Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Современные теории международной торговли

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Международная торговля

1. История международной торговли

2. Теории международной торговли

2.1. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо

2.2. Теория Хекшера – Олина

2.3. «Парадокс Леонтьева»

2.4. Неотехнологические теории

2.5. Теория технологического разрыва

2.6. Теория «цикла жизни продукта»

2.7. Теория М. Портера: теория конкурентных преимуществ

2.8. Теория специализации производства

2.9. Теория внешнеторговой деятельности фирм

3. Элементы международной торговли

3.1. Торговцы, агенты и конфирмационные дома

3.2. Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом

3.3.Внешняя торговля и распределение доходов

Глава 2. Проблемы международной торговли

1. Последствия колебаний валютных курсов

2. Кредитный риск и время выполнения контракта

3. Правительственные постановления

4. Основы юридического обеспечения мировой торговли

5. Перспективы развития

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

 

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Теории международной торговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

·                   что лежит в основе международного разделения труда?

·                   какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

·                   какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

         Настоящая курсовая работа состоит из двух глав:

         Глава 1. «Международная торговля»

         Глава 2. «Проблемы международной торговли»

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли.

Глава 1. Международная торговля

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

 

1.     История международной торговли

 

Международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.

Международная торговля взаимовыгодна, так как ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов. Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба. Нынешний высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и возможности повышения этого уровня в других странах в значительной степени основаны на международном разделении труда, предполагающем рост как свободной международной торговли, так и эффективное функционирование обслуживающего ее платежного механизма.

Неудивительно поэтому, что существует тесная корреляция между экономическим ростом и международным обменом. С 1948 года по 1986 год среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превосходили темпы роста мирового объема производства. Этот эффект был еще сильнее в XIX в. (когда слабее было влияние НТП на производство). Он отсутствовал лишь в период двух мировых войн и Великой депрессии.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн, в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов, в 2000 г. – свыше 8,5 трлн долларов. Национальные экономики становятся все более открытыми.

Ведущими в настоящее время являются четыре экономические пары: США - Канада, США – Япония, Франция – Германия, Япония – Китай. Последняя из этих пар может стать первой.

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов и по настоящее время он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2)                НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

3)                активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

4)                регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

5)                либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

6)                развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

7)                получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Главной ареной экономических событий становится мировая экономика в целом,  а не отдельные национальные экономики. Увеличение темпов экономического роста за рубежом, уменьшение зарубежных номинальных процентных ставок или усиление внешней инфляции стимулирует внутреннюю экономическую активность. Наоборот, снижение темпов экономического роста за рубежом, рост номинальных процентных ставок или сокращение уровня внешней инфляции сдерживает темпы развития внутри страны.

Высокие темпы мировой торговли сохранились и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличился на 50% и превысил 7 трлн долл.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе, машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

Сегодня в мире более 200 независимых государств. Усиление взаимозависимости между ними привело к тому, что их экономическое благополучие перестало определяться размерами территории и емкостью внутреннего рынка. Теперь даже самые малые из них могут успешно поставлять свои товары на международный рынок и занять достойное место в мире.

Малые страны обычно сосредотачивают усилия на производстве нескольких видов товаров и услуг, а скромные по мировым меркам масштабы экспорта не могут составить конкуренцию производителям из крупных стран. Маврикий, например, процветает благодаря экспорту готовой одежды и туризму. Простые правила сбора необременительных налогов и отсутствие института типа Центрального банка ведет к созданию зон свободной торговли (оффшорных центров) на Багамах, Барбадосе, Бермудах, Гонконге, Панаме, Сингапуре и т.д.

Достижение свободы торговли во всем мире, а не только в оффошорных центрах – главная задача сначала Генерального соглашения по тарифам и торговле, а затем Всемирной торговой организации (ВТО), предполагающей одинаковый внешнеторговый режим для всех стран-участниц. ВТО расширяет сферу деятельности, охватывая не только торговлю товарами, но и сферу услуг: банковские, страховые, транспортные, защиту интеллектуальной собственности и инвестиций.

Основные взаимные ограничения для участников ВТО:

1.       Члены ВТО не должны использовать экспортных субсидий, за исключением субсидирования сельскохозяйственной продукции.

2.       Они не могут вводить односторонние квоты на импорт, за исключение случаев «подрыва рынка» (такого наплыва импортных товаров, который может создать угрозу исчезновения той или иной отрасли).

3.       Любому введению новой таможенной пошлины или увеличению уже существующей должно быть противопоставлено сокращение других пошлин в целях компенсации затронутых ими стран.

Слаборазвитые страны экспортируют в основном сырье и импортируют промышленные товары, развитые – наоборот. Поэтому они заинтересованы в разных ценах на сырье и промышленные товары. Конкурентные разногласия возникают также между странами, экспортирующими одни и те же товары. Поэтому так трудно идут переговоры в рамках ГАТТ и ВТО.

 

2.     Теории международной торговли

 

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.



Размер файла: 354.87 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров