Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Древние цивилизации Востока

 

В  ходе изучения темы рекомендуется  внимательно прочитать  документы, помещенные в соответствующем разделе хрестоматии, 

подготовленной коллективом кафедры истории и политологии  МГИЭМ.

 

Материалы хрестоматии позволяют составить бо­лее конкретное представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об

их государственно-политическом устройст­ве (док. № 2), об одной из причин периодического распада и восстановле­ния государств (док. №3),

о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

 

Понимание специфики  древневосточных цивилизаций невозможно без ознакомления  с работами ведущих историков, в которых  дается

общая характеристика  стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты общества  и государства, ведутся споры  о месте

древнейших цивилизаций в мировой истории.

 

 Л.И. Семенникова1 рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для

каждого из которых ха­рактерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип циви­лизации - аборигены Австралии, индейцы

Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то

есть развитие отсутствует. Второй тип цивили­зации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл

минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколь­ко

поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен

античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая

Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими

массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных госу­дарств, позволившие отнести их к

циклическому типу развития. Прежде всего  автор раскрывает своеобразие общественного созна­ния, сформировавшегося на Древнем Востоке.

Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выяв­ления  особенностей менталитета. Согласно современным

представ­лениям общество , не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной

психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в

поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением,

санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом

коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все

об­щество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жест­кому сословному делению древневосточных обществ, что крайне

затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувст­вовали себя принадлежащими к одной общности,

одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя

их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной

собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но

верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему на­логов. Лишенные собственности

работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них

доход, но эта земля принадлежала государству. Еще од­на особенность общественного строя на Востоке - наличие только верти­кальных

связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикаль­ных связей было обусловлено структурой государственного управления:

оно осуществлялось при помощи огромного бюрократическо­го аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины 

приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму

восточной деспотии. Условием существования такой власти  является господство  государственной и общественнойна землю, а также 

зависимое положение человека по отношению к системе власти.

 

 Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке  в условиях полного подавления

индивида. Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность общества на высших духовных ценнос­тях выполняла

роль компенсаторного механизма, позволявшего жить в усло­виях полного отсутствия свободы.

 

И.М. Дьяконов1 - сторонник единства всемирно исторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд

сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов,

не обнаруживающих тенден­ции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой стадии из-за особенностей

окружающей среды, но поскольку эпоха классовых обществ составляет всего 1-2% от продолжи­тельности существования человека, это

отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии (по терминологии Дьяконова – фазы) общественного развития. Это

ранняя древность (по преимуществу эпо­ха меди и бронзы), для которой характерно существование непрочных отно­сительно крупных

государств, представляющих собой объединение ряда мел­ких государственных образований (город и прилежащая округа) под началом

наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера и Аккада , Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне

примитивное оружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о ло­патой мог быть опасен. Поэтому в рабском

состоянии находились в основ­ном женщины и дети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных

общинников или работников государственного сектора. То есть рабство носило патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с

членами семьи, а в государственном секторе - наравне с местными работниками, лишенными собственности на средства производст­ва

(исключение составляли женщины и подростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительно эксплуатировались как рабы).

Прочные государства возникали лишь там, где это вызывалось хозяйственной необ­ходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия -

имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретения стали, что сде­лало возможным ведение

широкомасштабных войн и образование империй, а также создало возможность для "классической" эксплуатации рабов, В государствам этого

типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу, Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существен­ное

увеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только в Римской империи.

 

В статье С.М. Стама1 рассматривается вопрос о соотношении города  и государства в древних  и средневековых обществах. Автор отмечает

два варианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумевается населен­ный пункт, возникший вследствие

отделения от сельского хозяйства таких общественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, админи­стративные.

Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельно процессу создания государства и являлось одной из ос­новных

форм этого процесса. Другой важной формой было формирование пос­тоянной дружины будущих царей. Город как центр ремесла и торговли

воз­ник позже вследствие отделения ремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику. Здесь город как центр

сак­ральных, военных и административных функций часто становился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царской

власти, пос­кольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских и храмо­вых хозяйств, а международная торговля часто

велась специальными госу­дарственными агентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие меж­ду древневосточным и античным

городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев, имеющих земельную соб­ственность за пределами города (однако

в границах полиса), но занимающихся по преимуществу ремес­лом и торговлей. Город на Древнем Востоке - это место поселения лиц,

лишенных земельной собственности где бы то ни было, так как города отно­сились к государственному сектору и жили в нем люди (царская

военная и управленческая администрация, жречество, ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц,

государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной (царской) власти. В античном мире понятия город и государство

объединялись термином по­лис. Государство возникает в результате обществен­ного разделения труда и образования на этой основе

общественного нера­венства, Древневосточное общество было не классовым, а сословным и ре­шающую роль в процессе образования

государства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческих функций (военные функ­ции отделились лишь частично - в

лице военной администрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлись воинами).

 

Подведем некоторые итоги. История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления

первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй полови­не IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем  для Ближнего

Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководст­вом Александра Македонского захватили весь Ближний

Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего

Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в.

н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневе­ковья. Географически территория ,

называемая Древним Востоком, прости­рается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств -

Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов

Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории:

великое Древнеегипетское царство, Вавилон­ское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, госу­дарство Урарту,

мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства,

го­сударства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и

частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государст­ва на территории Индостана, Китая, Кореи и

Юго-Восточной Азии.

 

По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в

основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными

(образованными отложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами.

Особенно большую роль в исторических судьбах наро­дов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евф­рат (длина

ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг (длина ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км),

Меконг (длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, обра­зуют обширные бассейны с плодородной,

хорошо орошаемой аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих

регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды

в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через сис­тему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или

отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. Обильное естественное питание

великих рек при­водит к сильному подъему уровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года), грозит страшными

наводнениями, кото­рые вызывают необходимость укрепления берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба,

которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье,

расположенном близ долины Нила, в долине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они были окультурены и по­ложили

начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культу­рам. Существование богатого животного мира в предгорьях поз­волило

приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

 

Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра),

совер­шенно необходимых для организации нормальной хозяйственной деятель­ности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах,

пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим доволь­но рано, уже с IV тысячелетия до н.э., были установлены

необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населе­нием горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем,

Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При не­высоком уровне производства и торговли эти

контакты обычно выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов

завоевателями у завоеванных на­родов или включение их территорий с источниками сырья в состав госу­дарства завоевателей и создание

крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов  великих рек также территория пустынь и нагорий.

 

Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий

привели к развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большое

число людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.) создаются внушительные по размерам об­щественные сооружения, появляются

оборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально но­вое явление в истории того

времени. Он становится средоточием управле­ния и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство,

обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную ок­ругу.

Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, осво­ение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и

предметов быта, появление первых городов привело к разложению родово­го строя. Усложнилась социальная структура общества, появились

разли­чия по богатству, знатности, роду занятий, степени влияния на сопле­менников. Сформировались основные сословия древневосточного

общества.                                        Одно из сословий сос­тавляли свободные общинники, участвовавшие в общинной собственности на землю и

обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было

представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности на средства производства. Они

владели землей с условием службы или работы, а в ряде случаев получали продовольст­венный паек. Среди них могли быть как крупные

администраторы, так и зависимые работники,  положение которых представляло собой нечто сред­нее между положением свободных и рабов.

Отдельным сословием было жре­чество. Кроме того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие.

Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможным на той стадии развития человеческого общества и его

производительных сил, когда отдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и при­бавочный продукт, таким

образом использование его в процессе труда ста­новилось выгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье с

медным наконечником, несовершенный лук) делали невоз­можным использование больших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве

свободных общинников, но даже в храмовых и правительственных хозяйст­вах: мужчина, находящийся в положении раба и вооруженный

медной лопа­той мог быть опасен. Поэтому как рабы эксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого в

плен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовых и прави­тельственных хозяйств. С переходом к

стальному оружию и образованием империй количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить более организованный характер, но

никогда на Древнем Востоке рабы не были ос­новой производства. Главными производителями на всем протяжении древ­невосточной

истории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали

эксплуа­тироваться посредством взимания налогов со стороны госу­дарства, которое постепенно стало считаться верховным собственником

земли.

 



Размер файла: 103.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров