Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Хрестоматия Политология (Василик)

  Х  Р  Е  С  Т  О  М  А  Т  И  Я

политология
под редакцией профессора М.А. Василика

гардаpuku
МОСКВА
2000

УДК 32(082.24)
ББК66.0
П50
Федеральная программа книгоиздания России
Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. П50 М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. - 843 с.                             ISBN 5-8297-0016-6 (в пер.)
В хрестоматии приводятся фрагменты из произведений мыслителей разных эпох. стран и народов, позволяющие понять их политические воззрения. Изучение мировой политической классики даст возможность глубже познать проблемы власти, государства, политической культуры и т.д. Издание снабжено развернутым именным словарем-справочником.
Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений
УДК 32(082.24)
ББК66.0
В оформлении переплета использован фрагмент картины X. Йонекура "Предчувствие Второй мировой войны" (1936)

(c) "Гардарики", 1999
(c) "Юристъ". Оформление. 1999
ISBN 5-8297-0016-6                                   (c) Василик М.А., Вершинин М.С.             составление. 1999



ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...........................................................................................     5
Раздел 1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава I
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.........    7
М. Вебер.........................................................................................    7
К. Шмитт........................................................................................  23
Ч. Мерриам....................................................................................   42
Р. Арон...........................................................................................   50
  Г. Алмонд.....................................................................................    64
Глава 2
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ ............................................   79
Конфуций .....................................................................................   79
Платон...........................................................................................   88
Аристотель ................................................................................... 106
Н. Макиавелли.............................................................................  125
Т. Гоббс........................................................................................  135
Дж. Локк.......................................................................................  147
Ш.Л. Монтескье..........................................................................   155
Ж.Ж. Руссо...................................................................................  157
         А. де Токвиль...............................................................................  167
 Глава 3
 РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX - НАЧАЛАХХ в. ....  175
М.М. Сперанский ....................................................................... 175
П.И. Пестель ......:.......................................................................  182

Н.М. Муравьев............................................................................    188
К.С. Аксаков ...............................................................................    192
А.И. Герцен ................................................................................    196
Н.Я. Данилевский .....................................................................     201
М.А. Бакунин.............................................................................     209
П.А. Кропоткин .........................................................................     215
П.Н. Ткачев.................................................................................     217
К.Н. Леонтьев.............................................................................     223
И.А. Ильин...................................................................................    234
Раздел II
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
Глава 4
 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ............................................................   237
М. Вебер .....................................................................................    237
Т. Парсонс...................................................................................    239
Европейская Хартия местного самоуправления (Извлечения).   247
Глава 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ..............................   252
Гегель............................................................................................   252
М. Вебер .......................................................................................   255
Ф. Шмиттер........... .......................................................................   272
Глава 6
СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ............   292
В. Парето.......................................................................................   292
Г. Моска........................................................................................   296
Ф. Шмиттер...................................................................................  304
Раздел III
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Глава 7
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА....................................   319
Д. Истон........................................................................................   319

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                 841
М. Дюверже ..........................................................................    331
Глава 8
 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ....................................................     344
Ф.А. фон Хайек...................................................................     344
X. Арендт.............................................................................     354
П.И. Новгородцев ...............................................................    368
Й. Шумпетер .......................................................................    376
Дж. Сартори.......................................................................     386
Р. Даль.................................................................................    400
Глава 9
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ................................................    416
К.П. Победоносцев ............................................................    416
А. Лейпхарт.........................................................................   421
Ф. Гоулд...............................................................................   436
Раздел IV
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Глава 10
ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.....     443
Ж. Боден ............................................................................   443
И. Кант ...............................................................................   446
Гегель .................................................................................   449
B.C. Соловьев......................................................................   460
Н.А. Бердяев........................................................................   468
Б.А. Кистяковский .............................................................   473
П.Б. Струве .........................................................................   484
В.И. Ленин ..........................................................................   486
К. Поппер .............................................................................  495
Д.Дж. Элейзер .....................................................................  505
Всеобщая декларация прав человека ...... .........................  519
Глава 11
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ,
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ....................   526
М.Я. Острогорский ............................................................   526
Р. Михельс ...........................................................................  540
С.Л. Франк...........................................................................   551

842                                                ОГЛАВЛЕНИЕ



Раздел V
ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА
Глава 12
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ...................  559
Г. Алмонд....................................................................................   559
Э. Кассирер.................................................................................   576
Глава 13
 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ .............................  586
Г. Лебон.......................................................................................  586
Т. Адорно ....................................................................................  588
Глава 14
  СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ .....................  600
К. Маннгейм .............................................................................  600
Э. Бёрк.......................................................................................  613
Дж.С. Милль.............................................................................  617
Б.Н. Чичерин ............................................................................  626
К. Маркс.....................................................................................  636
Ф. Энгельс..................................................................................  643
П. Милза .....................................................................................  648
Раздел VI
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 15
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ...................  656
Д.А. Растоу .................................................................................  656
А. Пшеворский ..........................................................................  672
С. Хантингтон ...........................................................................   692
Глава 16
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ ..........................  704
Р. Дарендорф.............................................................................  704
М. Дойч ......................................................................................  713

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ                                              843
                               
Раздел VII
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
   Глава 17
ГЕОПОЛИТИКА...............................................................................    721
Ж. Боден..................................................................................   721
Х.Дж. Маккиндер..................................................................   723
П.Н. Савицкий.......................................................................   737
Г. Моргентау.......................................... ................................   743
С. Хантингтон.........................................................................   754
Глава 18
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА..........................................  774
А. Печчеи..................................................................................  774
Д.Л. Медоуз ................................ ............................................  784
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ...........................................  794





ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая хрестоматия по своей структуре соответствует содержанию учебника "Политология" и "Практикума по политологии" под редакцией М.А. Василика (М.: Гардарики, 1999). Ее основное предназначение - дать возможность читателю непосредственно познакомиться с политологическими текстами, углубить с их помощью понимание проблем власти, государства, политической культуры и т.д. Этим задачам и был подчинен отбор материала учебному пособию. Однако с достаточной полнотой и наглядностью представить политическую мысль на протяжении нескольких тысячелетий в сравнительно небольшом по объему издании оказалось непросто. Помимо прочего требовалось, чтобы приведенные фрагменты отражали разнообразные подходы в политической науке и при этом были доступными для понимания.
В хрестоматии предпринята попытка выявить роль тех или иных теоретиков в развитии политической мысли. При этом ее составители старались следовать принципу философа Спинозы: "Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, - а понимать".
Политическая мысль всегда сосредоточена на вечном: природе власти и государства, причинах угнетения и насилия, роли личности и групп, взаимоотношениях человека, общества и государства. Хрестоматия воспроизводит политические воззрения мыслителей разных эпох, стран и народов. Любая современная политическая идея есть плод длительной и сложной эволюции. Чтение мировой политической классики позволит глубже познать мир политики, общество, государство и самих себя.
Критерием отбора персоналки в хрестоматии был их вклад в становление и развитие политической науки. Учебное пособие снабжено именным словарем-справочником, включающим характеристику ведущих представителей отечественной и зарубежной политической мысли.
Основным критерием отбора произведений (отрывков) послужило наличие в них существенного политологического аспекта независимо оттого, в какой форме он был выражен: религиозной, философской, социологической, художественной и др.

6                                                                                                    ПРЕДИСЛОВИЕ
Хрестоматию и справочно-информационные материалы к ней подготовили доктор философских наук, профессор Михаил Алексеевич Василик и кандидат философских наук, доцент Михаил Сергеевич Вершинин.

Р а з д е л   1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава 1
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
М.ВЕБЕР
Политика как призвание и профессия
[...] Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. [...] Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, т.е. в наши дни - государством.
Но что есть "политический" союз с точки зрения социологического рассуждения? Что есть "государство"? Ведь государство нельзя социологически определить исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т.е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", т.е. в наши дни - государствам, или союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Напротив, дать социологическое определение современного государства можно в конечном счете только исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства - физического насилия. "Всякое государство основано на насилии", - говорил в свое время Троцкий в Брест-Литовске. И это действительно так. Только если бы существовали социальные образования, которым было бы неизвестно насилие как средство, тогда отпало бы понятие "государство", тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать анар-

8 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

хией. Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства, об этом нет и речи, но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию функционально. В прошлом различным союзам, начиная с рода, физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области - область включается в признак - претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником "права" на насилие считается государство.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.
В сущности такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это "политический" вопрос, о министре или чиновнике: это "политический" чиновник, о некоем решении: оно "политически" обусловлено, - то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение, или определяют сферу деятельности соответствующего чиновника. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. [...]
Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же как и при хозяйственной деятельности. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, напри-

Глава 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА                                     9

мер, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным "делом жизни" ни в материальном, ни в духовном отношении. [...]
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики, либо жить "за счет" политики и "политикой". Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу" ("Sache"), и тем самым придает смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьезный человек, живущий для какого-то дела, живет также и этим делом. Таким образом, различие касается гораздо более глубокой стороны - экономической. "За счет" политики как профессии живет тот, кто стремится сделать из нее постоянный источник дохода; "для" политики - тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить "для" политики, при господстве частнособственнического строя должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независимым от доходов, которые может принести ему политика. Следовательно, он просто должен быть состоятельным человеком или же как частное лицо занимать такое положение в жизни, которое приносит ему достаточный постоянный доход. Так по меньшей мере обстоит дело в нормальных условиях. [...]
Если государством или партией руководят люди, которые (в экономическом смысле слова) живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это необходимо означает "плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев (...] Руководить политикой можно либо в порядке "почетной деятельности", и тогда ею занимаются, как обычно говорят, "независимые", т.е. состоятельные, прежде всего имеющие ренту, люди, либо же к политическому руководству допускаются неимущие, и тогда они должны получать вознаграждение. Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чисто пребендарием (Pfrunder), или оплачиваемым чиновником. Тогда он либо извлекает доходы из пошлин и сборов за определенные

10       Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

достижения - чаевые и взятки представляют собой лишь одну, нерегулярную и формально нелегальную разновидность этой категории доходов, - либо получает твердое натуральное вознаграждение, денежное содержание, или то и другое вместе. Политический деятель может приобрести характер "предпринимателя", как кондотьер, или арендатор, или обладатель ранее приобретенной должности, или как американский босс, расценивающий свои издержки как капиталовложение, из которого он, используя свое влияние, сумеет извлечь доход. Либо же такой политик может получать твердое жалованье как редактор, или партийный секретарь, или современный министр, или политический чиновник. [...]
Вследствие общей бюрократизации с ростом числа должностей и спроса на такие должности как формы специфически гарантированного обеспечения данная тенденция усиливается для всех партий и они во все большей мере становятся таким средством обеспечения для своих сторонников.
Однако ныне указанной тенденции противостоят развитие и превращение современного чиновничества в сословие лиц наемного труда, высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чего возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и пошлого мещанства, а это ставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливалось и будет усиливаться впредь (...]
Одновременно с подъемом вышколенного чиновничества возникали также - хотя это совершалось путем куда более незаметных переходов - руководящие политики. Конечно, такие фактически главенствующие советники князей существовали с давних пор во всем мире. [...]
Развитие власти парламента еще сильнее вело к единству там, где она, как в Англии, пересиливала монарха. Здесь получил развитие кабинет во главе с единым парламентским вождем, лидером, как постоянная комиссия игнорируемой официальными законами, фактически же единственной решающей политической силы - партии, находящейся в данный момент в большинстве. Официальные коллегиальные корпорации именно как таковые не являлись органами действительно господствующей силы - партии и, таким образом, не могли быть пред-

Глава 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК  НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА




ставителями подлинного правительства. Напротив, господствующая партия, дабы утверждать свою власть внутри (государства) и иметь возможность проводить большую внешнюю политику, нуждалась в боеспособном, конфиденциально совещающемся органе, составленном только из действительно ведущих в ней деятелей, т.е. именно в кабинете, а по отношению к общественности, прежде всего парламентской общественности, - в ответственном за все решения вожде - главе кабинета. Эта английская система в виде парламентских министерств была затем перенята на континенте, и только в Америке и испытавших ее влияние демократиях ей была противопоставлена совершенно гетерогенная система, которая посредством прямых выборов ставила избранного вождя побеждающей партии во главе назначенного им аппарата чиновников и связывала его согласием парламента только в вопросах бюджета и законодательства.
Превращение политики в профессиональную деятельность, которой требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило разделение общественных функционеров на две категории отнюдь не жестко, но достаточно четко: с одной стороны, чиновники-специалисты (Fachbeamte), с другой - "политические" чиновники. "Политические" чиновники в собственном смысле слова, как правило, внешне характеризуются тем, что в любой момент могут быть произвольно перемещены и уволены или же "направлены в распоряжение", как французские префекты или подобные им чиновники в других странах, что составляет самую резкую противоположность независимости чиновников с функциями судей. [...]
Мы скорее зададим вопрос о типическом своеобразии профессионального политика, как вождя, так и его свиты. Оно неоднократно менялось и также весьма различно и сегодня.
[...] В прошлом "профессиональные политики" появились в ходе борьбы князей с сословиями на службе у первых. Рассмотрим вкратце их основные типы.
В борьбе против сословий князь опирался на политически пригодные слои несословного характера. К ним прежде всего относились в Передней Индии и Индокитае, в буддистском Китае, Японии и ламаистской Монголии - точно так же, как и в христианских регионах Средневековья, - клирики. Данное обстоятельство имело технические основания, ибо клирики были сведущи в письме. Повсюду происходит импорт брахманов, буддистских проповедников, лам и использование епископов и священников в качестве политических советников, с тем

12    Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

чтобы получить сведущие в письме управленческие силы, которые могут пригодиться в борьбе императора, или князя, или хана против аристократии. Клирик, в особенности клирик, соблюдавший целибат, находился вне суеты нормальных политических и экономических интересов и не испытывал искушения домогаться для своих потомков собственной политической власти в противовес своему господину, как это было свойственно вассалу. Он был отделен от средств государева управления своими сословными качествами.
Второй слой такого же рода представляли получившие гуманитарное образование грамматики (Literaten). Было время, когда, чтобы стать политическим советником, и прежде всего составителем политических меморандумов князя, приходилось учиться сочинять тексты на латинском и греческом языках. Таково время первого расцвета классических школ, когда князья учреждали кафедры поэтики: у нас эта эпоха миновала быстро и, продолжая все-таки оказывать неослабевающее влияние на систему нашего школьного обучения, не имела никаких более глубоких политических последствий. [... ]
Третьим слоем была придворная знать. После того как князьям удалось лишить дворянство его сословной политической силы, они привлекли его ко двору и использовали на политической и дипломатической службе. Переворот в нашей системе воспитания в XVII в. был связан также и с тем, что вместо гуманитариев-литераторов на службу к князьям поступили профессиональные политики из числа придворной знати.
Что касается четвертой категории, то это было сугубо английское образование; патрициат, включающий в себя мелкое дворянство и городских рантье, обозначаемый в повседневном общении термином "джентри" (gentry). [... ] Этот слой удерживал за собой владение всеми должностями местного управления, поскольку вступал в него безвозмездно в интересах своего собственного социального могущества. Он сохранил Англию от бюрократизации, ставшей судьбой всех континентальных государств.
Пятый слой - юристы, получившие университетское образование, - был характерен для Запада, прежде всего для Европейского континента, и имел решающее значение для всей его политической структуры. Ни в чем так ярко не проявилось впоследствии влияние римского права, преобразовавшего бюрократическое позднее римское государство, как именно в том, что революционизация политической профессиональной деятельности как тенденция к рациональному государ-

Размер файла: 451.07 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров