Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (4)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (2)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Наставления Святых Отцов о духовной жизни Часть II

Великая наука

познание себя

 

Предназначение человека — развивать в себе добрые качества, заложенные Творцом. Эта в принципе приятная и воодушевляющая задача затрудняется тем, что наша природа повреждена грехом. По этой причине склонность ко злу начинает обнаруживаться даже в очень раннем возрасте, еще до того, как разум и воля человека получают свое полное развитие. Поддаваясь разным внутренним и внешним дурным влияниям, человек грешит. Повторные грехи со временем становятся дурными привычками, страстями, которые все сильнее толкают человека ко греху. Если человек не борется со своими страстями, то они превращаются в пороки, которые могут совсем поработить человека. Однако если человек слушается голоса своей совести и с Божией помощью борется со своими дурными наклонностями, то он не только преодолеет их, но и приобретет добрые качества, противоположные его прежним недостаткам. Так совершается духовный рост и совершенствование человека.

        Понять свою духовную природу, научиться преодолевать свои склонности ко злу и различные соблазны — это самая важная наука. Ее усердно изучали святые, и потому их личный опыт внутренней борьбы на пути к святости для нас особенно важен.

        В святоотеческой литературе страсти делятся на восемь “родовых” или главных страстей. Они следующие: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Святые отцы объясняют, что три из этих страстей — чревоугодие, сребролюбие и тщеславие — порождают другие пять: блуд, гнев, печаль, уныние и гордость. (Апостол Иоанн Богослов первые три родовые страсти именует “похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской” (1 Ин. 2:15). В сущности же все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе, от самолюбия.

        Кроме того, святые отцы обращают внимание на следующие взаимоотношения между страстями. Обычно от чревоугодия зарождается блудная похоть, от тщеславия — гордость. От чревоугодия, блуда, сребролюбия, тщеславия и гордости, когда эти страсти не получают желаемого удовлетворения, возникает или гнев, или печаль, — смотря по обстоятельствам и характеру человека. Печаль появляется также после проявления гнева. Усилившаяся печаль переходит в уныние.

        Каждая главная (или родовая) страсть порождает множество других, которые в свою очередь проявляются в самых различных формах. “Какие же грехи происходят от восьми главных, на это скажу, — пишет преп. Иоанн Лествичник, — что в неистовых страстях нет толка и порядка, но всякое бесчиние и нестроение. Безвременный смех, например, иногда рождается от беса блуда, иногда от тщеславия, когда человек себя внутренне хвалит, а иногда смех происходит от пресыщения… Многословие происходит иногда от насыщения, а иногда от тщеславия. Хульные мысли порождаются гордостью, но нередко они происходят от осуждения ближнего… Ожесточение сердца бывает от пресыщения, иногда от бесчувствия, иногда же от пристрастия к чему-либо.”

        Страсти — это недуги души. Поэтому чтобы стать на путь выздоровления от своих душевных недугов, необходимо, во-первых, установить правильный диагноз, то есть увидеть и понять их в свете Евангелия или под руководством опытного духовника. Большей частью сам образ нашей жизни, наши поступки и слова говорят о том, что творится у нас внутри. “По делам их узнаете их,” — сказал Христос.

        Но иногда страсти не проявляются наружу по причине нашего стыда перед людьми или потому, что обстоятельства препятствуют их проявлению. Иногда страсти в течение долгого времени находятся как бы в дремотном состоянии и обнаруживаются только при известном стечении обстоятельств. Иногда страсти как бы прячутся под нашими добрыми делами и намерениями, и тогда их бывает очень трудно увидеть. Можно с уверенностью сказать, что в каждом из нас сидят корни всех страстей. Приобрести полную свободу от них, стяжать чистоту сердца — это большой труд, который очень немногие добросовестно предпринимают. Здесь надо постоянно проверять свои самые сокровенные мысли и чувства, строго себя осуждать за все согрешения и глубоко каяться, часто исповедоваться и причащаться. Зато и приобретаемые в результате плоды Духа Святого — огромны.

В этой брошюре мы собрали святоотеческие наставления, которые особенно обстоятельно раскрывают внутреннюю борьбу и дают ценные советы, как одержать в ней победу.

 

Преподобный

Иоанн Кассиан Римлянин

 

Преподобный Иоанн Кассиан родился в 350-ых годах в Галльской области (Марсель) от знатных и богатых родителей и получил хорошее образование. С юных лет он возлюбил богоугодную жизнь и, желая достигнуть совершенства, отправился на Восток, где поступил монахом в Вифлеемский монастырь. Через 2 года он с другом отправился в Египет, чтобы увидеть египетских старцев и поучиться у них. До 400-го года они жили среди египетских отшельников в разных скитах, кельях и монастырях, знакомясь с подвижнической жизнью. Потом они отправились в Константинополь, где святитель Иоанн Златоуст посвятил Иоанна Кассиана в диакона.

        После ареста и заточения святого Иоанна Златоуста, Кассиан вернулся к себе на родину и там продолжал подвижническую жизнь, которой научился в Египте. Через несколько лет он стал известен святостью своей жизни и был посвящен в священники. Его ученики образовали монастырь по египетскому образцу. Вскоре был устроен и женский монастырь. По просьбе настоятеля одного галльского монастыря святой Кассиан написал иноческий устав в 12 книгах и в 24 собеседованиях. Почил он в 435-ом году. Благодаря святому Иоанну Кассиану монашество очень успешно распространилось на Западе, а написанные им книги о подвижнической жизни оказали большое влияние как на Западную, так и на Восточную церкви.

 

О Божественной благодати

и свободной воле

 

        1. Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так Им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или достойное наказание, судя по тому, не радеем ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с промыслом Божиим, простертым на нас Его благостным благоволением. Это ясно раскрылось, например, при исцелении иерихонских слепых. То, что Господь проходил мимо них, это дело Божественного снисхождения. Но то, что они взывали: “Помилуй нас, Господи, Сын Давидов” (Матф. 20:31), это дело их веры и надежды. Самое же прозрение слепцов — это опять же дело милости Божией. Преп. Иоанн  Кас.

        1. Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но жил вовеки. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, то по Своему милосердию не даст ей угаснуть. Он, желая чтобы все спаслись и в разум истины пришли, будет всячески способствовать тому, чтобы эта искра обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем. Она всех без исключения призывает ко спасению и познанию истины, ибо Господь говорит: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мт. 11:28),( Преп. Иоанн Кас).

        2. Благодать Божия всегда направляет нашу волю в добрую сторону, таким образом, однако, что и от нас Господь ожидает соответствующих усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, Он ищет случая, чтобы пробудить нас от холодной беспечности. Чтобы Его щедрое сообщение даров не казалось беспричинным, Господь подает их нам после нашего желания и труда. Притом, однако, благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия Господь воздает с безмерной щедростью. Поэтому как бы ни велики были человеческие труды, они никак не ослабляют значение благодати, как дара. Апостол Павел, хотя и говорит, что он “потрудился больше всех апостолов,” но тут же поясняет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор. 15:10). Таким образом, словом потрудился он выражает усилия своей воли. Словами: не я, но благодать Божия — Божественное содействие, а словом: со мной показывает, что благодать содействовала ему не в праздности пребывающему, но когда он трудился, (Преп. Иоанн Кас.)

 

Молитва Отче наш

 

        6. Некоторые сравнивают наш ум с самым легким перышком, которое благодаря своей легкости, когда не смочено влагой, при самом слабом дыхании ветра легко несется на большую высоту. Если же оно отягчено какой-либо влагой, то не может подняться, но от тяжести опускается и прилипает к земле. Так и наш ум, если не будет обременен страстями и мирскими заботами, и поврежден влагой пагубной похоти, то будучи легок, в силу нашей естественной чистоты при самом легком веянии духовного размышления возносится горе, и, оставив позади все дольнее (земное), достигает небесного. Потому-то, собственно, и учит нас Господь: “Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягощались объедением, и пьянством, и заботами житейскими” (Лук. 21:34). Итак, если хотим, чтобы молитва наша проникла не только до небес, но и превыше небес, то постараемся привести наш ум к естественной легкости, очистив его от всяких пороков и от влаги мирских страстей, чтобы молитва его, не отягчаясь более никаким чуждым бременем, легко воспаряла к Богу. ( Преп. Иоанн Кас.).

        6. Мы обращаемся к Богу словами: “Отче наш!” И этим исповедуем Его — Владыку вселенной — своим Отцом, потому что Он, освободив нас от рабства страстей, усыновил нас Себе. Говоря же далее: “Иже еси на небесех,” — мы выражаем готовность отстранить от себя всякую привязанность к этой временной земной жизни, далеко удаляющей нас от небесного, и впредь усердно стремиться туда, где обитает наш Отец. Такое настроение обязывает нас больше не делать ничего такого, что не соответствует высокому званию детей Божиих и что может лишить нас Отеческого наследия и подвергнуть строгому суду Божию. (Преп. Иоанн Кас.).

        Будучи удостоены такого высокого звания сынов Божиих, мы должны гореть сыновней любовью к Богу и искать уже не своей пользы, но только одной славы Его — своего Отца, говоря Ему: “Да святится Имя Твое.” Этими словами мы свидетельствуем, что все наше желание и вся радость сосредоточены в славе нашего Отца, — пусть отныне всеми славится и благоговейно чтится преславное имя нашего Отца.

        Второе прошение очищенного ума это: “Да приидет Царствие Твое.” Здесь речь о двух царствах. Одно — это царство Христа внутри святых, когда после изгнания страстей из наших сердец Бог начинает управлять нами благоуханием добродетелей. Второе царство, которое откроется в предопределенное время, обещано всем чадам Божиим, когда Христос скажет им: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мт. 25:34).

        Третье прошение, свойственное сынам: “Да будет воля Твоя яко на небеси, тако и на земли,” что означает: да будут люди подобны Ангелам. Как те исполняют волю Божию на небе, так пусть и все живущие на земле творят не свою, а Его волю. Это означает также: пусть все в нашей жизни будет по Твоей воле, Тебе предаем нашу участь, веря, что все: как удачи, так и неудачи — Ты устрояешь во благо нам, и больше заботишься о нашем спасении, чем мы сами.

        Далее: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь.” Насущный — собственно “над-сущный,” высшей сущности; это Хлеб, сошедший с небес — Причащение. Слово “днесь” (сегодня) учит нас, что вчерашнее вкушение его не достаточно, если этот Хлеб также не будет преподан нам и ныне. Это убеждает нас ежедневно изливать сию молитву, так как нет дня, в который не нужно было бы укреплять сердце нашего внутреннего человека вкушением сего Хлеба.

        “И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.” Милостивый Господь обещает нам прощение наших грехов, если мы сами покажем пример прощения нашим братьям: прости нас, как и мы прощаем. Очевидно, с надеждой и дерзновением может просить себе прощения только тот, кто сам простил других. Кто же от всего сердца не простил согрешающего против него брата, тот этой молитвой испрашивает себе осуждение вместо прощения. Ибо если эта молитва будет услышана, то в соответствии с приведенным им примером не иное что должно последовать, как неумолимый гнев и определенное наказание. Ведь сказано: “Суд без милости не сотворившему милости” (Иак. 2:13).

        “И не введи нас во искушение.” Учитывая сказанное апостолом Иаковом: “Блажен человек, который переносит искушение” (Иак. 1:12); — слова данной молитвы надо понимать не в смысле: “не допусти нам когда-либо подвергнуться испытанию,” но в смысле: “не допусти нам оказаться побежденными при искушении.” Был искушен Иов, но не введен в искушение, потому что с Божией помощью он не произнес ничего неразумного о Боге (Иов. 1:22) и не осквернил своих уст богохульным ропотом, к чему хотел склонить его искуситель. Были искушены Авраам и Иосиф, но ни тот, ни другой не были введены в искушение, потому что не исполнили воли искусителя.

        “Но избави нас от лукавого,” т.е. не допусти дьяволу искусить нас сверх нашей силы, но при искушении пошли нам облегчение, чтобы мы смогли устоять (1 Кор. 10:13)

.

Три побуждения к совершенству

 

        11. Три добродетели побуждают людей подавлять свои страсти: страх геенских мучений, желание получить Царство Небесное и любовь к добродетели. О том, что страх Божий отводит от греха, об этом написано в Притчах: “Страх Господень — это ненавидеть зло” (Притч. 8:13). О том, что надежда также удерживает от увлечения страстями, сказано: “Никто из уповающих на Него не погибнет.” О любви же сказано, что ей чуждо ощущение страха и что она “никогда не перестает” (1 Иоан. 4:18 и 1 Кор. 13:8). Поэтому апостол дело спасения сосредоточил в приобретении этих трех добродетелей, говоря: “Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь” (1 Кор. 13:13). Вера, пробуждая страх будущего суда и мучений, отводит нас от страстей; надежда, отторгая ум от временного, побуждает презирать все плотские удовольствия; любовь же, воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преуспеванию в добродетелях, побуждает решительно отвращаться от всего, что противоположно им. И хотя эти три добродетели побуждают воздерживаться от всего недозволенного, но степенями своего достоинства они отличаются между собой. Две первые свойственны людям, которые, стремясь к преуспеянию, еще не возлюбили добро полностью; третья же исключительно принадлежит Богу, и от Него перешла к людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит все благое не из страха или желания воздаяния, но по единой любви к добру. По Своей благости Он обильно изливает блага как на достойных, так и недостойных. Он не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, будучи вечносовершенной и по природе неизменной благостью. (Преп. Иоанн Кас.).

        11. Ясно различай вещи и дела, и знай, что нет настоящего добра, кроме одной добродетели, происходящей от страха Божия и любви к Богу, и что нет настоящего зла, кроме одного — греха и удаления от Бога. Расследуем теперь внимательно, случалось ли когда-нибудь, чтобы Бог (или Сам лично или через другого кого-нибудь) причинил зло кому-либо из Своих святых. Этого, без сомнения, нигде не найдешь. Ибо никогда не бывало, чтобы кто-либо мог заставить другого согрешить, когда тот не соглашался на это и сопротивлялся. А если случалось, что заставил, то лишь того, кто сам склонялся на этот грех по нетрезвости своего сердца и развращенной воле. Так, например, когда дьявол хотел ввергнуть в грех праведного Иова, он направил против него все козни своей злобы, лишив Иова всего его богатства, умертвив детей и самого его покрыв ранами с головы до ног. Однако никак не смог запятнать грехом Иова, потому что во “всех этих приключениях” Иов пребыл тверд и не произнес безумного слова против Бога. (Преп. Иоанн Кас.).

 

Обозрение духовной войны

 

        12. Все науки и искусства имеют свою цель, ради которой люди науки и искусства охотно несут многие труды и издержки. Так, например, земледелец неутомимо трудится над землей, терпя то зной, то холод, имея целью сделать ее плодородной. И знает он, что иначе он не получит желанной жатвы. Так и подвижничество имеет свою цель, ради которой человек, ищущий совершенства, охотно и неутомимо несет разные труды, и ради этой цели он не тяготится частыми постами, радуется в бодрствовании, постоянно читает Священное Писание и не страшится ни подвигов, ни лишений. (Преп. Иоанн Кас.).

        12. Целью нашей подвижнической жизни является Царство Божие, которое достигается только чистотой сердца. К этой цели и должен быть прикован наш взор, и к ней мы должны направлять все наши дела, и если наше помышление несколько уклонится, необходимо тотчас возвратить мысленный взор к этой цели. (Преп. Иоанн Кас.).



Размер файла: 97 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров