Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Проведено нейропсихологическое обследование 37 детей 5–7 лет, страдающих бронхиальной астмой (БА), и 40 здоровых детей того же возраста. Получены результаты, свидетельствующие о функциональной недостаточности диэнцефальных отделов мозга у детей с бронхиальной астмой. Показана специфика функционирования корковых отделов мозга — функциональный дефицит правого полушария и повышение функций левого. Предлагаемая модель рассматривается с точки зрения комплексного подхода к лечению детей, страдающих бронхиальной астмой.

Психосоматические расстройства, к числу которых относится и бронхиальная астма, в последнее время все чаще становятся объектом психологических исследований. Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности,

 

47

 

особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом [4], [7], [12]. С другой стороны, известно, что соматический недуг часто сопряжен с преморбидными особенностями функционирования ЦНС [2], [9], что в свою очередь определяет специфику течения болезни, придавая ему психосоматическую окраску.

Совершенно очевидно, что только комплексный подход к изучению патогенетических механизмов, лежащих в основе болезни, и соответствующий подход к лечению и коррекции позволит в максимальной степени облегчить течение заболевания.

Актуальным аспектом при изучении психоматозов является вопрос о состоянии ЦНС у этих больных, поскольку известно, что в клинической картине заболеваний этого круга одновременно присутствуют и соматические, и психопатологические нарушения.

ЭЭГ-исследование больных выявляет у них психосоматические признаки повышенной возбудимости диэнцефальных структур [5], [14], [19]. Участие именно этих отделов ЦНС в патогенезе психосоматических расстройств вполне понятно и объясняется двойственной функцией гипоталамо-диэнцефальных структур, которые, осуществляя интеграцию вегетативно-гуморального регулирования, в то же время играют важную роль в организации поведения, в формировании его эмоциональных и мотивационных аспектов [3].

Одним из наиболее адекватных подходов к изучению особенностей ЦНС у психосоматических больных является нейропсихологический метод исследования, позволяющий, с одной стороны, оценить состояние высших психических функций ребенка, а с другой — определить те мозговые механизмы, которые лежат в основе отклонений в их формировании [10].

Задача данной работы заключается в сравнительном нейропсихологическом исследовании здоровых детей 5–7 лет и больных бронхиальной астмой того же возраста. Представлены результаты нейропсихологического обследования 37 детей (24 мальчиков и 13 девочек), страдающих бронхиальной астмой легкой (87 %) и средней (13 %) степени тяжести. Шесть человек из числа обследованных являлись левшами.

Беседа с родителями выявляла жалобы на повышенную утомляемость ребенка     (44 %), трудности концентрации внимания (70 %), резкие смены настроения (56 %), такие симптомы, как нарушения сна (30 %), непереносимость жары и духоты (41 %), повышенные жажда (30 %) и потливость (41 %).

В процессе обследования у детей наблюдались сниженный темп работы (45 %), повышенная утомляемость (48 %), двигательная расторможенность (35 %), колебания внимания (71 %), импульсивность (32 %), патологические синкинезии (32 %).

В качестве контрольной группы были обследованы 40 детей (13 мальчиков и 27 девочек), посещающих детский сад или массовую школу, не имеющих хронических заболеваний и, по мнению воспитателей и учителей, не испытывающих трудностей при обучении по программам детского сада или школы и не демонстрирующих отклонений в поведении. Четверо детей этой группы являлись леворукими.

Для статистической обработки данных использовался однофакторный дисперсионный анализ (anova).

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Методы: пробы на праксис поз, перенос поз, динамический праксис, реципрокную координацию.

Полученные данные свидетельствуют о значительных нарушениях праксиса позы (табл. 1) у детей с БА во всех возрастных группах. Имеющиеся трудности при выполнении этой пробы здоровыми детьми существенно уменьшаются с возрастом, в то время

 

48

 

как в группе больных детей возрастная динамика не выражена. Другим существенным отличием является выраженное преобладание двусторонних нарушений праксиса позы у детей с БА во всех возрастных группах, в то время как здоровые дети преимущественно демонстрируют асимметричные ошибки. Обращает на себя внимание также отсутствие в группе больных односторонних правосторонних нарушений. С нашей точки зрения, описанные закономерности можно объяснить следующим образом: двусторонние нарушения праксиса позы преимущественно обусловлены недостаточностью субкортикальных образований. Односторонние трудности в большей степени связаны с незрелостью определенных корковых зон.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

 

Используемые методы: запоминание пяти слов в заданном порядке, воспроизведение после интерференции счетом; запоминание двух групп по три слова, воспроизведение после интерференции счетом;

 

                                                                   50

 

копирование и воспроизведение пяти фигур.

При выполнении пробы «пять слов» во всех возрастных группах дети с БА запоминают слова быстрее здоровых детей. Менее выражено у них и влияние гетерогенной интерференции. При этом здоровые дети делают несколько меньше ошибок, связанных с нарушением избирательности. Последние, как правило, обусловлены функциональной недостаточностью субкортикальных отделов мозга.

Дети с БА несколько дольше, чем здоровые, запоминают две группы по три слова и допускают больше ошибок, связанных с нарушением избирательности. В то же время количество воспроизведенных слов после интерференции у них выше, чем у здоровых детей.

Таким образом, исследование слухоречевой памяти выявляет у детей с БА незначительное снижение памяти, обусловленное нарушением избирательности и усиленным влиянием гомогенной интерференции. В то же время объем памяти у них выше, чем у здоровых детей того же возраста. Менее выражена у детей с БА и тормозимость следов в условиях гетерогенной интерференции. Описанные факты свидетельствуют, с одной стороны, о функциональной недостаточности подкорковых образований, а с другой — о том, что левое полушарие находится в состоянии «плюс-функции».

Результаты выполнения пробы на запоминание пяти фигур указывают на то, что объем зрительной памяти у больных детей несколько ниже, чем у здоровых; кроме того, они допускают больше ошибок, связанных с пространственным расположением фигур и точностью их изображения. Приведенные факты указывают на снижение функционального состояния правого полушария.

Таким образом, исследование памяти выявляет:

1) незначительные отклонения в мнестической сфере у детей с БА по сравнению со здоровыми детьми;

2) разнонаправленные изменения в виде повышения объема слухоречевой и сужения объема зрительной памяти, что указывает на снижение функционального состояния правого полушария и повышение функционального состояния левого;

3) специфику снижения слухоречевой памяти в звене избирательности и повышенную тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции, указывающие на дефицитарность субкортикальных отделов мозга.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

 

Используемые методы: копирование фигуры Рея — Тейлора правой и левой рукой.

Статистическая обработка данных выявила:

• в возрасте 5 лет — достоверность отличий поворота на 90° в левой руке;

• в возрасте 6 лет — достоверность отличий топологических ошибок в правой руке, поворота на 90° в обеих руках, метрических ошибок в обеих руках;

• в возрасте 7 лет — близкие к достоверным отличия в количестве метрических ошибок.

Как известно, топологические ошибки связаны с функциональной незрелостью правого полушария [17]. Возрастная динамика отражает опережение здоровыми детьми в возможности передачи топологических свойств объекта по сравнению с больными.

Приведенные в табл. 6 данные также отражают существенную задержку у детей с БА в передаче метрических свойств объекта, что, согласно нейропсихологическим представлениям, обеспечивается работой правого полушария.

 



Размер файла: 81.65 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров