторе заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений эконо­мической политики рыночного перехода, казавшихся бесспорны­ми в начале системных реформ. Прежде всего подверглись кор­ректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.

Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточ­ноевропейских странах и большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых результа­тов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт ре­формирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией круп­ных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее воздейст­вие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности.

 

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.

 

Эффективное функционирование предприятий должно опи­раться на создание вполне определенных предпосылок. При этом акционирование предприятий и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:

·           формирование механизмов эффективного современного ул­овления предприятиями;

   проведение организационной, производственной и финансовой реструктуризации предприятий;

   привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;

   запуск необходимых инвестиционных проектов;

   создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных условий означает, что становление систе­мы эффективно функционирующих предприятий государствен­ной, частной и смешанной форм собственности как основы ры­ночной экономики является сложным и относительно длитель­ным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.

1.     Преобразование традиционных государственных предпри­ятий в акционерные и иные общества с разделением функций соб­ственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

2.     Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав собственности за юриди­ческими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

3.     Формирование параллельно с преобразованием государст­венных предприятий частных предприятий на собственной осно­ве, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.

В переходной экономике влияние формы собс

Размер файла: 142.83 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров