Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (5)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (3)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (4)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Марков Леонид Сергеевич

Институт Экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск


 

Феномен кластера, как объекта экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории, известен со времен ремесленного производства. Но, только начиная с последней четверти XX века, промышленные кластеры начали проявлять себя как важный фактор экономического развития регионов. Среди экономистов во всем мире находит все большее признание точка зрения, что регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы – лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик. Однако, существует потребность в более точной концептуализации того, что представляют собой кластеры и связанные с ними явления, чтобы проводить исследования кластеров и делать выводы для экономической политики. С этой целью в данной статье предпринимается попытка выделить основные свойственные кластерам характеристики, а также обозначить круг нерешенных вопросов.

Кластерная концепция тесно связана с работами Майкла Портера: об индустриальных кластерах (The Competitive Advantage of Nations, 1990) и, затем, о региональных кластерах (On Competition, 1998), где он подробно описывает тесные взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм и отраслей промышленности. Портер определяет кластер как  «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».[1, стр. ]

Как признает сам Портер,  идея специализированной индустриальной локализации  едва ли нова. Еще Альфред Маршалл в конце девятнадцатого столетия, включил в свои “Принципы Экономики” (1890) главу о "концентрации специализированных отраслей  в отдельных местностях"[1]. Его характеристика этих локальных концентраций специализированной деятельности была выполнена в терминах триады внешних экономик (External Economies):

1.      присутствие доступного квалифицированного труда;

2.      рост поддерживающих и вспомогательных отраслей; 

3.      cпециализация различных фирм на различных стадиях и сегментах  производственного процесса.

Таким образом, наблюдается связь маршалловской триады и портеровского «бриллианта конкурентоспособности», ключевыми элементами которого являются:

1.      характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством;

2.      факторные условия, или основные вклады и условия, в которых фирма пытается конкурировать (затраты, связанные с основными факторами, такие как легкодоступные поставки природных ресурсов или недорогой, неквалифицированный труд в сравнении со знаниями и/или технологически связанными продвинутыми факторами);

3.      условия спроса или характер местного спроса (нужды и желания потребителей иностранных и отечественных товаров, так же как существование местного промышленного спроса на связанную промежуточную продукцию);

4.      присутствие родственных и поддерживающих отраслей, включающих поставщиков и удачливых конкурентов (и те и другие стимулируют кооперацию, последние также стимулируют конкуренцию).

Но Портер не единственный, кто обратился к идеям Маршалла в последние годы. В течение последних двух десятилетий специалисты в области экономической географии посвятили значительные усилия изучению локальной индустриальной специализации, пространственной экономической агломерации и региональному развитию и  идентификации экономически, социально и институционально cвязанных процессов (см. например, Scott, 1988, 1998; Amin и Thrift, 1992; Harrison, 1992; Harrison, Kelly и Grant, 1996; Markusen, 1998; Asheim, 2000).

Наряду с «кластерами», можно выделить следующие термины (как вновь изобретенные, так и устоявшиеся), которые используются для описания географических скоплений фирм, отраслей и связанных с ними процессов:

·    индустриальные районы;

·    новые индустриальные места;

·    территориальные производственные комплексы;

·    неомаршалловские узлы;

·    региональная инновационная среда;

·    cетевые области;

·    обучающиеся регионы и др.

Эти термины, отчасти различные по значению, иногда используются как равнозначные, создавая путаницу и нуждаясь в более точных определениях. Не существует и однозначного, строгого определения кластера (см. Табл.1), что  вызвано становящимся характером теории и неполнотой) портеровской концепции, о чем будет сказано ниже.

По определениям, приведенным в таблице, можно выделить два центральных элемента в кластерах. Во-первых, фирмы в кластере должны быть связаны некоторым способом. Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж), и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов, и другие связи). Кроме того, большинство этих связей вовлекают социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных фирм.

Следовательно, «кластер - форма сети, которая происходит в пределах географической локализации, в которой близость фирм и институтов гарантирует некоторые формы общности и увеличивает частоту и влияние взаимодействий» [8, стр.226].

Вторая фундаментальная характеристика - то, что кластеры географически близкие группы взаимосвязанных компаний. Совместное местоположение компаний способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами.

Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям. Когда проводится различие между кластерами, функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами, совпадающие с первоначальным определением Портера (1990г., см. Tабл. 1), обычно относятся к промышленным кластерам. Пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.

Таблица 1.

Разнообразие определений кластера

 

автор

год

источник

определение

Porter

1990

The competitive advantage of nations

Промышленный кластер – ряд отраслей, связанных через связи покупатель-поставщик или поставщик-покупатель, или через общие технологии, общие каналы закупок или распределения, или общие трудовые объединения.

Schmitz

1992

On the clustering of small firms

Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.

Swann and Prevezer

1996

A comparison of the dynamics of industrial clustering in computing and biotechnology

Кластеры - группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области.

Enright

1996

Regional clusters and economic development

Региональные кластеры – это промышленные кластеры, в которых фирмы участники находятся в тесной близости друг к другу.

Rosenfeld

1997

Bringing business clusters into the mainstream of economic development

Кластер - концентрация фирм, которые способны производить синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости, даже при том, что их масштаб занятости  может не быть отчетливым или заметным.

Porter

1998

On competition

Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанная общностями и взаимодополнениями.

Feser

1998

Old and new theories of industry clusters

Экономические кластеры не только  связанные и поддерживающие отрасли   и институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей.

Swann and Prevezer

1998

The dynamics of industrial clustering

«Кластер» означает большую группу фирм в связанных отраслях  в отдельной местности.

Elsner

1998

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров