Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Литургия

Смысл жизни не в наслаждении земными благами, а в святости. Главным источником святости является литургия, и особенно, принятие на ней Тела и Крови Христовых.

        На литургии люди входят в таинственное общение с Богом, объединяются с ангелами в единый хор для благодарения Творца неба и земли за Его непрестанные милости. На литургии происходит таинственное обновление человеческой души, когда она сбрасывает с себя бремя житейских забот и суеты, вдыхает небесный воздух, вся наполняется горним светом, получает радость и духовную силу. Литургия — источник духовной жизни, ею крепнет и созидается Церковь Христова. Вот почему литургия с апостольских времен занимает центральное место среди Православных богослужений.

Слово “литургия” на греческом языке значит “общественная служба,” так как это богослужение совершается при молитвенном участии по возможности всех членов данной христианской общины. Литургия называется еще “Евхаристией” — благодарением, так как на ней мы благодарим Бога за Его великие благодеяния, оказанные нам, в особенности за спасение нас через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

        Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в великий четверг, на Тайной Вечере, за день до Своей крестной смерти. Преломив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: “Примите, ядите (ешьте):

Мое, которое за вас предается.” Потом Христос взял чашу с красным виноградным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: “Пейте из нее все: ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.”

        Приобщив Апостолов тела и крови, Господь заповедал им, чтобы и они, по Его примеру, совершали это священнодействие в Его воспоминание до конца веков, с надеждой, что они, причащаясь святейшего Его тела и крови, удостоятся быть причастниками Его Царства небесного по Его обещанию: “Кто ест Мое тело и пьет Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нем” (Иоан. 6:56).

        Апостолы, свято исполняя заповедь своего Учителя и Господа, на своих собраниях проводили время в молитвах, в пении священных песней и в “преломлении хлеба” в воспоминание Иисуса Христа, т.е. совершали Литургию.

        Еще во времена Апостолов установился и сохранился между христианами порядок молитв литургии. Самой древней литургией, сохранившейся в письменной виде до нашего времени, является литургия ап. Иакова, брата Господня по плоти. В 4-м веке литургия была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, в каком она совершалась в его время. Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, сократил некоторые молитвы литургии св. Василия Великого. Так образовались две литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, очень сходные между собою. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого — по воскресениям Великим постом и в некоторые праздники.

        Литургия состоит из трех частей: в первой приготовляется вещество для таинства; во второй — верующие приготовляются к участию в совершении таинства; в третьей — совершается самое таинство.

        Так как литургия совершается в воспоминание Христа, то во время литургии вспоминаются важнейшие моменты жизни Спасителя: на проскомидии — Его рождение, на Малом входе — начало Его проповеди, на Великом входе — вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания, при словах “примите, ядите” — Тайная вечеря, при закрытии занавеса — Его погребение и смерть, после причащения священников — Его воскресение, при выносе чаши — явление воскресшего Спасителя народу, при возвращении чаши на жертвенник — Его вознесение на небо.

 

 Часть 1-я

 

ПРОСКОМИДИЯ

 

Первая часть литургии называется проскомидией, что значит “принесение.” Называется она так потому, что вещество для таинства причащения, хлеб и вино, в древности выбиралось из добровольных приношений христиан. Хлеб для литургии должен быть пшеничный, квасной. Печется он по особому способу и называется просфорою, что значит “приношение.” Для литургии употребляется пять просфор. Вино должно быть виноградное, красное.

        Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую “Агнцом,” в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа, произнося при этом слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на себя грехи мира (Ис. 53:7-8). Положивши Агнца на дискос (небольшое блюдо на подставке), священник вливает в чашу вино, прибавляя немного воды, вспоминая слова Евангелия: “Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин. 19:34).

        Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, из пятой — за умерших. Таким образом, на дискосе представлена вся Церковь — ее глава — Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, святые, живые и усопшие православные христиане.

        Кроме того, священник читает поминает имена за здравие и за упокой и вынимает частички из поданных просфор, кладя эти частички на дискос. Для подачи имен существуют так называемые “помянники.” Каждой семье следует иметь свой помянник с именами живых и умерших родственников для поминания за литургией. Молитвенное поминовение за литургией имеет большое значение для духовной пользы людей, которые записаны в помяннике.

        Закончив проскомидию, священник молится: “Боже, Боже наш, пославший Небесный Хлеб, в пищу всему мiру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, Который есть наш Спаситель, избавитель и благодетель, Сам благослови это приношение и прими его в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, как милосердый и человеколюбивый, принесших эти дары и тех, за которых они принесли их. Нас же (служащих) сохрани неосужденными в священнодействии божественных Твоих тайн. Потому что свято и преславно пречестное и величественное имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь.”

        Проскомидия совершается при закрытых царских вратах и задернутой занавеси, так как рождество Христово совершилось ночью при неведении людей. Перед началом литургии оглашенных (”Оглашенные” — люди, готовящиеся к крещению),во время часов, диакон открывает занавес и кадит храм. Верующим следует в это время уже находиться в храме и стоять на своих местах с сосредоточенным и молитвенным настроением.

 

Часть 2-я

 

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ

 

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что в древности на ней разрешалось стоять в притворе храма оглашенным (людям, готовящимся к крещению). Начинается эта часть литургии прославлением Пресвятой Троицы:

 

Диакон: Благослови, владыко.

 

Священник: Благословенно царство Отца и Сына, и Святого Духа, ныне (теперь)и присно (всегда), во веки веков.

 

Хор: Аминь (истинно так!).

 

Потом следует “великая” или “мирная” ектения, на которой молящиеся в храме возносят прошения к Богу о себе и о всем мире. Ектений существует несколько. Слово “ектения” означает протяжно произносимые прошения, которые чередуются с пением “Господи, помилуй,” или “Подай, Господи” (на просительных ектениях). На сугубой (усиленной) ектении “Господи, помилуй” поется трижды.

 

Великая ектения

 

Диакон: Миром (с умиротворенным настроением) Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (повторяя эти слова на каждом прошении ектении).

        О свышнем мире (мире душевном, подаваемом Богом)и спасении душ наших Господу помолимся.

        О мире всего мира, (спокойствии во всем мире) благостоянии (благополучии)святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

        О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него)Господу помолимся.

              (Здесь вставляются прошения о духовных и гражданских властях).

        О граде сем, (об этом городе)всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

        О благорастворении воздухов (благоприятной погоде), изобилии плодов земных и временех мирных (о мирной жизни)Господу помолимся.

        О плавающих, путешествующих, недугующих (болящих),страждущих, (страдающих) плененных и о спасении их Господу помолимся.

        О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

        Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше (молитвенно упомянув) сами себе и друг друга (себя и других) и весь живот (всю жизнь) наш Христу Богу предадим (посвятим Богу).

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко (потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно (теперь и всегда) и во веки веков.

Хор: Аминь.

 

Во время пения антифонов священник читает про себя следующие три молитвы:

 

“Господи Боже наш, Которого держава неизъяснима и слава непостижима, Которого милость безмерна и человеколюбие неизреченно, Ты, Владыка, по Твоему благоутробию (благости) воззри на нас и на этот храм и окажи нам и молящимся с нами Твои богатые милости и щедроты … Господи Боже наш, спаси людей Твоих и благослови наследие Твое, сохрани полноту Твоей Церкви, освяти любящих благолепие Твоего дома, Ты прослави их Твоею божественною силой и не оставь нас, надеющихся на Тебя… Ты, даровавший нам эти совместные молитвы, Который обещал двум или трем собравшимся исполнить прошения, Ты и теперь исполни во благое прошения Твоих рабов, подавая нам в этом веке познание Твоей истины, а в будущем — вечную

душе моя Господа и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

 

Малая ектения

 

Диакон: Паки и паки (опять и опять) миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

        Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

 

Здесь открываются Царские врата для Малого входа. Диакон выносит св. Евангелие, прислужники несут впереди свечи. Этот вход служит подготовлением к последующему вскоре чтению святого Евангелия. Священник же тихо молится:

 

“Владыка Господи Боже наш! Ты, Который на небе устроил чины и сонмы ангелов и архангелов для прославления Своего, сделай, чтобы с нами вошли в алтарь ангелы, которые с нами служили бы и прославляли Твое милосердие.”

 

 Во время входа хор поет третий антифон (обычно — заповеди Блаженства).

 

Хор: Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши во царствии Твоем. Блажени (счастливы) нищии духом (смиренные), яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, (кроткие), яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды (праведности) яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (увидят). Блажени миротворцы (творящие мир), яко тии сынове Божии нарекутся (назовутся). Блажени изгнани правды ради (за правду), яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте (будете) егда поносят вам, и ижденут (изгонят), и рекут (скажут) всяк зол глагол (злое слово) на вы лжуще Мене ради (ради Меня). Радуйтеся и веселитеся, яко мзда (награда) ваша многа на небесех.

 

Диакон: Премудрость, прости! (то есть — будьте внимательны, следует Премудрость. “Прости” — от слова просто, т.е. станьте прямо).

 

Предстоящие, видя в переносимом Евангелии как бы Самого Иисуса Христа, явившегося в мир на проповедь, поклоняются Ему с пением торжественной песни:

        Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны (нас), Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: во святых дивен сый, или: молитвами Богородицы), поющия Ти: аллилуия (аллилуия, по еврейски: “Хвалите Бога”).

 

Затем поются тропари и кондаки данного праздника и храму, в котором служат. Священник в это время благодарит Бога, Которого на небе Трисвятой (Песнью: Свят, Свят, Свят). песнью прославляют серафимы и херувимы (высшие ангелы) за то, что Он создал человека по Своему образу и подобию. Также благодарит Бога за то, что Он удостоил его, священника, предстать перед Его страшным престолом и просит, чтобы Он принял и от нас, людей, Трисвятую песнь, заканчивая молитву возгласом:

 

        Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

 

Хор возносит Богу следующую ангельскую (Трисвятую) песнь:

 

Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь.

Святый бессмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.

 

Во дни Рождества Христова, Крещения Господня, неделю Пасхи и Святой Троицы вместо Трисвятого, поется: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия,” т.е.: “Все вы, во Христа крестившиеся, оделись в святость Христа, стали Ему подобными” (Гал. 3:26-27). Так пели потому, что в древности, преимущественно в эти дни, оглашенные принимали таинство крещения.

        По окончании трисвятого, читается Апостол, т.е. отдел из апостольских посланий, а затем читается Евангелие. Перед Евангелием, во время пения “Аллилуия” диакон кадит алтарь, иконостас и молящихся. Перед чтением евангелия священник молится:

 

“Воссияй в наших сердцах, человеколюбивый Владыка, нетленный свет Твоего Бого-разумения и отверзи очи нашего ума к уразумению Твоих евангельских проповедей; вложи в нас и страх Твоих божественных заповедей, чтобы мы, преодолев плотские похоти, вели духовную

жизнь, думая и совершая все к Твоему благоугождению. Ибо Ты — просвещение наших душ и тел, Христе Боже, и Тебе славу возносим: Отцу и Сыну, и Святому Духу.”

 

        Выслушав слово Божие, предстоящие приносят молитвы за всех членов Церкви, живых и умерших, словами сугубой (усиленной) ектении.

 

Сугубая Ектения

Диакон: Рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

          (Затем вставляются прошения о духовных и гражданских властях).

Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и о всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех и благоверных царицах, и создателех святого храма сего, и о всех прежде-почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных.

        Еще молимся о плодоносящих и добродеющих (делающих добро) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебя великия и богатыя милости.

Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь.

 

Ектения об оглашенных

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви.

        Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.

        Огласит их словом истины.

        Открыет им Евангелие правды.

        Соединит их святей Своей соборней и Апостольской Церкви.

        Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

        Оглашеннии, главы ваши Господеви приклоните.

Священник: Да и тии (чтобы и они — оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

По окончании этой ектении, некрещеным следует покинуть храм, о чем диакон напоминает им словами:

Елицы (все те, которые) оглашеннии, изыдите. Оглашении изыдите,… Да никто из оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

 



Размер файла: 65.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров