Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному проектированию к расчету оборудования кислородно-конвертерного цеха / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 14 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование особенностей гидродинамики конвертерной ванны: Метод. указ. / Сост. Е.В. Протопопов, Н.А. Чернышева: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 16 с., 4 ил (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение особенностей прокатки сортовых профилей. Метод. указ. / Сост.: А.Р. Фастыковский, В.Н. Кадыков, В.М. Нефедов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 18 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла ХИМИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА Методические рекомендации, программа и контрольные задания для студентов заочного факультета (8)
(Методические материалы)

Значок файла Задания для пятнадцатиминутных опросов на практических и лабораторных работах: /Сост.: Ж.М.Шулина, О.Р.Глухова: ГОУ ВПО «СибГИУ».-Новокузнецк, 2003 (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

С   Психологическим     институтом им. Л. Г. Щукиной, который был учрежден при историко-филологическом факультете Московского университета, связано создание системы подготовки психологических кадров в России.

До открытия института психология была представлена в Московском университете только как учебный предмет сначала на философском, а после его упразднения в 1863 г.— при кафедре философии на историко-филологическом факультете. Психологию преподавали философы — П. Д. Юркевич, М. М. Троицкий, H. Я. Грот, Л. М. Лопатин. Психология составляла неотъемлемую часть их философских воззрений, а преподавание психологии было лишь частью их педагогической деятельности, основное место в которой занимали философия, логика, этика. Преподавание психологии велось в форме лекций и семинарских занятий; оно имело образовательное значение и не готовило к проведению самостоятельных исследований.

К анализу постановки психологического образования в Московском университете неоднократно   обращался Г. И. Челпанов, которому принадлежит выдающаяся роль в реорганизации преподавания и научных исследований в Московском университете.

В 1907 г. Г.И. Челпанов, до этого профессор кафедры философии Киевского университета им.   Св.   Владимира (1897 — 1906), был избран профессором по кафедре философии в Московском университете. С приходом Г.И. Челпанова положение психологии в Московском университете меняется коренным образом. В основу научно-исследовательской работы и организации процесса преподавания им были положены некоторые общие принципы и представления о психологии как науке. Во вступительной лекции в Московском университете 19 сентября 1907 г. «Об отношении психологии к философии» он рассмотрел этот вопрос, «правильное решение которого имеет существенное значение для судьбы психологии» [42; 71]. Не умаляя важности чисто эмпирических исследований в психологии, он утверждал необходимость для психологии философских предпосылок и в этом смысле — неотделимость ее от философии. «Если собиратели психологических фактов склонны относиться с презрением к философским обобщениям, то они находятся приблизительно в таком же положении, в каком находятся каменотесы, плотники и т. п., которые думают, что первенствующая роль в построении здания принадлежит им, а что невидимая рука архитектора, творца плана их работы, имеет второстепенное значение. Собиратели психологических фактов не знали бы, на что обратить внимание, если бы философия не поставляла проблем, на разрешение которых они в конце концов направляют свои усилия» [42; 82]. Высокая философская культура была положена Г.И. Челпановым в основу психологического образования и научных исследований. Анализируя положение психологии, он, сделал вывод о том, что к началу XX в. она начинает приобретать огромное научное и практическое значение. «Если XIX век принято называть

 

81

 

«веком естествознания», то несомненно, что текущее столетие будет называться «веком психологии». Огромные практические задачи, которые должна будет разрешить психология и которые по своей жизненной важности значительно превосходят технические задачи, разрешаемые естествознанием, несомненно сделают психологию центром научной работы» [43; 211]. Однако для Г.И. Челпанова несомненно отставание психологии от этих задач. Оно проявляется в слабой подготовке психологов, в том, что мало специалистов по психологии, почти нет учреждений, которые могли бы явиться местом разработки научной психологии, мало психологических лабораторий, их совсем нет при университетах. Источником всех этих недостатков Г.И. Челпанов считал неудовлетворительную организацию университетов, которая ведет начало от Устава университетов 1863 г. В этом Уставе было заложено неудачное соотношение «ученых и учебных задач»: преобладали учебные задачи. Отсюда и психология занимала место лишь как учебный предмет. Однако «в современном университете профессор не только должен преподавать предмет, но равным образом и руководить исследованиями» [43; 222].

По мнению Г.И. Челпанова, является также ошибкой прикрепление психологии после расчленения философского факультета по Уставу 1863 г. на два факультета — физико-математический и историко-филологический — только к историко-филологическому факультету, поскольку психология имеет и естественнонаучные предпосылки. Ввиду такого сложного положения психологии в системе наук, необходима самостоятельная кафедра психологии, на каком бы факультете она ни находилась, которая была бы независима от какой-либо науки [43; 222].

Совершенствование   преподавания психологии в Московском университете стало на многие годы содержанием научной и педагогической деятельности Г. И. Челпанова. В Киевском (1897), а затем в Московском университете (1907) Челпанов учредил «Психологический семинарий», который называл «маленьким институтом» [11]. На базе семинария стало вестись преподавание психологии. Семинарий имел свое помещение, библиотеку, был оснащен приборами и приспособлениями для исследований по экспериментальной психологии и для демонстраций во время лекций. В 1909 г. вышло руководство Г.И. Челпанова по экспериментальной психологии для студентов [41]. В связи с ростом числа участников семинария возникла потребность в организации для преподавания и проведения исследований специального института [11].  Создание института явилось завершением начатого в семинарии преобразования психологической подготовки в университете. Регулярные научные и учебные занятия здесь начались с 1 сентября 1912 г.

С созданием Психологического института психология становится предметом не только преподавания, но и научного исследования. Единение науки и преподавания становится с этого времени одной из самых характерных особенностей университетской психологии. Кроме лекций, велись научные исследования, теоретические разборы в психологическом семинарии, практические занятия по экспериментальной психологии. В последующие годы преподавание психологии расширялось, развивалась структура института, росло число сотрудников. В 1919 г. было создано отделение прикладной психологии (зав. В. М. Экземплярский). В 1920 г. при филологическом факультете (после отделения исторического отделения от историко-филологического факультета в 1919 г.) был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии (зав. Г. Г. Шлет). К 1921 г. в институте были следующие отделы:

1. Отделение общей психологии.

2. Практикум по экспериментальной психологии.

3. Отделение прикладной психологии с подотделами:

а) практикум по индивидуальной психологии;

б) практикум по психологии труда;

в) практикум по экспериментальной педагогике.

 

82

 

4. Лаборатория для самостоятельных исследований по экспериментальной психологии.

5. Кабинет этнической и социальной психологии.

Институт ставит своей целью энциклопедическое изучение психологии: при нем создается «Общество экспериментально-психологических исследований», состоящее из специалистов всех факультетов [13].

После Октябрьской революции началась реорганизация высшего образования в стране, особенно в области общественных наук. В Московском университете прошли многочисленные реформы. Начался процесс идеологизации образования и науки. Ухудшились условия работы в Институте и обучения в университете. В годы революции и гражданской войны не пополнялось оборудование лабораторий, не приобретала книг библиотека, были частые перерывы в подаче электрического тока. Помещения не отапливались. На заседании историко-филологического факультета 3 февраля 1920 г. было принято постановление: «1. Просить гг. профессоров и преподавателей перенести возможно большее количество часов занятий на частные квартиры и другие отапливаемые помещения, помимо Университета; 2. Возобновить, хотя бы отчасти, занятия с понедельника, 9 февраля, воспользовавшись двумя отапливаемыми комнатами Психологического института; 3. Поручить Президиуму ускорить назначение служителя в Психологический институт, взамен умершего, а также ускорить приведение в порядок железных печей в Институте» [7].

В 1921 г. после упразднения филологического факультета Психологический институт вошёл в Ассоциацию словесно-гуманитарных научных институтов при Московском государственном университете, а Г.И. Челпанов был   утвержден его директором. Изменилась структура института — он стал разделяться на восемь  секций (отделений): общей психологии, экспериментальной психологии, физиологической психологии, генетической психологии (психологии детского возраста, зоопсихологии), дифференциальной психологии, этнической и социальной психологии, прикладной психологии (педагогической психологии, психологии труда, криминальной психологии), истории психологии. В период существования института при факультете общественных наук (с 1921 по 1924 гг.) положение психологии в Московском университете ухудшается. Еще в конце 1920 г. в одном из писем Г.И. Челпанов отмечал: «В университете кое-какие занятия идут, но собственно не налаживаются. Уровень студенчества понижается все больше и больше. Научных занятий нельзя наладить потому, что все студенты служат (некогда читать), и кроме того, совсем нет книг» [10; 88]. Хотя уровень занятий по психологии и снизился, все же преподавание психологии продолжает занимать важное место в университетской подготовке. В     1925 г., по заключению Правления Московского университета, Психологический институт признавался учебно-вспомогательным учреждением, обслуживающим три факультета: общественных наук (ФОН), физмат и медфак. Г.И. Челпанов вел общефакультетский курс психологии на факультете общественных наук. Сотрудниками Института проводились семинарские занятия, занятия в практикуме по экспериментальной психологии. На разных отделениях ФОНа преподавались также педология (К. Н. Корнилов), социальная психология (Г. Г. Шпет), психология и педагогика мышления (А. Г. Цирес).

Г.И. Челпанов старался   «по-прежнему удержать прежний тип занятий» [10; 89]. Однако делать это становилось все труднее. Так, на заседании Правления университета в 1922 г. не было утверждено представление Г.И. Челпанова о проведении практических занятий по экспериментальной психологии как якобы не предусмотренных планом преподавания на ФОНе. Затрудняется решение вопросов об оплате ассистентов Г.И. Челпанова, о количестве оплачиваемых часов практических занятий, о, числе участников практикума. Главная причина такого отношения к Г.И. Челпанову — его теоретическая позиция. А она оставалась неизменной на протяжении

 

83

 

всей его деятельности и состояла в приверженности эмпирической психологии, основанной на данных самонаблюдения и дополненных экспериментом. В обстановке развернувшейся в  20-х гг. перестройки психологии на основах марксизма и вызванной ею дискуссии по проблеме «психология и марксизм» позиция Г.И. Челпанова расценивалась как метафизика и идеализм, т. е. как не соответствующая марксизму. За такой оценкой скоро последовали и оргвыводы, завершившиеся отставкой Г.И. Челпанова.

Важная роль в критике Г.И. Челпанова принадлежала   К. Н.   Корнилову. В прошлом ученик Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилов был оставлен после окончания историко-филологического факультета (1910 г.) научным сотрудником Психологического института. С 1916 г. К.Н. Корнилов — приват-доцент Московского университета. В 1921 г. по поручению Наркомпроса он организует педагогический факультет во 2-м МГУ, назначается его деканом и профессором кафедры психологии. Одновременно он продолжает работать в 1-м МГУ. После образования Ассоциации институтов при ФОНе был выдвинут председателем психологической секции Института научной философии. В июне 1923 г. К.Н. Корнилов написал заявление в Президиум ФОНа. В этом заявлении он указал на несоответствие психологии Г.И. Челпанова марксизму. В другом заявлении в июле 1923 г. К.Н. Корнилов дает отрицательную оценку психологическим курсам Г.И. Челпанова. «...Большинство предлагаемых курсов,— говорится в этом документе,— а также и лекторов, как и ходатайствующих об открытии этих курсов студентов составляют ядро тех научно-исследовательских курсов, которые были организованы при бывшем Психол. Институте проф. Челпановым, и существование которых было признано совершенно нецелесообразным новой коллегией Института Науч. Философии. По-видимому ту деятельность, которая была признана нецелесообразной в пределах Института, проф. Челпанов предполагает перенести казалось бы еще в менее подходящее место — на ФОН» [3]. 2 ноября 1923 г. деканат ФОНа сообщил К.Н. Корнилову о его назначении «Заведующим Психологическим институтом» [30]. 10 ноября 1923 г. ректор МГУ В. П. Волгин уведомил Г.И. Челпанова об отчислении его из университета, выразив ему «глубокую благодарность за долголетнюю службу и энергичные труды по созданию и организации Психологического института». 15 ноября Г.И. Челпанову было предложено сдать Психологический институт «лицу, указанному Деканом ФОН. О сроке и порядке сдачи Вам надлежит договориться с проф. К. Н. Корниловым». Материалы Архива МГУ и архива Г.ИМ. Челпанова, хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (1-й МГУ. Уведомление Челпанову Г. И. / ОР РГБ. Ф. 326. Папка 37. Ед. хр. 43, 44) однозначно указывают на идеологический характер причин увольнения Г.И. Челпанова. Г.И. Челпанов так и понимал происходящее и в одном из своих писем подчеркивал: «Когда правительство объявило, что психология должна, подобно всем наукам, разрабатываться в духе марксизма, нас обвинили в том, что мы как метафизики и идеалисты для дальнейшей работы не годимся. Мы пытались доказать, что мы как психологи совершенно нейтральны, стоим на строго эмпирической точке зрения и в качестве таковых не можем быть ни идеалистами, ни материалистами. Но никого убедить не в состоянии. Главные наши изгнатели — это Корнилов и Блонский» [10; 90].

Отставка вызвала у Г.И. Челпанова, по его собственным словам, состояние депрессии. Можно только догадываться о глубине его переживаний от вынужденного бездействия, от происходившего на его глазах разрушения того, чему была отдана жизнь. «Грустно подумать,— делился он своими переживаниями в письме,— что они разрушат все то, что созидалось с таким огромным трудом» [10; 90]. После увольнения Челпанова «бывшие сотрудники института разбрелись в разные стороны» [10; 90]. Состав института обновился. Его новый директор привлекает к работе в институте молодых ученых — Л. С. Выготского,

 

84

 

А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева. Подвергнув сокрушительной критике философскую и психологическую концепцию Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилов провозгласил задачей коллектива института перестройку методологической базы психологии на основе марксизма [31]. Деятельность института в этом направлении проходила уже в период его отдельного от университета существования. После отделения от университета   (1925 г.) институт существует в качестве самостоятельного учреждения и получает новое название: Государственный институт экспериментальной психологии.

Начиная с 1925 г. преподавание психологии в университете осуществляется на этнологическом факультете, созданном в результате реорганизации ФОНа. Здесь К.Н. Корнилов проводил занятия по психологии и по экспериментальной психологии в свете разработанной им реактологии [17]. Читался курс по социальной и этнической психологии (В. А. Артемов), изложенной с марксистских позиций [1]. Дипломные работы по психологии оценивались с точки зрения их идеологической выдержанности и соответствия основным положениям марксизма [27].

В структуре созданного на базе этнологического факультета историко-фи-лософского факультета (1930 г.), в рамках его философского отделения была представлена и психология. Психологический цикл включал следующие дисциплины: психология, анатомия и физиология, практикум по экспериментальной психологии, физиология нервной системы, сравнительная психология, психотехника, социальная психология [38]. Психологический цикл готовил специалистов по психологии и психотехнике для проведения профотбора в органах Наркомтруда; при этом занятия по экспериментальной психологии проводились в лабораториях Государственного института экспериментальной психологии.

После выделения из состава университета гуманитарных факультетов (1931 г.) преподавание психологии прекращается (до 1942 г.). На 10 лет в области психологии в университете образовался вакуум. Сложившаяся система подготовки психологических кадров перестала функционировать. Прекратились исследования по психологии.

Сложным было положение психологии и в стране. Бурное развитие научного движения, воодушевленного задачей коренного изменения психологии, привело к появлению в 20-х гг. реактологии, рефлексологии и других попыток замещения психологии. В прикладных областях — педологии и психотехнике — вставали теоретической важности вопросы о соотношении разных дисциплин в этих синтетических науках. В этих условиях Л. С. Выготский отстаивал идею о необходимости сохранения психологии как науки. В своей культурно-исторической теории о развитии высших психических функций он наметил новое понимание предмета психологии и ее задач. Однако в связи с его вовлеченностью в педологическое движение развернулась идеологическая критика работ Л.С. Выготского и в соответствии с нормами тех лет его труды надолго были изъяты из обращения. С середины 30-х гг. начинает разрабатываться проблема   деятельности, провозглашается переход от изучения абстрактно взятых психических функций к изучению участия психики и сознания в реальной жизни человека. Выдвигается положение о формировании человека в процессе деятельности [32]. Вышедшая в 1935 г.   книга С. Л. Рубинштейна «Основы психологии» представляла собой «попытку дать целостную систему психологии, охватывающую основной экспериментальный материал и проникнутую единством методологической концепции» [33]. Проблема деятельности получила дальнейшую разработку в книге С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Эти труды С.Л. Рубинштейна имели принципиальное значение для восстановления статуса психологии как науки. Принцип деятельности открывал большие возможности для решения практических задач, скоро выдвинутых перед психологией начавшейся в 1941 г. войной.

В 1941 г. в структуре Московского университета был восстановлен философский

 

85

 

факультет. Встал вопрос об учреждении кафедры психологии. Признавалось, что «образование в настоящий момент в Университете кафедры психологии является необходимым не только в целях обеспечения нормального преподавания этой дисциплины на факультетах, но и в целях создания нормальных условий для вновь введенного в состав университета Института психологии1, который, становясь по образцу других научно-исследовательских институтов Университета научно-вспомогательным учреждением кафедры, приобретает необходимую связь своей исследовательской работы с работой учебной» [5].

Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР в Московском университете с 1 октября 1942 г. на философском факультете создавалась кафедра психологии. Заведующим кафедрой   был   назначен С. Л. Рубинштейн, отозванный   из ЛГПИ им. Герцена, где он заведовал кафедрой психологии. Одновременно он назначается также директором Института психологии при МГУ.

Знаменательно, что кафедра была учреждена в чрезвычайно трудное для страны время — годы Великой Отечественной войны. Этот факт свидетельствует об общественном признании психологии, о ее возросшей значимости в жизни общества. Переориентация психологии из дисциплины, замкнутой в мире субъективных переживаний, оторванных от реальной жизни и деятельности человека, и превращение ее в науку, которая включена в изучение самых животрепещущих вопросов практической деятельности человека, произошла на основе принципа деятельности. С введением Института психологии в состав университета восстановилась научная работа в области психологии.

С самого начала войны психологи активно включились в непосредственную помощь армии. Ряд сотрудников Института    ушли    на    фронт (Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Т. А. Репина и другие). А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев вступили в ряды народного ополчения, но были отозваны для работ оборонного характера в институте. Здесь в 1942 г. была создана психофизиологическая лаборатория (зав. К. X. Кекчеев) по разработке проблем ночного зрения применительно к условиям военных действий. Были разработаны методы, борьбы с ослеплением светом прожекторов, со снеговой ослепленностью (С. В. Кравков), ускорения темновой адаптации, сенсибилизации слуха и зрения, уточнения глазомерной оценки расстояния и др. Исследование порогов чувствительности показало сдвиги в зависимости от отношения к задаче и таким образом привело к выводу о том, что ощущение — не результат реакции органа на стимул, а продукт деятельности человека с предметом. Этот вывод имеет большое теоретическое значение.



Размер файла: 148.47 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров