Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Покупать или открывать новые отделения

 

Покупать или открывать новые отделения?


Виктория Куприйчук, по материалам Bank Director

\\ Банковская практика за рубежом. -2004. -№5. -С.16-21.

Американские банки выбирают стратегии развития

Перед каждым банком когда-нибудь встает вопрос: что делать дальше для расширения своего влияния? Какую стратегию выбрать? Каким образом развиваться? Сегодня американские банки применяют три основные стратегии роста: приобретение других, как правило, менее крупных банков; открытие новых точек продаж в местах наиболее перспективного роста; улучшение работы существующих отделений. Некоторые финансовые институты довольно успешно придерживаются только одной из них, другие же для расширения своей доли рынка предпочитают сочетать две одновременно. Банки выбирают тот или иной способ ведения бизнеса исходя из собственных возможностей, целей, ситуации на рынке и состояния экономики.


Рыночная панорама
По мнению некоторых американских аналитиков, недавние слияния крупных финансовых институтов Bank of America и FleetBoston, а также J.P.Morgan Chase и Bank One можно рассматривать как признак подъема активности в сфере приобретений и отказа от программ развития отделений. С одной стороны, быстрый подъем в экономике США и относительно стабильное положение большинства финансовых институтов могут способствовать увеличению количества приобретений, поскольку банки в своем желании завоевать розничных клиентов стремятся охватить большие территории.

С другой стороны, возврат тенденции приобретений после трех лет затишья не означает автоматически, что расширениям сетей отделений будет положен конец. Пока розничный депозитный рынок остается привлекательным (а сейчас он не демонстрирует никаких признаков спада), банки будут продолжать открывать новые отделения. Сегодняшняя популярность отделений лишний раз доказывает ошибочность мнения некоторых так называемых "экспертов", что интернет-обслуживание в конце концов заменит отделения в их привычном виде.
Небольшая группа институтов, включающая, в частности, и Commerce Bancorp с его бессменным руководителем Верноном Хиллом, расширяются только посредством открытия новых отделений. По мнению Хилла, единственный способ добиться успеха на рынке розничного обслуживания - создание новых отделений. Стартовав в "родном" штате Нью-Джерси, Commerce уже добрался на севере до Нью-Йорка и уверенно движется на юг в направлении Вашингтона.

Тем не менее, большинство крупных и средних банков США намерены использовать отделения в основном для заполнения свободных ниш на ранее освоенных рынках. По словам Бена Дженкинса, президента Wachovia, его банк постоянно поддерживает собственную сеть в динамичном состоянии и стремится удовлетворять запросы клиентов на самом высоком уровне, но пока не считает необходимым использовать этот канал в целях экспансии в другие регионы страны.

Ряд институтов, например, National City и Washington Mutual, успешно сочетают обе стратегии экспансии, используя небольшие приобретения для выхода на новые рынки, а затем расширяются посредством развития сетей отделений. Такой подход может быть оправдан в условиях рынка с высокой степенью консолидации, где банки, предлагаемые для продажи, имеют относительно небольшие размеры и вряд ли могут удовлетворить амбиции растущего финансового института. По словам Джима Хьюза, исполнительного вице-президента по управлению розничной сетью отделений National City, осторожная стратегия приобретений и открытия новых отделений может быть успешной формулой для освоения новых рынков.

Особенности  американской стратегии приобретений
Волна слияний региональных банков в 80-тые годы вызвала на американском рынке подъем консолидационной активности, длившийся до окончания десятилетия. Затем в начале 90-х, когда обанкротилось рекордное количество финансовых структур, процесс несколько начал затухать, чтобы вновь разгореться несколько лет спустя. По данным компании SNL Financial, консолидация в банковском секторе достигла своего пика в 1998 году, когда было зафиксировано 504 приобретения. Актом 1994 года были окончательно сняты ограничения на действия банков за пределами своего штата, активные же любители приобретений - такие как Bank of America, тогда еще - NCNB Corp., и Wachovia, известный в то время в качестве First Union Corp., - стали образовывать межрегиональные организации посредством серии приобретений. По мнению Дженкинса, если банк стремится распространить свое влияние на другие штаты, ему не следует упускать возможности приобретений.

Развитие сетей отделений - относительно новая тенденция. Недавний рост количества отделений, в основном, был вызван увеличением спроса на розничные депозиты, когда в период кризиса 2001-2002 годов инвесторы искали более надежные места для хранения своих сбережений. По мнению Гордона Готцмана, управляющего вице-президента нью-йоркской консультационной группы First Manhattan, ранее немногие банки рассматривали розничное обслуживание как перспективное направление банковского бизнеса, тогда как сегодня оно считается наиболее быстро развивающимся направлением. Поэтому многие крупные банки интенсивно наращивают сети своих отделений. По данным Federal Deposit Insurance Corp., американские коммерческие банки и сберегательные компании, по состоянию на 30 июня 2003 года, имели 87 768 отделений, правда, в это число входили головные офисы компаний и офисы по оформлению кредитов. Тем не менее, по сравнению с 2001 годом (86 055 отделений) можно отметить рост на 2%.

В то время как количество отделений увеличивается, число поглощений постепенно падает. В 2002 году в финансовом секторе США, по данным SNL Financial, было отмечено всего 231 приобретение. Показатель 2003 года еще ниже: на начало декабря было зафиксировано лишь 206 таких операций. Медленное восстановление экономики после кризиса 2001 года снизило возможности большинства потенциальных покупателей и сократило выбор перспективных для приобретения финансовых институтов. Несомненно, как только завершится восстановление экономики и поднимутся курсы акций, многие структуры начнут снова искать возможности для покупки банков в тех географических зонах, где рассчитывают укрепить свой розничный бизнес. По словам Дениз Лаплант, главного банковского аналитика из Keefe Bruyette & Woods, в ближайшем будущем можно ожидать новых сделок по низким ценам в секторе крупных банков. Но большая часть приобретений ожидается в сфере банков среднего и малого размера.

Преимущество стратегии экспансии благодаря приобретениям состоит в том, что банк-покупатель может в относительно короткий срок упрочить свои позиции в желаемом секторе рынка. Например, сегодня Bank of America находится среди лидеров розничного банковского бизнеса в Новой Англии, чего невозможно было бы достичь только посредством развития сети отделений.

Однако рыночная капитализация банка может значительно снизиться, если стоимость приобретаемого института посчитают завышенной. В этом Bank of America имел возможность убедиться на собственном опыте. Курс его акций резко упал - от $82 до около $73 - сразу же после объявления о слиянии с FleetBoston, поскольку цена приобретения оказалась на 43% выше рыночной капитализации бостонского банка, так что, по мнению некоторых экспертов, BofA несколько переплатил. Между тем, курс акций играет важную роль в реализации стратегии поглощений, так как банки, как правило, платят за приобретаемые институты собственными акциями. Если их цена невысока, становится сложным и рискованным осуществление солидной по объему сделки.

Покупка FleetBoston напоминает большинство приобретений конца 90-х годов, когда банки-покупатели, в основном, переплачивали в ходе своих операций. При этом, возврата рыночной капитализации к прежнему уровню можно достичь, как правило, тремя способами: либо способствовать росту прибыли объединенной организации, либо сокращать затраты, либо использовать разумную комбинацию первых двух приемов. Большинство крупных банков предпочитают второй вариант, в результате чего уровень сервиса нередко снижается, что приводит к сокращению клиентской базы. Тем не менее, BofA публично заявил, что к 2005 году уменьшит расходную базу объединенного института на $1.1 млрд. в год (6% от стоимости слияния). Банк также намерен в кратчайшие сроки интегрировать банковские операции и сохранить обслуживание клиентов на прежнем уровне.

Случай с BofA нельзя назвать из ряда вон выходящим. В январе 2003 года банк BB&T Corp., у которого была репутация одного из самых опытных американских финансовых институтов в части приобретений, объявил о покупке First Virginia Banks стоимостью в $3.4 млрд. Такое расширение стало крупнейшей сделкой за все годы его существования. Через два месяца стоимость акций BB&T упала от $39 до $30.50 и достигла показателя в $39.69 только к декабрю. Когда BB&T объявил о своем приобретении небольшого банка во Флориде за $436 млн., цена его акций снова пошла вниз, правда, на этот раз разница составила лишь менее $2.

Вывод очевиден: банки могут продолжать расширять свою розничную сеть посредством приобретений, но им следует ожидать обеспокоенности инвесторов, обычно настороженно воспринимающих подобные акты.

Только новые отделения!
Открытие новых отделений в отличие от приобретений требует меньше затрат, впрочем, в данном случае для роста необходим больший промежуток времени. Кроме того, у такой стратегии есть некоторая степень финансового риска. В среднем, проходит около трех лет, прежде чем новое отделение начинает давать стабильный доход, поэтому банки, которые принимают многолетнюю программу открытия новых отделений, несут ощутимые убытки, особенно в третий год, когда все новые отделения еще не достигли достаточного уровня прибыльности.

Одним из самых рьяных критиков практики слияний в банковском секторе на протяжении последних нескольких лет был Томас К. Браун, президент Second Curve Capital (и постоянный обозреватель журнала Bank Director). Однако Браун не считает перспективным и стратегию приоритетного развития отделений. По его мнению, и та, и другая по отдельности не слишком эффективны. Самая большая проблема заключается в том, что многим организациям недостает розничных банковских навыков, чтобы наладить успешную работу отделений. "Это похоже на ресторанный бизнес, когда открывается новый ресторан, а клиентов он не привлекает, потому что кухня плохая. Поэтому вместо открытия новых ресторанов следует учиться лучше готовить", - считает Браун.

Примерно, к такому же выводу пришла и консультационная группа First Manhattan, исследовавшая в 2003 году деятельность отделений. Выяснилось, что между отделениями, показывающими самые высокие результаты, и аутсайдерами огромная разница: 20% наиболее успешных отделений получают в 10 раз больше прибыли, чем 20% неудачников. А эффективнее всего можно определить прибыльность нового отделения по работе уже существующих. По словам Готцмана, если существующие отделения не дают дохода, открытие новых структур не обеспечит должного успеха. Или, как сформулировал Браун, "не следует открывать новый ресторан, если уже имеющийся работает плохо".
Эксперты First Manhattan, несмотря на то что в 2003 году целая плеяда финансовых институтов провозгласила программы расширения количества своих отделений, включая Bank of America, Wachovia, Washington Mutual и U.S.Bancorp., выяснили, что 30 крупнейших банков США с 1997 по 2002 год фактически закрыли в два раза больше отделений, чем образовали новые. Закрытие многих отделений стало результатом волны приобретений, когда крупные сети отделений были рационализированы в целях экономии. Сегодня многие из этих банков пересматривают свою политику и открывают новые отделения в местах наибольшего потенциала для роста.

Одним из преимуществ экспансии благодаря открытию новых отделений считается то, что это в меньшей степени отвлекает средства организации, чем крупные приобретения. Кроме того, такая стратегия не требует длительной интеграции, как правило, сопровождаемой перестройкой культуры обслуживания в поглощаемом банке. Однако большинство финансовых институтов США, в основном, используют создание новых отделений для заполнения свободных ниш в рамках существующего рынка и редко применяют подобную практику для завоевания новых рынков.

Вернон Хилл, президент и генеральный директор Commerce Bancorp, считается одним из самых успешных сторонников стратегии роста за счет открытия новых отделений. Сегодня Commerce, основанный в 1973 году, имеет более $21 млрд. активов и 260 отделений от Нью-Йорка до Делавэра. За время своего существования Commerce делал очень мало приобретений, его сеть была построена в большей степени за счет открытия новых отделений. Хилл предпочел подобную практику потому, что исключает достижение положения успешного розничного продавца через преобразование чьей бы то ни было культуры обслуживания. "Ни один лидер розничного обслуживания не использовал приобретения. Они все, начиная от J.C.Penney, пришли к успеху, открывая новые точки продаж", - говорит Хилл.
Совершенно очевидно, что Commerce работает в совершенно иной манере, чем остальные банки. Известно, что Хилл и его подчиненные предпочитают называть отделения банка "точками розничного обслуживания клиентов". Эти "точки обслуживания" предлагают полный набор услуг в одном месте, причем, с каждым годом объем депозитных вкладов в каждом отделении растет, что, по мнению Хилла, следует считать показателем успешности розничного банка. "Клиентов всегда убеждают результаты, а кредиты и депозиты банка за последние пять лет возросли соответственно на 26 и 32%, - подчеркивает Хилл. - Как правило, вкладчики хотят получать более высокие проценты по своим сбережениям, и мы именно это им предлагаем". Банк предоставляет также большое количество бесплатных услуг для своих клиентов, а его отделения открыты семь дней в неделю. Персонал отделений имеет возможность расширить свои навыки в собственном тренинговом центре Commerce в Черри Хилле.

Успешное завоевание банком Commerce Нью-Йорка и Лонг-Айленда в последние годы опровергает мнение, будто новые рынки невозможно освоить с помощью одних лишь отделений. С осени 2001 года Commerce открыл 25 отделений в Нью-Йорке и 14 на Лонг-Айленде. По словам Хилла, ежегодный доход каждого отделения банка составляет около $100 млн. В 2005 году Commerce планирует выйти на рынки Вашингтона и Балтимора и соответственно открыть там 10 и 15 отделений, а в скором будущем потеснить Bank of America в Бостоне. Все это, скорее всего, будет осуществляться с помощью создания новых отделений. По словам Хилла, банк никогда не делал крупных покупок, и в его случае это практически невероятно.

Хотя опыт Commerce доказал, что стратегия учреждения новых отделений может быть весьма успешной, в том числе и в части завоевания новых рынков, большинство банков и сберегательных компаний США предпочитают использовать подобную практику лишь для заполнения свободного пространства на уже освоенных рынках. По словам Дженкинса, руководство Wachovia намерено продуманно и стратегически взвешенно расширять свою сеть отделений. Банк планирует в течение ближайших 5 лет открывать от 30 до 50 новых отделений в год и уже определил перспективные рынки роста, включая Орландо, агломерацию Тампы и Санкт-Петербурга, Атланту, Ричмонд, а также регионы Вашингтона и Северной Вирджинии.

Для пятого по величине финансового института страны, примерно, с 2600 отделениями на территории от Флориды до Коннектикута даже такая умеренная программа создания новых отделений имеет немаловажное значение. "Наш банк - розничный, и невозможно представить себе розничного торговца, который противится переменам", - говорит Дженкинс. В прошлом году Wachovia даже вышел на рынок Манхеттена, открыв там два отделения, которые принесли 20% прибыли и в конце 2003 года собирали депозитов на $350 тыс. в день. По словам Дженкинса, рынок Манхеттена испытывал некоторый недостаток в банковском обслуживании, поэтому Wachovia успешно заполнил эту нишу.

Две стратегии одновременно
Применение стратегии открытия новых отделений требует определенных навыков и умений, коренным образом отличных от качеств, необходимых для осуществления удачных приобретений. Чтобы добиться успеха, банковским менеджерам нужно научиться правильно определять перспективное место для будущего отделения, тщательно подбирать персонал, организовывать эффективные тренинги, компетентно анализировать демографическую ситуацию и систему ведения бизнеса в местах с большими потоками покупателей. Для осуществления приобретений также требуются определенные навыки подобного рода, но в этом случае больше внимания уделяется модернизационным и интеграционным процессам.

По мнению многих специалистов, более перспективной считается стратегия экспансии, использующая умеренные приобретения для выхода на новые территории с дальнейшим развертыванием там сети отделений. Некоторые локальные рынки настолько консолидированы в результате предыдущих приобретений, что финансовый институт рискует потерпеть неудачу в достижении своих целей экспансии за счет одного только приобретения. Однако такая двойная стратегия по-своему опасна. Если финансовый институт, приобретая проблемный банк в надежде сделать его более эффективным, не преуспеет в этом, вкладчики в данном регионе вообще могут отвернуться от него.

Многие американские банки довольно успешно применяют двойную стратегию. Например, Washington Mutual несколько лет тому назад приобрел в Нью-Йорке Dime Bancorp и использовал его в качестве платформы для открытия сети отделений в городе. В ноябре 2003 года состоялась сделка объемом в $475 млн. между National City и Allegiant Bancorp. - крупнейшим независимым банком на рынке Сент-Луиса с объемом активов $2.5 млн. и сетью из 37 отделений в городе, хорошей клиентской базой и отличными навыками коммерческого банковского обслуживания. Одиннадцатый по величине американский банк National City с объемом активов в $123 млрд. перевел в Allegiant своих онлайновых клиентов и большинство рутинных продуктов, в том числе и обслуживание предприятий малого бизнеса. Филиал банка в Кливленде также намерен использовать Allegiant в качестве платформы для дальнейшего расширения на рынке Сент-Луиса. Уже в ближайшем будущем National City рассчитывает довести количество отделений в городе до 50.

Поскольку Allegiant использует систему единого бэк-офиса, руководство National City предполагает, что интеграция приобретенного банка будет относительно простой и оперативной. Это означает, что проект расширения количества отделений можно будет начинать уже в самое ближайшее время. National City обладает необходимыми ресурсами для проведения анализа демографических данных и выбора подходящих мест для будущих отделений.
По мнению Хьюза, стратегии приобретений и открытия новых отделений требуют различных навыков, и не все банки могут успешно сочетать эти две модели. Однако условия высокой консолидации в Сент-Луисе потребовали последовательного применения обеих стратегий.



Размер файла: 68 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров