Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Закон Божий Часть 8-я Литургия

Сысл жизни не в наслаждении земными благами, а в святости. Главным источником святости является литургия, и особенно принятие на ней Тела и Крови Христовых.

            На литургии люди входят в таинственное общение с Богом и как бы переселяются на небо. Здесь люди вместе с ангелами объединяются как бы в один хор, чтобы благодарить Творца неба и земли за Его великие милости. На литургии происходит таинственное обновление человеческой души, когда она сбрасывает с себя бремя житейских забот и суеты, вдыхает небесный воздух, вся наполняется горним светом, получает радость и духовную силу. Литургия — источник духовной жизни, ею крепнет и созидается Церковь Христова. Вот почему литургия с апостольских времен занимает центральное место среди Православных богослужений.

            Слово “литургия” на греческом языке значит “общественная  служба,” так как это богослужение совершается при молитвенном участии по возможности всех членов данной христианской общины. Литургия называется еще “Евхаристией” — благодарением, так как на ней мы благодарим Бога за Его великие благодеяния, оказанные нам — в особенности за спасение нас через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

            Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в Великий четверг, на Тайной Вечере, за день до Своей крестной смерти. Преломив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: “Примите, ядите (ешьте): сие есть тело Мое, которое за вас предается ” [на страдания]. Потом Христос взял чашу с красным виноградным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: “Пейте из нее все: ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.”

            Приобщив Апостолов тела и крови, Господь заповедал им, чтобы и они по Его примеру совершали это священнодействие в Его воспоминание до конца веков с надеждой, что они, причащаясь святейшего Его тела и крови, удостоятся быть причастниками Его Царства небесного по Его обещанию: “Кто ест Мое тело и пьёт Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём” (Иоан. 6: 56).

            Апостолы, свято исполняя заповедь своего Учителя и Господа, в своих собраниях проводили время в молитвах, в пении священных песней и в “преломлении хлеба” в воспоминание Иисуса Христа, т.е. совершали Литургию.

            Еще во времена Апостолов установился и сохранился между христианами порядок молитв литургии. Самой древней литургией, сохранившейся в письменном виде до нашего времени, является литургия апостола Иакова, брата Господня по плоти. В 4-м веке литургия была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, как она совершалась в его время. Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, сократил некоторые молитвы литургии святого Василия Великого. Так образовались две литургии: святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, очень сходные между собою. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого — по воскресеньям Великим постом и в некоторые праздники.

            Литургия состоит из трёх частей: в первой приготовляется вещество для таинства (проскомидия); во второй — верующие приготовляются к участию в совершении таинства (литургия оглашенных); в третьей — совершается самое таинство (литургия верных).

            Так как литургия совершается в воспоминание Христа, то во время литургии вспоминаются важнейшие моменты жизни Спасителя: на проскомидии — Его рождение; на Малом входе — начало Его проповеди; на Великом входе — вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания; при словах “примите, ядите” — Тайная вечеря; при закрытии завесы — Его погребение и смерть; после причащения священников — Его воскресение; при выносе чаши — явление воскресшего Спасителя народу; при возвращении чаши на жертвенник — Его вознесение на небо.

 

 

Часть 1-я

Проскомидия

 

Первая часть литургии называется проскомидией, что значит “принесение.” Называется она так потому, что вещество для таинства причащения, хлеб и вино, в древности выбиралось из добровольных приношений христиан. Хлеб для литургии должен быть пшеничный, квасный. Печется он по особому способу и называется просфорою, что значит “приношение.” Для литургии употребляется пять просфор. Вино должно быть виноградное, красное.

            Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую “Агнцом,” в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Произнося при Ўтом слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на Себя грехи мира (Ис. 53: 7-8). Положив Агнца на дискос (небольшое блюдо на подставке), священник вливает в чашу вино, прибавляя немного воды, вспоминая слова Евангелия: “Один из воинов копьем пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин. 19: 34).

            Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, из пятой — за умерших. Таким образом, на дискосе представлена вся Церковь: её глава — Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, святые, живые и усопшие православные христиане.

            Кроме того, священник читает и поминает имена за здравие и за упокой,  вынимает частички из поданных просфор, кладя эти частички на дискос. Для подачи имён существуют так называемые “помянники.” Каждой семье следует иметь свой помянник с именами живых и умерших родственников для поминания за литургией.    Молитвенное поминовение за литургией имеет большое значение для духовной пользы людей, которые записаны в помяннике.

            Закончив проскомидию, священник молится: “Боже, Боже наш, пославший Небесный Хлеб, в пищу всему мiру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, Который есть наш Спаситель, избавитель и благодетель, Сам благослови это приношение и прими его в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, как милосердый и человеколюбивый, принесших эти дары и тех, за которых они принесли их. Нас же (служащих) сохрани неосужденными в священнодействии божественных Твоих тайн. Потому что свято и преславно пречестное и величественное имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь.”

            Проскомидия совершается при закрытых царских вратах и задёрнутой завесы, так как рождество Христово совершилось ночью при неведении людей. Перед началом литургии оглашенных (“оглашенные” — люди, готовящиеся к крещению) во время часов диакон открывает завесу и кадит храм. Верующим следует в это время уже находиться в храме и стоять на своих местах с сосредоточенным и молитвенным настроением.

 

 

Часть 2-я

 

Литургия Оглашенных

 

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных потому, что на ней разрешается стоять в притворе храма оглашенным (людям, готовящимся к крещению). Начинается эта часть литургии прославлением Пресвятой Троицы:

 

Диакон:  Благослови, владыко.

 

Священник: Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне (теперь), и присно (всегда) и во веки веков.

 

Хор: Аминь (истинно так!).

 

Потом следует “великая,” или “мирная,” ектения, на которой молящиеся в храме возносят прошения к Богу о себе и о всем мире. Существует несколько ектений. Слово “ектения” значит протяжно произносимые прошения, которые чередуются с пением “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” (на просительных ектениях). На сугубой (усиленной) ектении “Господи, помилуй” поётся трижды.

 

 

В е л и к а я   е к т е н и я

 

Диакон: Миром (с умиротворенным настроением) Господу помолимся.

 

Хор: Господи, помилуй. (Хор повторяет эти слова на каждом прошении ектении).

 

            О свышнем мире (небесном мире) и спасении душ наших Господу помолимся.

 

            О мире всего мiра (спокойствии во всем мире), о благостоянии (благополучии) святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

 

            О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся.

 

(Здесь вставляются прошения о духовных и гражданских властях).

 

            О граде сем (об этом городе), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

 

            О благорастворении воздухов (благоприятной погоде), о изобилии плодов земных и временех мирных (о мирных днях) Господу помолимся.

 

            О плавающих, путешествующих, недугующих (болящих), страждущих (страдающих), плененных и о спасении их Господу помолимся.

 

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

 

            Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 

            Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше (молитвенно упомянув) сами себе и друг друга (себя и других) и весь живот (всю жизнь наш) Христу Богу предадим (посвятим Богу).

 

Хор: Тебе, Господи.

 

Священник: Яко (потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно (теперь и всегда), и во веки веков.

 

Хор: Аминь.

 

Потом хор поёт антифоны, а священник читает про себя следующие молитвы: “Господи Боже наш, Которого держава неизъяснима и слава непостижима, Которого милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Ты, Владыка, по Твоему благоутробию (благости) воззри на нас и на этот храм и окажи нам и молящимся с нами Твои богатые милости и щедроты … Господи Боже наш, спаси людей Твоих и благослови наследие Твое, сохрани полноту Твоей Церкви, освяти любящих благолепие Твоего дома, Ты прослави их Твоею божественною силой и не оставь нас, надеющихся на Тебя … Ты, даровавший нам эти совместные молитвы, Который обещал двум или трем собравшимся исполнить прошения, Ты и теперь исполни во благое прошения Твоих рабов, подавая нам в этом веке познание Твоей истины, а в будущем — вечную жизнь.”

М а л а я    е к т е н и я

 

Диакон: Паки и паки (опять и опять) миром Господу помолимся.

 

Хор: Господи, помилуй.

 

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. 

 

Хор: Тебе, Господи.

 

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

 

Хор: Аминь.

 



Размер файла: 136 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров