Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ЖЕНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (В РОССИИ И США

 

Работа выполнена при поддержке Государственного агентства международных исследований и обмена США (IREX) и РФФИ, проект № 99-06-80148.

 

В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированные у представителей других культур, стран, этносов называют гендерными стереотипами. Для указания на то, что речь идет о том, как гендерные роли воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), используют термин гендерные автостереотипы.

Гендерные роли, стереотипы, автостереотипы и связанные с ними социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания и сами влияют на него (как наиболее стабильные, уходящие корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества). Этот ментальный уровень формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты, как-то: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический. Американский исследователь Г. Холфстед [27] считает, что женские гендерные роли являются одним из наиболее значимых показателей общественной психологии.

В женских гендерных ролях и стереотипах глубинный менталитет этноса проявляется наиболее отчетливо. Поэтому исследование женских стереотипов является мощным проективным методом, позволяющим описать и понять глубинную природу установок и стереотипов той или иной страны, этноса, культуры, и тем самым способствовать разрешению многих этнических проблем.

Изучение гендерных ролей и стереотипов (причем не только женских, но и мужских) — очень популярная тема [5]. В работе [39] изучалась идеология маскулинности. Ж. Спенс и Р. Хейнрейч исследовали психологические характеристики маскулинности и феминности и историю формирования этих конструктов [42]. Э. Томпсон и Ж. Плек изучали структуру мужских ролевых норм [46].

Однако женские гендерные роли и стереотипы становятся объектом изучения гораздо чаще. В работе [14] рассмотрено, как воспринимают члены семьи роль матери в зависимости от того, работает она или является домохозяйкой. А. Фурнхам и К. Карани провели кросскультурное исследование взаимосвязи установок по отношению к женщинам и локуса контроля [23].

 

69

 

Исследования по этой тематике проводятся во многих странах. Б.Банкарт изучает установки японцев по отношению к женщинам [8]. В работе [47] изучается отношение филиппинцев-горожан к работающим женщинам. Т. Дамжи и К. Ли исследуют гендерные роли, идентификацию и стереотипы в мусульманских странах [20]. В работе [22] изучаются структура и детерминанты гендерных женских ролей в Ирландии. Р. Хаббарт, М. Иджендум и Л. Тавечио адаптировали известный американский опросник для определения установок по отношению к женщинам на датской выборке [28], Дж. Парри — на английской [38], а Р. Лу и П. Логан использовали этот опросник в Канаде [34].

Лидирующее положение в исследованиях такого рода занимают, безусловно, американские ученые, издающие в большом количестве специальные монографии и учебники [9], [10], [35], [48]. В США даже существуют специально ориентированные журналы: Psychology of Women Quarterly, Sex Roles, Journal of Gender, Culture and Health.

Разрабатываются специальные шкалы для исследования гендерных ролей, установок и стереотипов. Наиболее часто в эмпирических исследованиях используется шкала для определения отношения к ролевому поведению женщин и нормам этого поведения, принятым в обществе, — ATW (attitudes towards women) (см., например, [12], [21], [43]) и ее модификации: укороченная версия [44], подростковый вариант [24]. Эта шкала наиболее популярна для проведения кросскультурных исследований. Например, Р. Левайн и Л. Вест использовали эту шкалу для сравнения установок по отношению к женщинам в США и Бразилии [33], Л. Хиншоу и Г. Форбс сравнивали эти установки в США и Испании [26], а Р. Чиа, Л. Олред и П. Жерзак в США, Китае и Тайване [17]. На русский язык ATW переводится как “установки по отношению к женщинам” и выясняет мнения респондентов относительно участия женщин в общественной жизни, равноправного разделения домашних обязанностей между мужем и женой, приоритета мужчин в профессиональной сфере, распространения феминистической идеологии и т.д.

Шкалу отношения к равенству между полами использовали в своей работе К. и Д. Биир и Д. и Л. Кинг [11]. А. Сузуки адаптировал эту шкалу для японской выборки и проводил кросскультурное исследование [45]. Другое кросскультурное исследование, но уже с использованием шкалы полоролевой идеологии описано в работе [30]. Эта шкала была разработана и валидизирована Р. Калиным и П. Тилбу [31]. Л.Бхушан предложил шкалу социальных свобод женщин [13].

Также разрабатываются шкалы для измерения отношений к маскулинности и мужским ролевым нормам [15], [32]

Для комплексной работы со шкалами используются методы факторного анализа. Р. Бурке выделял факторные измерения на массиве данных, полученных с помощью опросников, выявляющих поло-ролевую идеологию [16]. Вслед за ним факторную структуру данных по поло-ролевой идеологии исследовали А.Кота и С. Ксинарис [19].

Особенно часто эта проблематика изучается в кросскультурном, сравнительном аспекте, причем наиболее распространенным вариантом исследования является использование одной из шкал, направленных на измерение гендерных установок. Подавляющее большинство этих шкал разрабатываются американскими учеными (некоторые из них мы уже называли), поэтому значительная часть кросскультурных исследований заключается в адаптации американской шкалы к другой культуре и сравнение результатов, полученных в этой культуре, с американскими. Так, в работе [18] сравнивались гендерные установки у американских и китайских студентов, в работе [25] сравнивалось отношение американских подростков и их сверстников из Гватемалы и Филиппин к женщинам, работающим вне дома, и выполняющим только домашнюю работу. Сопоставление гендерных установок американской

 

70

 

и шведской молодежи приводится в монографии [29].

Й. Моринага, И. Фриз, А. Ферлигож сравнивали гендерные установки американских, японских и словенских студентов [37]. Сравнение отношения к равным правам мужчин и женщин американских и израильских студентов приводятся в работе [40].

Однако отметим, что при проведении кросскультурных исследований необходимость одновременного адекватного понимания действий или высказываний представителями различных культур накладывает ограничения на использование в опросниках чисто вербальных характеристик или даже описывающих тот или иной тип поведения и требует учитывать бытующие в культуре взгляды, мнения, ценности и стереотипы обыденного сознания, находящегося в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости с индивидуальным сознанием представителей этого общества. И здесь психосемантические методы обладают большим преимуществом по сравнению со шкалами.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования [7]. Психосемантические модели, изначально применявшиеся для описания внутренней картины мира субъекта, в индивидуальной психотерапии впоследствии получили широкое распространение для исследований картин мира “обобщенного” субъекта (общественного сознания), в частности, для изучения социальных идей и связанных с ними социальных установок и поведенческих стереотипов, включая стереотипы гендерного поведения. Успешности использования психосемантических методов для изучения стереотипов гендерного поведения и связанных с ними социальных установок способствует их хорошая структурированность, яркая выраженность, обыденность, они наглядно изменяются в ходе общественного развития и трансформации социального сознания и варьируют от одного общества к другому.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Методология исследования. В нашем исследовании, имеющем целью сравнительное изучение стереотипов женского поведения, оценка отношения к различным женским ролевым позициям в России и США выполнялась с помощью психосемантической методики “множественной идентификации” В.Ф. Петренко [6].

В исследовании в качестве респондентов выступали россияне и американцы. Нашей задачей было выявить и проанализировать различия в оценках и отношении к поступкам и стилям поведения женщин в России и Америке, описать стереотипы женского поведения в этих странах. Мы также хотели сравнить базисные основания категоризации поступков — системообразующие факторы, отражающие “стили поведения”, а также проследить наиболее характерные различия во взглядах на идеал и “хорошее” поведение в обеих странах. Вопросы (ситуации), включенные в опросник, были отобраны таким образом, чтобы они были понятны, знакомы и не вызывали недоумения у респондентов ни той, ни другой страны[1].

Респондентами нашего исследования были женщины и мужчины всех возрастов, начиная с 18 лет. Американская выборка представляет практически всю страну. Приглашение участвовать в опросе было дано через Интернет в специальных конференциях, как научных (для психологов, социологов, культурологов, изучающих гендерные проблемы), так и феминистских. Среди откликнувшихся были люди, проявляющие различные виды активности, связанные с гендерными проблемами: члены женских организаций,

 

71

 

участники дискуссий по данной тематике, абоненты соответствующих электронных конференций и т.д., рассматривающие заполнение анкеты как один из видов интересующей их “гендерной” деятельности и желающие сами ответить на вопросы анкеты, а также охватить опросом своих знакомых. Наряду с ними среди респондентов были студенты университетов и колледжей, в массе своей нейтральные к данной проблематике[2], т.е. была получена достаточно объемная выборка, 372 человека из 16 штатов (от больших городов, как Нью-Йорк, — до маленьких поселков в штате Канзас). Что касается российской выборки, то из-за меньшей распространенности Интернета анкеты распространялись исключительно благодаря непосредственным контактам. Поэтому большую часть российских респондентов составили москвичи — члены некоторых женских организаций, студенты психологического факультета МГУ и их старшие родственники и знакомые, а также жители (студенты-гуманитарии и члены женских организаций) Вятки, Смоленска, Кургана и Нижнего Новгорода — в общей сложности 294 человека.

Процедура эксперимента была следующей. Каждому респонденту индивидуально предлагалось оценить вероятность совершения того или иного поступка из 100 возможных для каждой из шести ролевых женских позиций по семибалльной шкале (от –3 до +3). Поступки описывали возможные сценарии социально-бытового поведения женщин. В качестве ролей, по которым эти поступки оценивались, были выбраны следующие: рефлексивная роль я сама (для респондентов мужского пола предлагалось оценить роль женщины, которую он хорошо знает (жена, сестра, мать, близкая подруга и т.д.), две роли, имеющие положительную коннотацию, — идеальная женщина и счастливая женщина, отрицательно коннотирующая роль презираемой всеми женщины и стереотипы типичной россиянки и типичной американки. В дальнейшем, когда речь будет идти о точке зрения респондентов на типичную женщину своей страны, мы будем использовать термин “автостереотип”, а когда о типичной женщине другой страны — “гетеростереотип”. Кроме того, каждый респондент заполнял анонимный опросник, содержащий социально-демографические данные.

Индивидуальные матрицы всех респондентов были суммированы в четыре групповые матрицы согласно различию по двух параметрам: полу и стране проживания. Таким образом мы получили мужскую и женскую матрицы для россиян и мужскую и женскую матрицы для американцев.

Отметим, что сопоставление усредненной мужской и усредненной женской матриц ответов на вопросы как для России, так и для Америки показали их значительное сходство между собой, т.е. гендерные установки у мужчин и женщин в рамках одной культуры сходны в значительно большей степени, чем между представителями одного гендера из разных культур. Наше исследование вполне согласуется с результатами, полученными на материале русских и азербайджанцев [6]. В обоих случаях была получена внутрикультурная близость. О сходных результатах говорят и другие исследователи. Еще в середине этого века известный американский антрополог М. Мид, изучая примитивные культуры папуасов, пришла к выводу, что различия между полами в различных культурах в значительной степени зависят от того, в чем и как эти культуры различаются [36].           И. Дубов [4] отмечает, что значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного. Также минимальны различия между позициями мужчин и женщин в поддержке/отвержении высказываний о распределении

 

72

 


Размер файла: 175.58 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров