Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Мадагаскар - остров в океане

Демократическая Республика Мадагаскар расположена на четвертом в мире по площади острове. Государство также включает несколько других, более мелких островов. Остров Мадагаскар расположен в 390 километрах от Африканского континента и отделен от него Мозамбикским проливом. Протяженность острова с севера на юг составляет 1600 километров и с востока на запад - примерно 570 километров. Площадь острова - 587 041 квадратных километра.

 

В топографическом отношении Мадагаскар можно разделить на несколько существенно различающихся районов:

·       Антсиранана - северная часть острова, где расположены наиболее высокие горы, достигающие 2658 метров над уровнем моря. В долинах могут выращиваться тропические культуры. Естественная гавань Антсиранана является крупной военно-морской базой;

·       Махаджанга - богатый сельскохозяйственный район страны с крупным портом, носящим такое же имя. Здесь выращивают рис, хлопок, табак и другие культуры;

·       Толиаре - в этом достаточно засушливом районе расположены основные минеральные ресурсы острова;

·       Восточная часть Мадагаскара с влажным и очень жарким климатом. Здесь расположен самый крупный порт страны - Тоамасина. Это основной регион производства тропических культур - кофе, ванили, сахарного тростника;

·       Внутренние горные районы острова, достаточно плотно заселенные. В долинах выращивается рис. Здесь же расположена столица государства - город Антананариву, административный и культурный центр страны.

 

Естественная растительность сохранилась на острове лишь в небольшом количестве мест. Она была фактически уничтожена, освободив площади для производства сельскохозяйственных культур, чему способствовали и технологии, связанные с выжиганием лесов под пашни. В целом, остров представляет собой смесь саванны и степи. Немалую роль в уничтожении лесов Мадагаскара сыграло интенсивное использование местными жителями дров в качестве топлива.

 

Природа Мадагаскара с восторгом описана большим количеством путешественников прошлого и настоящего. Флора и фауна острова отличаются большим количеством эндемиков. Вероятно, самые знаменитые из них - лемуры и дерево путешественников. В реальности же все это - давняя история или, в лучшем случае, достояние заповедников. Наиболее характерные современные ландшафты острова - это различного рода плантации и безлесные горные районы.

 

Происхождение населения на Мадагаскаре

и отношения между этническими группами острова

 

История заселения острова достаточно неопределенна. Хотя принципиальных расхождений в описании того, как попали сюда люди, нет, но нет и знания достаточно большого количества деталей.

 

Останки одного из наиболее древних людей были найдены около современного города Йоханнесбурга, но на Мадагаскар, расположенный практически по соседству, люди попали более замысловатым путем. Остров был заселен и освоен предками современных малагасийцев. Считается, что выходцы из юго-восточной Азии, прибывшие в этот регион, первоначально поселились на восточном побережье Африки. Там прожило несколько поколений их, и только после этого был пересечен Мозамбикский пролив и первые поселенцы появились на Мадагаскаре. Есть основания полагать, что первыми были заселены Коморы, а на Мадагаскар люди попали уже с Коморских островов.

 

Можно только догадываться о том, что побудило переселенцев из Азии сначала приплыть в Африку, а затем покинуть ее, но не в этом суть. Весьма важно, что часть населения современного Мадагаскара, в особенности на его западном побережье, имеет немало черт, свидетельствующих о смешении с черными. В более поздние колониальные времена на Мадагаскар было завезено достаточно большое количество чернокожего населения из других африканских колоний. Их очередное смешение с местными жителями стало основой формирования особой этнической группы.

 

Переселение из Африки на Мадагаскар не носило характера организованной экспансии - это было достаточно неупорядоченное переселение небольшими семьями, которые “приватизировали” свободные земли и осваивали только очень небольшие территории, необходимые для их непосредственного жизнеобеспечения. Эти процессы имели место с X века.

 

Наиболее поздние переселенцы прибыли на Мадагаскар в XIV веке. Они также происходили из Юго-Восточной Азии, но, в отличие от прежних мигрантов, прибыли на остров, минуя континентальную Африку. Эти поселенцы начали осваивать высокие плато и стали основой формирования этнической группа мерина. Мерина до сих пор сохраняют в достаточной чистоте свои малайские черты. Они оказались наиболее развитой в социальном отношении этнической группой.

 

Довольно часто подобные сочетания этносов, которые прибывают на территорию в различное время, создают комбинацию более и менее развитых в социальном отношении общностей. При четко выраженной племенной (этнической) структуре это ведет к установлению однозначного доминирования. Например, такая ситуация имеет место в Руанде и Бурунди, где племя тутси является наиболее поздним мигрантом в регионе, имеющим более высокую социальную организацию. Оно однозначно установило контроль над племенем гуту, сохранявшийся с XVI века до 1960-х г.г., и только развал западных колоний в Африке привел к тому, что традиционная структура власти нарушилась. Вместо нее была введена совершенно бессмысленная в черном мире “демократическая система”, с выборами по принципу “один человек - один голос”, часто приводящими к тому, что не вполне развитые, но более многочисленные племена могут ставить своих вождей президентами, но далее не в состоянии удерживать власть и реально управлять страной. Итогом становятся непрекращающиеся конфликты, как широко известная война между гуту и тутси. Завершиться такого рода противоборство может только тем, что весь окружающий мир оставит местные племена в покое и тогда традиционная структура очень быстро восстановится.

 

Ситуация на Мадагаскаре отчасти аналогична. Этническая группа мерина не имеет абсолютного доминирования в численном отношении. В разные периоды истории острова на нее приходилось и приходится лишь от 20 до 25 % населения Мадагаскара. Но мерина традиционно обладали более высокой социальной организацией, собственной государственной властью, которую успешно развивали, и за счет этого контролировали остров.

 

Вмешательство в дела Мадагаскара французских и английских колонизаторов очень сильно нарушило традиционный естественный баланс сил. Группа мерина, оказывавшая основное сопротивление колонизаторам, сознательно принижалась ими и противопоставлялась остальным этническим группам населения.

 

Важно учесть, что этнические проблемы острова хотя и не просты, но не носят и чересчур драматического характера. Противостояние этносов сохраняется, но оно не ведет к устойчиво враждебным отношениям: да, есть вспышки этнических конфликтов, но устойчивой вражды все-таки нет. Несмотря на большое количество противоречий, этнические группы Мадагаскара имеют очень много общего, но наиболее важно то, что у них - существенно различные уровни социальной развитости.

 

Традиционная система политической власти Мадагаскара

 

Первая стабильная государственная власть появилась на острове в конце XVI - начале XVII веков. Естественно, это было королевство (располагавшееся на центральном плато острова). Естественно, оно было основано группой мерина, а первым формальным лидером мерина стал Андриаманело, от которого ведет свою родословную династия, называемая Андриана.

 

С момента своего возникновения королевство стало укрепляться и расширяться. Сын первого же короля провел важные реформы в этом направлении. Королевство стало называться ИМЕРИНА, а его жители - МЕРИНА. Эти термины сохраняются до сих пор.

 

Ко времени правления третьего короля династии Андриана сформировалась этническая группа мерина. Все, кто переселились на остров в XIV веке и проживали на высоком плато, вошли в данную группу.

 

До конца XVIII - начала XIX веков королевство этнической группы мерина было относительно изолировано от остальных групп и территорий, и его ареал ограничивался внутренними районами острова. В это время шло укрепление королевства, систематически осваивалась его территория.

 

Другие этнические группы оставались мало связанными с мерина. Это продолжалось до правителя с очень сложно произносимым именем - Андрианаимпойнимерина, который возглавлял королевство в 1787 - 1810 годах. Он провел очередные реформы, позволившие государству выйти на достаточно современный уровень: была создана армия, введена строгая наследственная монархическая структура власти и так далее. С точки зрения социальной организации, это было очень развитое образование, мало чем отличавшееся от западных структур власти.

 

Естественным следствием проведения реформ в королевстве Имерина стало его стремительное распространение по всей территории Мадагаскара. Мерина вышли за пределы высокого плато и стали последовательно завоевывать другие части острова. Этот процесс был продолжен и последующими королями.

 

В исторических работах нет упоминаний о жестоких кровопролитных войнах между этническими группами острова в тот период. Скорее всего, распространение влияния королевства Имерина не протекало в условиях отчаянного сопротивления других островитян. Во-первых, силы были откровенно не равны, и мерина намного превосходили остальных. Во-вторых, их доминирование не выражалось в жестокой эксплуатации населения Мадагаскара. Насколько можно понять, громадное большинство мерина оставались жить на высоком плато, и подчинение остальных частей острова их королевству имело во многом условный характер.

 

Примечательно, что примерно в то же время аналогичного рода процессы шли и на юге Африки в целом. Становление государства на Мадагаскаре не было уникальным с социальной точки зрения. В частности, племя зулу приобрело централизованное руководство в лице короля Шаки. Он создал мощную профессиональную армию, которая, как выяснилось позднее, оказывала весьма успешное сопротивление даже превосходящим силам Британской армии. Была сформирована четкая вертикальная структура власти зулу, и племя стало стремительно распространяться по югу Африки. Остальные черные племена заняли нишу их вассалов.

 

Описываемые события пришлись на начало XIX века, но и расстановка сил, и конфликты, проявившиеся в тот период, во многом сохранились до сих пор. В частности, знаменитая южноафриканская организация АНК есть фактически племенная организация хкосо. Это племя всегда было гораздо менее развито, чем зулу, и очень сильно теснилось зулусами. А враг номер один АНК - партия ИНКАТА - это чисто племенная политическая организация зулу, и пост руководителя партии устойчиво занимает один из членов зулусской королевской семьи. Противостояние черных племен сохраняется по-прежнему, и белые ЮАР (буры) сознательно и цинично играют на их противоречиях.

 

Это только пример того, что процессы, происходившие на Мадагаскаре в начале XIX века, не были чем-то уникальным: в регионе в целом начали формироваться централизованные структуры власти и гармонично организованные королевства.

 

Параллель с зулусским королевством крайне важна и для понимания того, что племена и этнические группы, сформировавшие свои государственные структуры с четкой вертикальной властью и ареалом распространения и доминирования, обычно оказывали самое мощное сопротивление колонизаторам. Бритам пришлось вести массированную войну против зулусского королевства, и несмотря на победу первых, зулусы сохранили свою государственность. Королевство зулу существует даже в нынешней ЮАР, на современном этапе являясь фактически государством в государстве. И в реальности ничего поделать с ним нельзя.

 

Именно по причине наличия на Мадагаскаре самостоятельного и хорошо организованного королевства, созданного еще до прихода западных колонизаторов, последним было оказано столь мощное сопротивление. Именно по этой причине современный Мадагаскар сохраняет достаточно независимое положение в мире.

 

Королевство Имерина не установило формального контроля над всем островом и всеми его этническими группами, но в реальности оно являлось единственной силой, контролировавшей Мадагаскар. К моменту появления западных колонизаторов королевство Имерина обладало всеми признаками хорошо организованного государства.

 

Мерина имели четкую вертикальную структуру организации своего общества. Они делились на три вертикальные социальные категории - андриана (высшее общество), хова (средний класс, нечто вроде российского дворянства) и андево (простые люди этнической группы мерина). Слово “андево” буквально переводится как “рабы”, хотя в реальности это были просто члены данной группы, остававшиеся экономически зависимыми от верхушки своего общества.

 

В высшей степени характерно, что современные мерина часто обозначаются как хова, то есть вся этническая группа перешла на уровень среднего класса: нет королей и королевичей, которые бы имели высшую власть, хотя живы их потомки и они достаточно известны всем островитянам; нет и андево. Все современные мерина равны и благородны. Единственное отличие состоит в том, что в XX веке наличие благородного звания хова никого не избавляет от необходимости физического труда.

 

Верхнюю ступень в традиционном обществе мерина занимал правитель-самодержец. Король был представителем Бога на земле, и королевская власть воспринималась как священная. Король формально управлял всем островом и владел всеми его ресурсами. Его власть практически не ограничивалась законами, но сильно злоупотреблять ею не стоило: верхушка общества была достаточно сильна и многочисленна, и продолжительность жизни самодержца во многом зависела от его поведения.

 

Во второй половине XIX века королевство Имерина воспроизвело и такие современные стандарты государственной власти как посты Премьер-министра как руководителя исполнительной власти на острове, Министра иностранных дел и т.п. После 1840 года королевские советники фактически сформировали правительство, то есть исполнительную власть. Король назначал главу правительства и некоторых наиболее важных министров.

 

Особым достижением политической и административной власти было то, что остров управлялся губернаторами, которые назначались королем и подчинялись столице Антананариву. Таким образом сформировалась строго централизованная структура власти.

 

Существовал на Мадагаскаре и свой Парламент - совет, в котором было представлено 30 - 40 наиболее именитых людей этнической группы мерина. В его задачи входило составление рекомендаций королю и правительству по принятию наиболее важных решений. Он также назначал некоторых министров.

 

При постановке и решении наиболее сложных задач созывалась ассамблея избранников народа - нечто вроде народного вече, в котором участвовали представители различных поселений острова.

 

И последнее: на Мадагаскаре существовала уникальная форма под названием Кабари. Суть ее состояла во всенародном утверждении решений власти. Все население острова с определенным достатком должно было высказаться относительно того или иного решения короля или правительства, и это решение могло начать реализовываться только после того, как получало одобрение всего населения острова. (То есть, фактически на Мадагаскаре проводились референдумы.)

 

Достаточно совершенной была и военная служба. В первой половине XIX века королевство Имерина на имело постоянной армии, но располагало кадровым корпусом офицеров, которые в мирное время оставались гражданскими чиновниками, а в период волнений на острове становились профессиональными военными. От каждой провинции в столицу собирались воины; там они получали оружие и приводились в готовность к войне или подавлению восстаний. После прекращения военных конфликтов того или иного рода все оружие сдавалось в арсенал, находившийся в столице, солдаты отправлялись по домам, а офицеры снова возвращались к своим мирным чиновничьим занятиям.

 

*             *             *

В рамках королевства Имерина существовала система публичных работ под названием Фаномпоана. Суть ее состояла в том, что некоторые виды работ, необходимых для государства в целом, выполнялись без оплаты всеми жителями страны. Так что идея коммунистических субботников не является новинкой советской власти: она существовала с середины XIX века.

 

Имела место и система государственных неоплачиваемых работ в рамках различных коммун (она называлась Фоконолона), когда те должны были сообща решать определенные проблемы своих территорий. В отличие от Фаномпоана, так решались вопросы локального уровня.

 

Королевство имело и большое количество народных (можно даже не побояться и сказать - всенародных) праздников, ориентированных на укрепление отношений различных этнических групп.

 

*             *             *

Такая структура власти сложилась на острове к середине XIX века. Она во многом сформировалась благодаря тому, что этническая группа мерина вполне успешно обучалась у иностранцев и из контактов с внешним миром выносила много ценного. Предтечи четкого разделения королевской и высшей исполнительной властей, равно как и сложной системы подтверждения народом государственных решений существовали и ранее, но в более современном виде они сформировались после столкновения с западными людьми. При этом копирования западных структур власти не было и в помине.

 

Наличие оригинальной, самостоятельно созданной системы власти обычно ведет к тому, что народ с большим трудом поддается колонизации. Историческим законом является то, что легко и просто завоевываются даже весьма воинственные, но не вполне организованные в социальном отношении племена и народы. Тому есть масса примеров и в Африке, и в Азии. С гораздо большим трудом завоевываются этнические группы, которые имеют свою достаточно высокую социальную организацию, - именно она является достижением номер один, определяющим силу народа и его устойчивость к внешней агрессии.

 

Характерно и то, что сколь бы долговременной ни была колонизация такого достаточно развитого народа, она никогда не дает метрополии желанного устойчивого результата.

 

2. ОСТРОВ МАДАГАСКАР.

КОНТАКТЫ С ЕВРОПЕЙЦАМИ

 

Первым европейцем, с которым столкнулись люди Мадагаскара, стал португальский капитан Диего Диаш со своей бравой командой. Он первым из западных европейцев проплыл вдоль побережья Африки, обогнул Мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Он стал первым человеком из “цивилизованной” Европы, который имел желание основать поселение на острове. Стратегия португальцев в то время была проста: они закладывали небольшие военные поселения, в задачи которых входило обслуживание проплывающих мимо португальских судов и грабеж местного населения. Все было, действительно, достаточно незамысловато: время от времени приходило судно из метрополии, в течение короткого времени колонизаторы собирали рабов и товары и, нагрузившись этими ценностями, судно отправлялось в обратный путь, а через некоторое время появлялось новое. Ни о каком систематическом освоении территорий португальцы даже не помышляли.

 

Португальские поселения такого рода были чисто военными и мужскими. Естественным итогом становилось то, что через некоторое время их обитатели смешивались с местными женщинами и появлялись первые дети от смешанных браков, открывая новую страницу в общении народов. В перспективе эти поселения часто вырождались, и португальские воины просто растворялись в массе местных жителей. Связь с метрополией утрачивалась, но зачастую португальские колонизаторы даже не хотели возвращаться на родину, где жизнь для них была, несомненно, тяжелее.

 

Маленькое и очень слабое поселение было основано португальцами на одном из небольших островов около Мадагаскара (так было гораздо спокойнее). После этого колонизаторы отправились дальше - в поисках более миролюбивых и диких людей, которых проще было бы обратить в подданных португальской короны.

 

Появление португальцев не оставило особенно заметных следов в жизни и культуре острова. После этого на протяжении XVII и XVIII веков Мадагаскар неоднократно посещали моряки Голландии, Франции и Англии. Все три страны предпринимали попытки колонизации, но ни одна не завершилась удачей. Сопротивление местных жителей под руководством королевской династии Имерина было организованным и мощным. Для подчинения Мадагаскара нужна была большая война, но на это западные люди пока не шли: в мире оставалось достаточно много территорий, которые можно было завоевывать гораздо проще.

 

Первая систематическая попытка налаживания связей европейской страны и Мадагаскара пришлась на 1817 год. Она была связана с усилиями британского правителя соседнего Маврикия (который к этому времени уже успел побывать и французской, и английской колонией), сэра Роберта Фаркхара подписать договор о дружбе и торговле между Британией и Мадагаскаром. Англия вела тогда самую активную политику на юге Африки и очень энергично интересовалась близлежащими островами Индийского океана. Часть из них перешли к ней от Франции после провала планов Наполеона отвоевать все колонии Англии, включая Индию и Австралию. Налаживание связей с Мадагаскаром было только одним из шагов формирования империи “от Кейпа до Каира” в восточной части Африки. Нельзя сказать, чтобы англичане уделяли Мадагаскару какое-то особенное внимание - это была лишь одна из бесчисленных территорий, которой “предписывалось” стать колонией Великобритании.

 

В 1817 году договор был подписан. Он стал первым официальным документом, в котором король Мадагаскара был признан западной стороной официальным правителем всего острова. Согласно договору Британия оказывала военное и гражданское содействие королевству Имерина в случае необходимости. Такая необходимость могла возникнуть лишь в одном случае: если бы Франция попыталась оккупировать Мадагаскар, то Англия должна была прийти ему на помощь. В те времена подобные договоры означали только это.

 

Очень интересно, что жители Мадагаскара старались использовать контакты с европейцами для усвоения новаций белых людей, и этим они драматически отличались от черных жителей континентальной Африки, которые ничего подобного не делали. Западные люди не воспринимались на Мадагаскаре как пришельцы с небес, но как обычные смертные, у которых, однако, есть чему поучиться.

 

Большую роль в развитии страны сыграла королева Ранавалона Первая, которая правила островом с 1828 по 1861 годы. Она старалась наладить дружеские отношения с европейскими государствами и одновременно модернизировать свое королевство. При сохранении традиционных институтов власти и социальной организации, от французов и бритов усваивалось очень многое в области организации государственного аппарата и военного дела.

 

Некоторое время королева Ранавалона пыталась использовать бритов в борьбе с местными этническими группами, не вполне подчинявшимися центральной власти Имерина, но вскоре все намерения такого рода были оставлены, поскольку выяснилось, что западные люди в действительности интересуются только колонизацией острова. Задачей же королей Мадагаскара было налаживание равных и взаимовыгодных отношений, но им отводилась только роль колонии - не более. Отношения с европейскими державами стали резко портиться с 1820-х годов, что было связано с агрессивной политикой последних в отношении королевства Имерина и попытками европейцев запустить на остров своих миссионеров.

 

Западные миссионеры играли в Африке однозначную роль: они появлялись первыми, затем купцы проводили оценку территории, а после этого приходила армия и объявляла данную территорию колонией. Независимо от того, оказывалось сопротивление или нет, как правило, для местного населения устраивалась бойня. Такова была традиционная модель, которую пытались отработать и на Мадагаскаре. Но реализовать ее здесь оказалось сложно. Сбои начались уже в первом пункте - запуск миссионеров на Мадагаскар. Они частично проникли на остров, но начать активную работу по “спасению душ грешников” не могли, так как местные власти не позволяли этого делать.

 

Пионером-миссионером на Мадагаскаре стал католик Лазарист, прибывший сюда во второй половине XVII века. Его миссия просуществовала очень короткое время, и в 1672 году местный вождь запретил ему “жить и работать” на острове.

 

В 1810 году Лондонское Миссионерское Общество получило разрешение ра

Размер файла: 728 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров