Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Проведено нейропсихологическое обследование 37 детей 5–7 лет, страдающих бронхиальной астмой (БА), и 40 здоровых детей того же возраста. Получены результаты, свидетельствующие о функциональной недостаточности диэнцефальных отделов мозга у детей с бронхиальной астмой. Показана специфика функционирования корковых отделов мозга — функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого. Предлагаемая модель рассматривается с точки зрения комплексного подхода к лечению детей, страдающих бронхиальной астмой.

Психосоматические расстройства, к числу которых относится и бронхиальная астма, в последнее время все чаще становятся объектом психологических исследований. Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности,

 

47

 

особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом [4], [7], [12]. С другой стороны, известно, что соматический недуг часто сопряжен с преморбидными особенностями функционирования ЦНС [2], [9], что в свою очередь определяет специфику течения болезни, придавая ему психосоматическую окраску.

Совершенно очевидно, что только комплексный подход к изучению патогенетических механизмов, лежащих в основе болезни, и соответствующий подход к лечению и коррекции позволит в максимальной степени облегчить течение заболевания.

Актуальным аспектом при изучении психоматозов является вопрос о состоянии ЦНС у этих больных, поскольку известно, что в клинической картине заболеваний этого круга одновременно присутствуют и соматические, и психопатологические нарушения.

ЭЭГ-исследование больных выявляет у них психосоматические признаки повышенной возбудимости диэнцефальных структур [5], [14], [19]. Участие именно этих отделов ЦНС в патогенезе психосоматических расстройств вполне понятно и объясняется двойственной функцией гипоталамо-диэнцефальных структур, которые, осуществляя интеграцию вегетативно-гуморального регулирования, в то же время играют важную роль в организации поведения, в формировании его эмоциональных и мотивационных аспектов [3].

Одним из наиболее адекватных подходов к изучению особенностей ЦНС у психосоматических больных является нейропсихологический метод исследования, позволяющий, с одной стороны, оценить состояние высших психических функций ребенка, а с другой — определить те мозговые механизмы, которые лежат в основе отклонений в их формировании [10].

Задача данной работы заключается в сравнительном нейропсихологическом исследовании здоровых детей 5–7 лет и больных бронхиальной астмой того же возраста. Представлены результаты нейропсихологического обследования 37 детей (24 мальчиков и 13 девочек), страдающих бронхиальной астмой легкой (87 %) и средней (13 %) степени тяжести. Шесть человек из числа обследованных являлись левшами.

Беседа с родителями выявляла жалобы на повышенную утомляемость ребенка     (44 %), трудности концентрации внимания (70 %), резкие смены настроения (56 %), такие симптомы, как нарушения сна (30 %), непереносимость жары и духоты (41 %), повышенные жажда (30 %) и потливость (41 %).

В процессе обследования у детей наблюдались сниженный темп работы (45 %), повышенная утомляемость (48 %), двигательная расторможенность (35 %), колебания внимания (71 %), импульсивность (32 %), патологические синкинезии (32 %).

В качестве контрольной группы были обследованы 40 детей (13 мальчиков и 27 девочек), посещающих детский сад или массовую школу, не имеющих хронических заболеваний и, по мнению воспитателей и учителей, не испытывающих трудностей при обучении по программам детского сада или школы и не демонстрирующих отклонений в поведении. Четверо детей этой группы являлись леворукими.

Для статистической обработки данных использовался однофакторный дисперсионный анализ (anova).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Методы: пробы на праксис поз, перенос поз, динамический праксис, реципрокную координацию.

Полученные данные свидетельствуют о значительных нарушениях праксиса позы (табл. 1) у детей с БА во всех возрастных группах. Имеющиеся трудности при выполнении этой пробы здоровыми детьми существенно уменьшаются с возрастом, в то время

 

48

 

как в группе больных детей возрастная динамика не выражена. Другим существенным отличием является выраженное преобладание двусторонних нарушений праксиса позы у детей с БА во всех возрастных группах, в то время как здоровые дети преимущественно демонстрируют асимметричные ошибки. Обращает на себя внимание также отсутствие в группе больных односторонних правосторонних нарушений. С нашей точки зрения, описанные закономерности можно объяснить следующим образом: двусторонние нарушения праксиса позы преимущественно обусловлены недостаточностью субкортикальных образований. Односторонние трудности в большей степени связаны с незрелостью определенных корковых зон.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

 

Используемые методы: запоминание пяти слов в заданном порядке, воспроизведение после интерференции счетом; запоминание двух групп по три слова, воспроизведение после интерференции счетом;

 

                                                                   50

 

копирование и воспроизведение пяти фигур.

При выполнении пробы «пять слов» во всех возрастных группах дети с БА запоминают слова быстрее здоровых детей. Менее выражено у них и влияние гетерогенной интерференции. При этом здоровые дети делают несколько меньше ошибок, связанных с нарушением избирательности. Последние, как правило, обусловлены функциональной недостаточностью субкортикальных отделов мозга.

Дети с БА несколько дольше, чем здоровые, запоминают две группы по три слова и допускают больше ошибок, связанных с нарушением избирательности. В то же время количество воспроизведенных слов после интерференции у них выше, чем у здоровых детей.

Таким образом, исследование слухоречевой памяти выявляет у детей с БА незначительное снижение памяти, обусловленное нарушением избирательности и усиленным влиянием гомогенной интерференции. В то же время объем памяти у них выше, чем у здоровых детей того же возраста. Менее выражена у детей с БА и тормозимость следов в условиях гетерогенной интерференции. Описанные факты свидетельствуют, с одной стороны, о функциональной недостаточности подкорковых образований, а с другой — о том, что левое полушарие находится в состоянии «плюс-функции».

Результаты выполнения пробы на запоминание пяти фигур указывают на то, что объем зрительной памяти у больных детей несколько ниже, чем у здоровых; кроме того, они допускают больше ошибок, связанных с пространственным расположением фигур и точностью их изображения. Приведенные факты указывают на снижение функционального состояния правого полушария.

Таким образом, исследование памяти выявляет:

1) незначительные отклонения в мнестической сфере у детей с БА по сравнению со здоровыми детьми;

2) разнонаправленные изменения в виде повышения объема слухоречевой и сужения объема зрительной памяти, что указывает на снижение функционального состояния правого полушария и повышение функционального состояния левого;

3) специфику снижения слухоречевой памяти в звене избирательности и повышенную тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции, указывающие на дефицитарность субкортикальных отделов мозга.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

 

Используемые методы: копирование фигуры Рея — Тейлора правой и левой рукой.

Статистическая обработка данных выявила:

• в возрасте 5 лет — достоверность отличий поворота на 90° в левой руке;

• в возрасте 6 лет — достоверность отличий топологических ошибок в правой руке, поворота на 90° в обеих руках, метрических ошибок в обеих руках;

• в возрасте 7 лет — близкие к достоверным отличия в количестве метрических ошибок.

Как известно, топологические ошибки связаны с функциональной незрелостью правого полушария [17]. Возрастная динамика отражает опережение здоровыми детьми в возможности передачи топологических свойств объекта по сравнению с больными.

Приведенные в табл. 6 данные также отражают существенную задержку у детей с БА в передаче метрических свойств объекта, что, согласно нейропсихологическим представлениям, обеспечивается работой правого полушария.

 



Размер файла: 81.65 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров