Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Зарождение высшей школы Российской империи

“ Зарождение высшей школы Российской империи”

 

Тема : Зарождение высшей школы Российской империи.

 

            

 

 

 

                                 Учебные вопросы:

 

1.  Преобразования Петра 1 в сфере образования.

 

2.  Создание Академии наук, университета и гимназии.

 

3.  Московский университет в XVIII веке.

 

4.  Первый инженерный вуз России.

 

5.  Создание Медико-хирургической академии.

 

 

 

Литература: - Полное собрание законов Российской империи.

 

                        СПб.1830.Т.5,7,21,25.

 

- Академические акты.СПб.1850.                 

 

- Архив Российской академии наук. Ф.3.Оп.1.Д.791.

 

- Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года.М.1995.

 

- Императорская военно-медицинская академия.СПб.1902.

 

- Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века.М.1960-1963.Т.1-3.

 

- Русский биографический словарь. СПб.1905.Т.6.

 

- Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории.СПб.1875.Т.1.

 

- Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и статистики

 

г. Москвы.М.1884.Т.1.

 

- Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М.              1998.

 

- Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность                              Петербургской академии наук. М.-Л. 1962.

 

- Соколов Д.И. Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса. СПб. 1830.

 

- Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб. 1880.Т.1-2.

 

- Шевырев С.П. История Императорского университета. М. 1885.

 

 

 

                      Введение.

 

 

 

   На пороге XXI века у людей возникает острая потребность в осмыслении узловых вопросов отечественной истории, тенденций развития

общества, причин переживаемых Россией трудностей. Распад Советского Союза и неизбежные проблемы переходного периода породили у

соотечественников ностальгические чувства по имперскому периоду российской истории. В общественном сознании россиян укоренилось

мнение, что выходить из системного кризиса следует опираясь на собственные силы с использованием отечественного исторического опыта.

 

Взирая на многовековую историю российской государственности, думающий человек приходит к обоснованному выводу, что двухсотлетний

имперский период был весьма сложным, но результативным по своим долговременным  последствиям.  За  200  лет  (от  начала  XVIII  до 

начала

 

XX вв.) Россия превратилась из аморфного государственного образования с полунищим и полуграмотным населением, в могучую империю,

где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям уверенно догоняла

наиболее развитые государства мира, а ее потенциальные возможности не имели аналогов.

 

   Российская образовательная система, как губка впитавшая лучший мировой опыт, развивалась с учетом отечественных особенностей. Для

образовательной системы Российской империи были характерны, во-первых, многонациональный, поли - конфессиональный характер,

во-вторых, направленность на решение практических задач общества, в-третьих, тесная связь с наукой. Локомотивом российской

образовательной системы с начала XVIII века стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями вытягивала

страну на путь прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Преобразование Петра 1 в сфере образования.

 

 

 

     Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные  заведения  стали  создаваться  во  второй  половине  XVII

 века.  В 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики считались принятыми на службу,

получали жалование и находились в полном подчинении приказа. В 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа,

численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. (см.: Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и

статистики г. Москвы. М.1884. Т.1.С.1114). Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

 

    В петровскую эпоху стали создаваться новые учебные заведения, прежде всего военной направленности. После возвращения из своего

первого путешествия по Европе Петр 1 решил открыть в Преображенском полку военную школу. Учебное подразделение было образовано в

составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадет. В 1898 г. начались планомерные занятия по математике, артиллерии и

фортификации. Теория подкреплялась практической службой кадет и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел

от усвоения учениками своих будущих должностных обязанностей.

 

    Царь Петр1 принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения Преображенского полка, командиром

(полковником) которого являлся. Он лично следил за ходом преподавания наук в бомбардирской роте, поощрял лучших учеников,

присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено “ от бомбардир капитану ” 

Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра 1 от 31 октября 1701 г. в бомбардирскую роту Преображенского полка могли

добровольно поступать в солдаты “ всяких чинов люди ”.

 

    14 января 1701 г. Петр 1 издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась

в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей

“дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов ” в возрасте   от  12  до  20  лет.   Штатная   численность   школы  доходила

 до

 

500 чел. Учащиеся состоятельных родителей содержались на  собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.

Размещалась эта школа в Сухаревой башне недалеко от Сретенских ворот (см.: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории.

СПб.1875.Т.1.С.591).

 

     Для преподавания в школе основных дисциплин из Англии был приглашен профессор А.Д.Фарварсон, который вскоре стал ее директором.

Некоторые занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Среди учителей школы следует назвать известного русского

математика Л.Ф.Магницкого, издавшего в 1703 г. учебник “Арифметика, сиречь наука числительная”. Учащиеся первоначально изучали

русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная

школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

 

    Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической)

школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы

назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники

школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр 1

внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых

знал лично.

 

    В 1715 г. на базе высших (навигаторских) классов школы была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили

в Петербурге. Младшие классы Школы математических и навигационных наук еще несколько лет оставались в Москве и выполняли роль

подготовительного училища для академии.

 

Общее руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и

находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной

инструкцией, которую Петр 1 утвердил 1 октября 1715 г.( см.: Полное собрание законов Российской империи. СПб. 1830.Т.5.№2937).

 

Учащиеся академии составляли “морскую гвардию” и организационно подразделялись на 6 бригад по 50 чел. в каждой. Возглавляли бригады

кадровые морские офицеры, которые отвечали  за обучение, воспитание и службу своих подчиненных. В Морской академии была установлена

жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в

академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись).

 

В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли

караульную службу и участвовали в морских походах. Много сделал для развития Морской академии ее директор Г.Г.Скорняков-Писарев,

получивший разностороннее образование в Италии и Германии. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить

хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, географ-исследователь

Д.Л.Овцын и известный мореплаватель А.И.Чириков.

 

    Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала

XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало

преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны.

 

    В тот период в российской провинции, кроме церковных приходов, очагами цивилизации являлись военные гарнизоны. Поэтому Петр 1

решил создать  школы  для  солдатских  детей   при   49   полках   русской   армии.

 

С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось

50 человек (см.: Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб.1880. Ч.1-2.С.10.).

 

    Также по указам Петра 1 были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле (в 1719 г.), в Таврове ( в 1720 г.) и при

Петербургской партикулярной верфи (в 1722 г.). В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”.

Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.



Размер файла: 123 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров