Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

МИКРОДИНАМИКА ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ ДЕЙСТВИЯ

Проблема построения, развития и регуляции произвольных движений и действий привлекала внимание исследователей достаточно давно, однако, несмотря на серьезные успехи как в фундаментальных, так и в прикладных направлениях, в ней до сих пор остаются белые пятна и нерешенные задачи. Давно известно, что движения «регулируются чувствованиями» (И.М. Сеченов), «нуждаются в обратной связи» (Р. Вудвортс), но до сих пор неизвестно, как движения «управляются волей» (И. Ньютон). Видимо, причина состоит в том, что «движущие силы» живого движения, такие как разум, воля, чувства, эффект (подкрепление), обратная связь, рассматривались и до сих пор продолжают рассматриваться как внешние по отношению к нему силы, а не присущие ему самому, не находящиеся в его собственной биодинамической ткани. Указанная проблема не может быть решена до тех пор, пока движущие силы и механизмы построения и управления живым движением не будут обнаружены в нем самом, во внутренней форме его биодинамической ткани.

К настоящему времени автором работы совместно с В.П. Зинченко выделены две формы чувствительности движения: чувствительность к ситуации и чувствительность к собственному осуществлению, а также установлено наличие реципрокных отношений между ними [4]. Обнаружено, что их смена относительно временной оси может происходить с частотой три-четыре раза в секунду. Приспособительный и конструктивный смысл подобной смены очевидны. Ибо, если движение будет обладать максимальной чувствительностью к собственному осуществлению, оно окажется слепым к ситуации, вероятность изменения которой, как правило, выше ожидаемой. Если же движение на всем его протяжении будет максимально чувствительно к ситуации, то оно потеряет способность к внесению текущих коррекций по ходу осуществления и утратит свою эффективность. Другими словами, в первом случае движение будет напоминать спонтанные моторные персеверации, во втором — рывковые, баллистические броски, неподвластные текущим коррекциям, и лишь случайно достигающие цели.

Проблема состоит в определении минимального интервала: на какое время движение может быть выпущено из-под контроля и на какое время допустима

 

101

 

слепота к ситуации, является ли этот интервал постоянным или он определяется задачей, скоростью движения и другими обстоятельствами. Важная задача исследования состоит в поиске и определении локализации форм чувствительности относительно фаз действия, выделенных ранее с помощью микроструктурного и микродинамического анализа [3].

Хорошо известно, что любая форма чувствительности представляет собой виртуальную реальность, ибо ее невозможно наблюдать непосредственно и ее измерение осуществляется не прямо, а по тем или иным косвенным признакам. В настоящей работе для определения чувствительности движения используются значения психологической рефрактерности, характеризующие возможность оперативной перестройки текущего действия и организации нового действия. Высокие значения рефрактерности свидетельствуют о том, что организация нового действия затруднена, а чувствительность к возмущающим воздействиям минимальна. Напротив, низкие значения рефрактерности свидетельствуют об оперативной организации нового действия и, следовательно, о максимальной чувствительности к предметной ситуации и возмущающим воздействиям. При максимальной чувствительности к ситуации чувствительность к исполнению собственного движения падает, и наоборот, при понижении чувствительности к предметной ситуации чувствительность к исполнению повышается.

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

 

Цель исследования состояла в определении максимально точной локализации меняющихся форм чувствительности по отношению к стадиям и фазам действия. Задача заключалась в изучении динамики чувствительности быстрого движения. Объектом изучения были однокоординатные горизонтальные действия в задачах дискретного слежения, предметом — структура исполнительного действия, стадии и фазы, ее составляющие. В качестве методического приема использовалась экстренная цель, которая неожиданно предъявлялась испытуемым в разные моменты движения к основной цели с обязательным приоритетом ее обслуживания. Информативными показателями для анализа служили данные значений психологической рефрактерности. Величина рефрактерности определяется как разность между временем реакции на экстренную и на основную цели.

Методика исследования. Экспериментальная установка состояла из компьютера, оснащенного программой регистрации данных, графического планшета (NewSketch, Genius), устройства для оцифровки и ввода в компьютер закона движения пера. Тестовый материал состоял из стартовой и целевых позиций, отображенных на черном экране компьютера в виде квадратов белого цвета размером 9х9 мм и курсора в виде небольшой рамки белого цвета, отображающего текущее положение пера. Стартовый квадрат находился в центре экрана, справа от него предъявлялась основная цель, а слева — экстренная (рис. 1).

В исследовании приняли участие трое испытуемых с нормальным или корригированным зрением.

 

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Экспериментальный цикл состоял из 60 экспериментов по 50 проб в каждом, т.е. включал 3000 проб. Из них 1000 проб содержали экстренную цель и располагались в псевдослучайном порядке среди остальных 2000 проб, содержащих только основную цель. Всего использовалось 40 различных значений межстимульного интервала (МСИ) между предъявлениями основной и

 

102

 

экстренной целей от 20 до 780 мс с шагом в 20 мс. Каждое значение МСИ повторялось 30 раз.

Процедура эксперимента была следующей: каждая проба начиналась с того, что испытуемый должен был совместить управляемый курсор с центром стартового квадрата, затем через случайно варьируемый отрезок времени в правой части экрана по горизонтали появлялось изображение основной цели. В 30 % случаев через варьируемый МСИ в левой части экрана на той же горизонтали, что и основная цель, появлялась экстренная цель в виде белого квадрата того же размера. Проба завершалась, когда после того, как испытуемый совмещал курсор с основной целью (если экстренная цель отсутствовала) или с экстренной целью (если последняя предъявлялась) и удерживал курсор на той или иной цели в течение 300 мс, после чего картинка с экрана исчезала. Интервал между пробами составлял 500 мс (рис. 2).

До проведения эксперимента каждый испытуемый тренировался в решении основной двигательной задачи (без предъявления экстренной цели) для достижения устойчивого навыка управления и максимально возможной скорости выполнения движения.

 



Размер файла: 70.4 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров