Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Николаенко - Новый Крым

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОГО ТУРИЗМА

1.1. Виды и эволюция рекреационной деятельности

1.2. Процесс рекреационного районообразования и эволюция рекреационной деятельности

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ МАССОВОГО ТУРИЗМА

 

2.1. История массового туризма в западной социо-культурной систем

2.2. История массового туризма в российской социо-культурной системе

 

ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ особенности

мирового ТУРИЗМА

 

3.1. Западная Европа - пример наиболее развитого региона массового туризма

Великобритания

Франция

Италия

Португалия

Германоязычные страны Европы

Федеративная Республика Германии

Австрия

Швейцария

Малые страны Европы

Дания

Бельгия

Нидерланды

Люксембург

 

3.2. Китай - пример слабо развитого региона массового туризма

Социо-культурные особенности Китая

Китайская Народная Республика

Гонконг

Республика Китай на Тайване

Сингапур

 

ГЛАВА 4. УЧЕБНЫЕ ОСНОВЫ КУРСА “ИСТОРИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА”

 

4.1. Учебная программа курса

4.2. Программа семинарских занятий

4.3. Вопросы к контрольным заданиям для студентов заочной формы обучения

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Словарь терминов и понятий

Сведения об авторах

Summary

 

АВТОРЫ ГЛАВ:

Глава 1. – Т.В. Николаенко

Глава 2. – Т.В. Николаенко

Глава 3. 3.1. – Т.В. Николаенко

3.2. – Д.В. Николаенко

Глава 4. – Т.В. Николаенко

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рекреационная деятельность – очень сложный процесс. Ее изучение не сводится только к запоминанию экзотических мест отдыха на земном шаре, чисто описательному подходу. Такой уровень хорош для человека, выбирающего место для своего очередного отпуска и систематически просматривающего в этой связи туристические буклеты. Специалисты по организации рекреационной деятельности должны знать, как действует “закон больших чисел”, когда миллионы никак не связанных и, казалось бы, никем не навязываемых субъективных решений относительно места проведения отдыха формируют устойчивые туристические потоки. Эти потоки меняются в пространстве и во времени и могут быть очень нестабильными: они существуют около 20–30 лет, а затем радикально трансформируются. Во всех этих изменениях есть своя логика, и ее обязательно нужно понять. В противном случае шансов профессионально работать в области организации туризма просто нет.

Такого рода понимание в высшей степени актуально для стран СНГ. Невидимая черта 1991 года многое оставила в прошлом – и не только СССР как таковой. Помимо всего прочего, драматически изменилась география рекреационной деятельности. Возникли новые стандарты и образы того, как и где следует отдыхать; сформировались и продолжают формироваться новые туристические потоки. Для понимания происходящих на наших глазах процессов важно обратиться к истории и географии мирового туризма, чтобы иметь возможность осмыслить текущие изменения в контексте эволюции туристической деятельности в целом.

* * *

Настоящее издание продолжает цикл работ, посвященных исследованию мировой рекреационной деятельности. Основная тема этой книги – история и региональные особенности мирового туризма. Мы попытались осмыслить и в предельно ясной форме изложить наиболее фундаментальные особенности развития мирового туризма в пространстве и во времени.

Целый ряд положений представлен здесь в весьма кратком виде. Это связано с ограничениями объема издания и лекционного времени, отводимого на курс “История мирового туризма”. Более детально отдельные вопросы этого курса рассмотрены в других наших работах (10, 11, 12, 13).

* * *

В ХХ веке в некоторых регионах мира туризм превратился в настолько массовое явление, что феномен рекреации стал особым предметом рефлексии. Возникли новые специальности, появились и исследования, свидетельствующие о чрезвычайно благотворном влиянии туризма на экономику и проч. Все это – атрибуты второй половины ХХ века, но ведь была и история! Чтобы понять современное состояние мирового туризма и прогнозировать тенденции его будущего развития, нужно рассмотреть его в более широком контексте освоения территорий как социо-культурного процесса, длящегося тысячелетия. Люди отдыхали всегда; другое дело, что формы рекреации изменчивы. Туризм в его современно виде – лишь частная и очень поздняя форма проявления общего процесса освоения территорий в рамках тех или иных социо-культурных образований.

История мирового туризма описана очень плохо. Это трудно понять, если учесть, что миллионы людей систематически работают в области организации туристической деятельности, а сотни миллионов регулярно пользуются сервисом туристических компаний. Однако слабая изученность феномена туризма имеет серьезные основания. Туристическая деятельность предельно размыта. Она присутствует в неявном виде во множестве различных областей человеческой деятельности, и, по сути, процесс обслуживания туриста раскладывается на сумму отдельных действий, которые не всегда можно интерпретировать как работу в туристическом бизнесе. Ситуация почти как в апории Зенона, когда сумма состояний покоя дает движение: сумма отдельных действий и видов деятельности, непосредственно не связанных с туризмом, создает туристический поток. Описание истории мирового туризма в таком случае становится едва ли не описанием всей мировой истории XIX - XX веков.

Чтобы избежать дублирования политической истории и излагать именно историю туризма, нужно последовательно проводить ряд теоретических и методологических принципов.

1. Массовый туризм не носит абстрактного характера. Он вписан в более фундаментальные процессы освоения территорий. В рамках каждого социо-культурного образования идет специфическая работа по освоению территории. На определенных этапах возникает необходимость и в туризме. Он появляется и развивается в той мере, в какой это нужно для освоения. Массовый туризм может иметь или не иметь место: это всегда определяется общей логикой социо-культурной эволюции.

2. Массовый туризм сам по себе – это производное, следствие общих процессов. Он никогда и нигде не играет самодостаточной роли. Это частная форма рекреации, но рекреация может быть и пространственно пассивной. Чтобы отдохнуть, вовсе не нужно ехать в удаленный от основного места жительства район – можно просто изменить образ жизни и отдохнуть по основному месту жительства. К примеру, сотни миллионов мусульман поступают именно таким образом. Во время рамадана они все делают наоборот: днем не принимают пищу, а ночью не спят. При этом громадное большинство населения не покидает пределов своего населенного пункта. В других же культурах в некоторые периоды начинают раз в год отдыхать вдали от основного места жительства. Пространственно активная рекреация связана только с освоением территорий, и туризм – лишь ее частное выражение.

3. Туризм и пространственно активная рекреация в целом играют роль “плавающей точки освоения”. Они ориентированы именно на те районы, которые подлежат освоению в первую очередь и где, в силу определенных обстоятельств, существуют предпосылки и потребность в развитии туризма. Дело не только и не столько в самой рекреации, но в освоении территорий - это основной фактор, определяющий направленность и интенсивность туристических потоков. Туризм как “плавающая точка освоения” может и “приплыть” на определенную территорию, и “уплыть” оттуда: все зависит от общего течения процессов социо-культурного освоения.

* * *

Настоящая работа написана не только на основании теоретических изысканий авторов в области теории социо-культурных систем и исследования пространственно-временных закономерностей рекреационной деятельности. Во многом это – итог практической деятельности в сфере международного туризма. Работа в США, ФРГ, ЮАР и Гонконге в течение 1991-96 годов дала возможность детально познакомиться с особенностями различных государственных и частных туристических организаций и компаний в разных частях мира. Личный практический опыт крайне важен, поскольку о международном туризме существует немалое количество мифов. Как правило, “самая спелая клубника растет на чужой грядке” и по поводу других стран рассказывается множество небылиц. Они вполне хороши для потенциальных туристов, которых нужно убедить ехать в тот или иной район, чтобы оставить там свои деньги, но специалисты в области организации туризма должны иметь реалистическое представление о мировом туристическом рынке.

Основная часть материала для книги собиралась в течение 1991–96 годов при помощи и поддержке самых разных туристических и правительственных организаций. Поэтому мы хотели бы выразить искреннюю признательность за помощь в подготовке настоящего текста следующим Посольствам, Туристическим Ассоциациям, компаниям и организациям:

 

  • Association of International Exhibition Centres with Professional Trade Show Organisations in the Netherlands;
  • Association of Swiss Fairs;
  • Austrian National Tourist Office;
  • Belgian Tourist Office;
  • Bern Official Travel and Congress Office;
  • British Tourist Authority;
  • Centre Francais du Commerce Exterieur;
  • Confederation of German Trade Fair and Exhibition Industries;
  • Copenhagen Tourist Information;
  • Danish Convention Bureau;
  • Danish Tourist Board;
  • Deutsche Zentrale fur Tourismus / German National Tourist Office;
  • Edinburgh Tourist Board;
  • Exhibition Industry Federation;
  • Gent Dienst Toerisme;
  • Greater Montreal Convention & Tourism Bureau;
  • Hamburg Tourist Board;
  • Hilton Brussels;
  • Hong Kong Government Industry Department;
  • Hong Kong Government Trade Department;
  • Hong Kong Tourist Association;
  • Iris Hotels (Australia);
  • Lucerne Tourist Promotion Board;
  • Luxembourg National Tourist Office;
  • Mexican Government Tourism Office;
  • Official Tourist Office Zurich;
  • Ontario Ministry of Tourism & Recreation;
  • Paris Chamber of Commerce & Industry;
  • Quebec Ministry of Tourism;
  • Royal Danish Embassy in New York;
  • Salzburg City Tourist Office & Congress Centre;
  • Scottish Tourist Board;
  • Singapore Tourist Promotion Board;
  • South African Tourism Board;
  • Swiss Hotel Association;
  • Swiss National Tourist Office;
  • Swiss Office for Trade Promotion;
  • Taiwan Visitors Association;
  • Tourism Bureau, Ministry of Communication & Transportation, Republic of China (Taiwan);
  • Tourist Information Brussels;
  • TransBrazil Airlines;
  • Vienna Tourist Board

 

Т.В. Николаенко

Д.В. Николаенко

25 августа 1998 года

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОГО ТУРИЗМА

 

1.1. Виды и эволюция рекреационной деятельности

 

Рекреацию и туризм можно понять только в контексте эволюции человечества. Они никогда не существовали сами по себе и всегда несли определенное социо-культурное содержание. Исключение составляет только суточный рекреационный цикл, но это - явление биологическое. В недельном цикле рекреации начинают проявляться социальные и социо-культурные закономерности, характерные для всех времен и народов. Связь квартального и годового рекреационных циклов с процессами социо-культурного освоения территорий носит атрибутивный характер и в равной мере присуща всем СКС. Современное состояние не является исключением. Оно определяет только конкретные формы рекреации, выбор районов и некоторые частные особенности реализации.

Рекреация - это не только ориентация на познание чего-то нового, но еще и реакция на стресс, утомляемость. Считается, что, чем более стрессовыми являются условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации. Вялая работа, недостаточная утомляемость не порождают особого интереса к рекреации. Эта закономерность якобы приводит к тому, что наиболее активными рекреантами часто являются жители крупных городов, а также люди, имеющие напряженные условия труда. В частности, такое поведение наиболее характерно для жителей городов-миллионеров и специалистов, занимающихся интенсивным трудом, например, систематически работающих с компьютерной техникой.

Несмотря на свою популярность, данное утверждение не имеет реального обоснования. Отмеченные типы рекреации в полной мере характерны для всех людей, независимо от интенсивности их труда. Компьютеры как массовый продукт стали распространяться только с конца 1960-х годов и позже. Они, действительно, очень утомительно действуют на человека, и люди, систематически работающие с компьютерной техникой, - потенциально активные рекреанты, чему также способствует сочетание высоких доходов с большой утомляемостью. Однако это не ведет к интенсификации рекреации. Перегрузки снимаются за счет восстановления в рамках все тех же суточных, недельных, квартальных и годовых циклов - новые циклы не возникают. Поэтому нет оснований считать, что введение какой-либо технической новации в состоянии изменить столь фундаментальное явление как циклы рекреации.

С пространственной точки зрения выделяются два стандарта рекреации - пассивный и активный. Под “пассивной рекреацией” понимается отдых в пределах своего основного жительства, связанный с незначительными перемещениями в пространстве; “активная рекреация” предполагает значимые перемещения за пределы основного места жительства.

На основании критерия повторяемости рекреационный деятельности выделяются пять типов рекреации:

    1. суточный отдых - цикл 24 часа;
    2. недельный отдых - цикл в 7 суток;
    3. “квартальный” отдых - цикл в 65 - 90 суток;
    4. ежегодный отдых - цикл в 365 суток;
    5. жизненный отдых - цикл, охватывающий 10 - 15 лет.

Причины рекреации в зависимости от ее типа носят несколько различный характер. Суточный и недельный циклы рекреации несомненно порождены биологическими особенностями процесса человеческой жизнедеятельности. Причины суточной рекреации - в дневной утомляемости: определенное время нужно спать и проводить вне рабочего места. Причины недельной рекреации примерно те же. 40 - 50 часов рабочего времени в неделю – и к концу ее возникает желание отдохнуть. Все это - естественная биологическая реакция на утомление, и, как следствие, два типа рекреации присутствуют в самых разных культурах и находили место во все, сколь угодно давние времена. Суточный и недельный типы рекреации, как правило, не находят пространственного выражения: перемещения между “местом утомления” и “местом отдыха” самые незначительные.

Квартальная рекреация - более сложное явление, но ее причина вполне очевидно связана с накоплением усталости от продолжительного пребывания в одном месте - месте постоянного проживания. Это также явление универсальное, присущее всем людям, хотя формы реализации квартального отдыха могут драматически различаться в зависимости от этапа эволюции и типа социо-культурного образования. Пространственно активная квартальная рекреация, связанная с перемещениями на относительно удаленные расстояния, - функция достаточно высокого уровня освоенности территории. Соответственно, и возникает она достаточно поздно. Социальная загрузка квартальной рекреации более значима, нежели суточной или недельной.

Пространственно активный ежегодный и, тем более, пиковый жизненный типы отдыха - порождения еще более высокого уровня освоенности пространства, проявляющиеся только в строго определенные периоды социо-культурной эволюции. Их конкретные выражения зависят от типа социо-культурного образования и этапа его эволюции. В зависимости от ряда факторов ежегодный и жизненный типы рекреации могут обретать совершенно различные формы и интенсивность. Ежегодная рекреация не является порождением исключительно конца XIX века и более позднего времени. Этот тип рекреации имел место и в весьма давние времена. Другое дело, что со временем он меняет форму реализации - с пространственно пассивной на активную, связанную с перемещениями на все более удаленные от основного места жительства расстояния. Годовая рекреация - сложное явление, характерное только для некоторой части населения и далеко не всегда зависящее от его непосредственных возможностей.

Таким образом, причины рекреации разных циклов носят несколько различный характер. На уровнях квартального и годового типов рекреации проявляется включенность СКС в дела отдыхающего. Человек работает на свою СКС в любом состоянии, в том числе и во время отдыха. Квартальные и годовые циклы рекреации играют в этом отношении важную роль.

* * *

Отдых - это не столько перемещение в приятное, но удаленное место, сколько поиск разнообразия. Стремление к разнообразию - самая общая и значимая характеристика рекреации. Раз в год необходимо достигать максимального разнообразия; раз в квартал - меньшего, но также определенно выраженного разнообразия. Разнообразие может быть достигнуто и без переезда с основного места проживания. С пространственной точки зрения, это пассивная форма рекреации, но, тем не менее, она выполняет свои функции и ничем принципиально не отличается от пространственно активной. Для ежегодного отдыха совершенно не обязательно куда-то ехать - нужно лишь категорически изменить образ жизни.

 

Эволюция пространственно активной

рекреационной деятельности

Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социо-культурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации - дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристических компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.

Учитывались следующие характеристики и параметры:

1. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.

2. Уровни освоенности пространства. Выделяются следующие типы освоенности пространства.

Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических стадий контактов культур.

Место” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Например, город Москва и, в особенности, некоторые его районы являются местом для русских людей в целом, независимо от их конкретного проживания. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социо-культурной общности.

Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь самый различный характер.

Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

Периферия” – закрепленное за определенным социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социо-культурного образованиям. Периферия - понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

Чужое пространство” - закрепленное за иным социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная государственная граница, привязанная к природным объектам. Например, российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет ничего подобного западной границе.

Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”. Именно поэтому в различные периоды времени туризм и, особенно, массовый туризм получают столь мощную поддержку от государства. Дело не в отдыхе людей - дело в освоении территорий. Для реального отдыха нет никакой необходимости ехать за тысячи километров - это слишком утомительное и дорогостоящее занятие как для государства, так и для населения. Но в процессе освоения пространства происходит стимулирование туризма и путешествий как массового явления - проявление строго определенного этапа освоения территории социо-культурного образования.

3. Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий (см. Словарь терминов и понятий).

* * *

Итоги проведенного анализа эволюции рекреационной деятельности и ее связи с процессами освоения территорий приведены в таблице 1 (см. файл image-1), которая четко показывает, что, по мере роста освоенности территории, меняются и

Размер файла: 1.67 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров