Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГРУППЫ МЕТОДОМ ВЗАИМНОГО ЦВЕТОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Статья посвящена результатам проводимого нами в течение нескольких лет изучения применимости в группе цветового теста отношений (ЦТО) [3], [18], [22]. Согласно его автору, А.М. Эткинду, ЦТО является клиническим психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений. ЦТО основан на процедуре косвенного шкалирования объектов посредством сопоставления цвета, атрибутированного этим объектам, с местом этого цвета в ранжировке по предпочтению набора из восьми люшеровских цветов.

При разработке группового варианта ЦТО, условно названного нами цвето-социометрическим методом (ЦСМ), мы преследовали цель создать технологичную процедуру комплексного измерения эмоционального состояния группы. Известно, что ни клинические методы, ни процедуры социально-психологического исследования не обладают качествами психометрических тестов ([3], [8] и др.), и ЦТО А.М. Эткинда не составляет исключения. Но, как выяснилось в ходе исследования, будучи применен в группе, ЦСМ сочетает достоинства клинического проективного метода с характеристиками психометрического теста. В частности, это становится возможным благодаря переводу основных показателей ЦТО из шкалы порядков в шкалы интервалов и отношений, что повышает надежность измерений [8; 23].

Эмоциональное состояние — важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: «дух группы» [18], «эмоциональное единство группы» [1], «эмоциональный климат группы» [9], «социально-психологический климат группы», «групповая сплоченность» [17]. Вместе с тем анализ статей в «Вопросах психологии» по социально-психологической тематике за последние десять лет свидетельствует об отсутствии публикаций на тему собственно эмоционального состояния группы. По большей части исследователей интересует уровень развития группы, определяемый в рамках известной стратометрической концепции развития коллектива и принципа деятельностного опосредствования межличностных отношений [16]. Эмоциональные связи, главным образом и представляющие эмоциональный климат группы, отнесены в этой концепции к «поверхностному» слою межличностных отношений, т.е. рассматриваются как производные от трех более «глубоких». В результате фокус исследования смещается от фактического

 

129

 

самочувствия людей в группе к более важным, с точки зрения динамики развития коллектива, но и более «обезличенным», с точки зрения индивидуальной психологии. Показательно, что и в понятие «социально-психологический климат» не включены характеристики эмоционального состояния членов группы [17; 162].

Исследование эмоционального состояния группы по-прежнему актуально в контексте диагностики адаптации индивида в группе [6], особенно если его членство в ней носит принудительный и длительный характер, как, например, в школьном классе или армейском подразделении. Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат, является также и личность формального лидера, например, учителя. Как эмоционально воспринимается учитель учениками? Каково качество и интенсивность его эмоционального воздействия на класс? Насколько он внимателен к психологическим особенностям учеников и к каким именно? В какой мере его симпатии и антипатии к ученикам разделяются остальными учениками и кем именно? Эти вопросы призваны раскрыть существенные стороны источников и динамики эмоционального климата класса. В настоящее время для ответа на них в отношении только одного класса потребуется длительное и дорогостоящее исследование с использованием целой батареи не всегда хорошо сочетающихся между собой методик. Решить же перечисленные задачи можно, использовав при обследовании унифицированный оценочный конструкт: цвета, выстроенные в порядке предпочтения.

Одним из классических методов, предназначенных для изучения психологического состояния группы, является социометрия [9], [11], [13]. Полувековое использование этого метода подтверждает его эффективность, а простота проведения определяет его популярность. Но социометрия не лишена и ряда недостатков. Специфическая процедура проведения ЦСМ позволяет снять целый ряд методических трудностей, существующих в социометрии; идентичность операционализации основных показателей позволяет а) сравнивать состояние групп разного возраста (при лонгитюдных исследованиях)1; б) минимизировать зависимость результатов от интерпретации задаваемых вопросов или инструкций (при интервью, в классической социометрии или методе групповой оценки личности); в) защитить результаты от сознательного искажения; г) защитить результаты от влияний языковых различий, культурного и образовательного уровня респондентов, препятствующих сравнительным межкультурным исследованиям; д) ослабить психологические барьеры респондентов; е) минимизировать влияние рациональных мотивировок при выражении отношения к значимому другому.

Эмоциональное состояние группы складывается из состояний всех ее членов, но только в случае, если в процедуре оценки самочувствия личности будет органично учтено влияние групповых процессов. Например, если мы применим методику САН или опросник тревожности индивидуально к каждому члену группы, а затем усредним результаты, то не получим полной характеристики эмоционального состояния группы. Такой подход методологически ущербен, поскольку не учитывает, что «именно личные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, эмоционального благополучия ее членов» [9; 43].

В качестве основного теоретического конструкта исследования мы приняли взаимоотношение. Вслед за Я.Л. Коломинским под взаимоотношениями мы понимаем «личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое

 

130

 

представляет собой их внутреннее состояние» [9; 53] (курсив мой. — П.Я.). Таким образом, предполагается, что эмоциональное состояние отдельного члена группы и групповые взаимоотношения взаимно отражаются, порождая нечто новое, уникальное. Недаром в качестве «внутреннего манометра» самочувствия личности в группе А.В. Петровский предложил использовать три показателя: самооценку, ожидаемую оценку со стороны группы и оценку личностью группы [16]. Существуют метафорические обороты: «теплые взаимоотношения», «холодные взаимоотношения». Эта «температура» и отражает степень благоприятности эмоционального состояния группы. Взаимоотношение в этом смысле слова присутствует в группе любого уровня развития и, на наш взгляд, не может быть сведено к известным понятиям «групповая сплоченность», «ценностно-ориентационное единство», «уровень развития группы» и т.п. Чем же определяется эта «температура»?

Являясь психологически сложным образованием, взаимоотношение органично включает отношение к себе, а в качестве индивидуальной характеристики выступает как отношение к другому, т.е. опосредствовано личностно-смысловыми образованиями: мотивационными и ценностными структурами, характеристиками Я-концепции респондента и образом Я значимого другого. Бытие в группе отражает эти личностные образования, поскольку они проецируются на экран индивидуальностей, составляющих эту группу, в форме отношения к каждому отдельному ее члену и, в свою очередь, возвращаются назад в форме отношения всех к одному. Психологическим ядром взаимоотношений, как представляется, должна быть не просто симпатия, как это принято считать в классическом социометрическом исследовании, а  удовлетворенность: собой, другими и встречная удовлетворенность со стороны группы. Симпатия же является только субъективным эмоциональным отражением личностно-смыслового опосредствования деятельности [12], самосознания [19] и межличностного восприятия [4].

Нашей задачей, таким образом, было разработать или подыскать среди имеющихся, но не использующихся в групповом исследовании ту процедуру, которая операционализирует теоретический конструкт взаимоотношение. Это значит, что в эксперименте испытуемые должны выражать отношение друг к другу через некую субъективную шкалу, которая, в свою очередь, отражает их отношение к себе (Я-концепция) и символически выражает их потребности, степень их удовлетворенности, внутреннюю напряженность и т.п. Суммарный показатель, полученный этим способом, и будет отражать «температуру» взаимоотношений.

Процедура проведения ЦСМ2. В настоящий момент исследование проводится индивидуально. На первом этапе респондента просят проранжировать восемь цветов теста Люшера в порядке уменьшения предпочтения. На втором этапе, смешав цвета, просят оценить, какой цвет из лежащих перед ним больше подходит по характеру тому или иному человеку из заранее подготовленного списка группы. На третьем этапе респондента снова просят проранжировать цвета в порядке убывания предпочтения. Объектами оценки могут выступать не только люди. Мы используем пять обязательных объектов: «классный руководитель», «мама», «лучший друг», «класс», «настроение»; часто включаются фамилии других учителей и названия различных учебных предметов. «Сырой» протокол ЦСМ представляет собой квадратную матрицу взаимных цветовых оценок, диагональные клетки которой заполнены самооценками, и подматрицу оценок объектов. Учителя тоже

 

131

 

участвуют в опросе (т.е. оценивают цветами своих учеников, а ученики оценивают их), что позволяет понять степень эмоциональной и когнитивной интеграции учителей с классом. Следует особо подчеркнуть, что оценка цветом снимает этический барьер при оценке учеником учителя, давая возможность первому свободно выражать свое отношение. «Сырая» матрица цветовых оценок преобразуется в матрицу рангов, при этом используются индивидуальные ранжировки цветов во второй раскладке. Это соответствует упрощенному алгоритму обработки ЦТО, предложенному А.М. Эткиндом. Матрица ранжировки цветов по предпочтению содержит все данные, необходимые для дальнейшего анализа.

Усредненная сумма рангов по столбцам (показатель «предпочтение — отвержение») и строкам (показатель «доброжелательность, или удовлетворенность группой») дает представление об отношении группы к отдельному ее члену (аналог социометрического статуса) и об отношении каждого члена к остальной группе как об индивидуальной характеристике субъекта оценки. Диагональные оценки отражают отношение каждого к самому себе, так как представляют собой ранг цвета, атрибутированного собственному характеру (показатель «самооценка, удовлетворенность собой»). Дисперсия данных респондентами оценок характеризует «дифференцированность отношения», дисперсия полученных объектами оценок — «неоднозначность полученных оценок». Корреляция данных другим оценок с усредненной для всей группы ранжировкой членов группы по предпочтению позволяет судить о степени конформности эмоциональных оценок респондентов как их индивидуальной характеристике (показатель «конформность»). Корреляция рангов, «приписанных» испытуемыми другим членам группы, позволяет выявить группировки по принципу согласованности когнитивных установок и, согласно теории балансных моделей Хайдера [13], может являться дополнительным признаком взаимной симпатии. Фактически каждый респондент выставляет каждому члену группы балл от 1 до 8, где баллы выше 4 отражают степень непривлекательности. Это позволяет выделять группу не только «изолированных», но и собственно «отвергаемых», а также выявить полный спектр отношений, поскольку количество оценок не регламентировано. Исследование совпадений положительных и отрицательных рангов, атрибутированных друг другу, позволяет установить классические социометрические группировки по признаку взаимности предпочтения — отвержения, а также вычислять все известные социометрические коэффициенты.

Кроме перечисленных показателей групповой динамики цветовой тест Люшера дает представление о таких индивидуальных показателях [20], [21], как степень эмоциональной напряженности, вычисляемая как суммарное отклонение порядка предпочитаемых цветов от так называемой аутогенной нормы (показатель «дисгармоничность»), потребность в покое или активности, оцениваемая по соотношению предпочтения холодных и теплых цветов (показатель «потребность в активности — утомление»), «эмоциональная лабильность», «вычисляемая» как разница рангов цветов в первой и второй раскладках по предпочтению. Показатель «когнитивный компонент отношения» рассчитывается как суммарная детерминация отношения к другому присущими объекту оценивания описанными выше психологическими характеристиками (самооценка, дисгармоничность, доброжелательность, эмоциональная лабильность, потребность в активности, потребность в автономии). Этот показатель учитывает влияние на формирование субъективного эмоционального отношения объективных характеристик поведения и индивидуальности значимого другого.

 

132

 

В результате мы имеем шесть типов показателей, с разных сторон характеризующих эмоциональное состояние группы и каждого ее члена: 1) показатели эмоционального отношения к группе и группы к ее члену (результаты косвенного шкалирования); 2) индикаторы когнитивных установок в отношении общегрупповых тенденций взаимооценки и их попарных совпадений — расхождений (корреляции предыдущих показателей); 3) индикатор самооценки членов группы; 4) индикатор индивидуального эмоционального состояния каждого члена группы (интегральные показатели теста Люшера); 5) цветовой портрет каждого члена группы, доступный интерпретации в терминах универсальных эмоциональных значений цветов [3], [23] (цветовой эквивалент ГОЛ); 6) результаты шкалирования объектов. Те же показатели вычисляются для участвующих в исследовании учителей. Соотношения большинства из показателей могут быть представлены в едином семантическом пространстве, что снимает проблему их сопоставимости. Эти показатели могут быть использованы как для анализа индивидуального социально-психологического статуса членов группы, так и для сравнения различных групп между собой, что открывает новые перспективы в области сравнительной психологии групп. Это также позволяет объективировать индивидуальные проблемы, выделять группу риска психологической дезадаптации, давать обоснованные рекомендации и т.д.

Метод включает специально разработанную компьютерную программу, автоматизирующую все вычисления, а процедура опроса не утомительна даже для маленьких детей (время опроса одного испытуемого — 5–7 минут). В настоящий момент мы находимся на этапе анализа данных, полученных на более чем 140 классах (в общей сложности более 3000 детей всех возрастных групп и их учителей).

Конструктная валидность метода цветовой гетерооценки в группе. Конструктная валидность отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. Чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста [8; 10].

Универсальной «линейкой», с помощью которой косвенно измеряется отношение испытуемого к чему-либо в ЦТО, является ранжировка по предпочтению цветов теста Люшера. В результате получаемый конструкт интерпретируется как оценочный [3], [22]. Однако следует отдавать себе отчет в том, что это операциональная интерпретация. Содержательная интерпретация конструкта требует выяснения его психологического смысла. Очевидно, что конструктная валидизация должна касаться не только оценочного конструкта (ранга цвета, атрибутируемого объекту оценивания), но и психологического смысла самой ранжировки цветов по предпочтению в тесте Люшера.

Задача исследования конструктной валидности состояла в подтверждении следующих пяти гипотез, вытекающих из приведенных выше теоретических рассуждений:

1. Предпочтения цветов в тесте Люшера отражают характеристики Я-концепции (самоотношение) испытуемых.

2. Предпочтения цветов в тесте Люшера отражает «модель желаемого настоящего» испытуемых — как характеристику их потребностно-мотивационной сферы.

3. Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает как характеристики Я-концепции, так и отношение к значимому другому.

4. Ранг цвета, атрибутированного другому человеку, отражает степень удовлетворенности этим человеком.

5. Атрибуция цвета самому себе также отражает все перечисленные моменты, но уже как аспекты самоотношения.

Размер файла: 70.92 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров