Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ В ПОКАЗАТЕЛЯХ МЕТОДИК СТАНДАРТИЗОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ И ЛИСТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Работа выполнена при содействии фонда CRDF — Американского фонда поддержки гражданских исследований, RN1-421.

 

Проведено обследование трех групп российских подростков — групп нормы, риска и психиатрических пациентов, всего 258 человек. Во-первых, выявлено влияние факторов внутренних условий — психотических симптомов, диагностируемых с помощью полуструктурированного интервью K-SADS, — на психологические показатели по листам наблюдений Т. Ахенбаха и П. Фрика. Во-вторых, рассмотрены влияния на психологическое неблагополучие подростков факторов внешних условий: жестокого обращения, состава семьи, отношений в семье, криминализации подростка и нарушений практики воспитания (вследствие алкоголизации, лишения родительских прав, смерти родителей).

 

Ключевые слова: делинквентное поведение, клинические факторы психологического неблагополучия подростков, социальные факторы поведенческих расстройств.

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

В прошедшее десятилетие изучение психологических проблем подростка в изменившихся социальных условиях стало новым аспектом традиционного анализа тех факторов социального окружения, которые влияют на социальную и школьную дезадаптацию и усиливают криминализацию в подростковой среде. Основными задачами нашего исследования стали: оценка внутреннего — психологического — неблагополучия подростков, разведение в нем непатологической и патопсихологической (психотически обусловленной) симптоматики, различным образом связанных с риском отклоняющегося поведения (расстройств поведения, переходящих границу возрастных девиаций) и внешних факторов, увеличивающих риск делинквентного поведения.

Проведенное обследование российских подростков позволило осветить ряд проблем. Во-первых, это влияние социальных условий жизни ребенка на психологические особенности, проявляющиеся в тех или иных формах поведенческих расстройств. Среди таких расстройств важно различать возрастные девиации, связанные с личностным развитием в подростковый период, и девиантное

 

108

 

поведение, когда оно противоречит социокультурным нормам, но не выходит за рамки семейных взаимодействий или школьной дезадаптации, т.е. не имеет асоциальной направленности. При углублении девиаций, а также когда поведенческие расстройства начинают принимать антиобщественный характер и отражать активную деструктивную направленность, представляющую угрозу другим людям и нарушение правовых норм, говорят о делинквентном поведении [4]. Совершение правонарушений подростками — внешний критерий асоциальной направленности поведения, но не критерий диагностики той психологической реальности, которая обозначается термином «расстройства поведения».

Далее мы не будем различать риск совершения правонарушений и риск делинквентного поведения, акцентируя внимание на последнем и учитывая, что в обследованную нами группу риска, критерием для отнесения к которой являлись установленные поведенческие расстройства, попадали и правонарушители, и подростки, не совершившие противоправных действий, но оказавшиеся в детском распределителе (например, за бродяжничество) или закрытом спецучреждении, потому что именно в связи с их выраженными поведенческими проблемами от них отказались обычные общеобразовательные школы.

Во-вторых, необходимо учитывать соотношение, с одной стороны, переменных внутренних условий, порождающих психологические проблемы ребенка — эмоциональные, коммуникативные, когнитивные, — а с другой, внешне выраженных поведенческих расстройств, манифестирующих симптоматику психологического неблагополучия, которая выходит за пределы нормативных вариаций и даже может быть квалифицирована как психотическая, свидетельствующая о диагностических признаках психического заболевания. Делинквентное поведение в одних работах предстает как внешнее выражение психиатрического статуса подростка [2], [3], [9], а в других — как выражение его внутренних психологических проблем, связанных с неблагоприятными условиями социализации, но не являющихся проявлением болезни [5].

В-третьих, это конкретизация психологических переменных, сопутствующих или каузально связанных с развитием отклоняющегося поведения, т.е. взаимосвязи в системе внутренних условий развития психического дизонтогенеза.

Раскрытие взаимодействий внешних и внутренних условий развития ребенка в подростковый период, влияния социальных и психологических факторов на появление и рост показателей поведенческих расстройств было первой задачей проведенного в 1998–1999 гг. обследования российских подростков. Второй задачей стало представление результатов апробации на отечественных выборках трех методик, разработанных американскими авторами для диагностики отклоняющегося поведения, эмоциональных расстройств и психопатических проявлений у подростков.

А.Е.Личко проанализировал различия в подходах к диагностике психопатий у подростков в отечественной и американской психиатрии [3]. Однако за прошедшее с 1987 г. десятилетие была осуществлена более подробная дифференциация связей между поведенческими расстройствами и эмоционально-личностными девиациями в подростковый период как в отечественных исследованиях, так и в зарубежных. Ряд новых зарубежных диагностических методик ориентированы на DSM-IV (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders-IV), в частности, и примененное нами полустандартизованное интервью K-SADS [10]. Дополнительно обсуждаются психологические показатели психопатии, которые фокусируют эмоциональные и поведенческие расстройства, причем учитывая их коморбидные связи с личностными особенностями подростков [9].

 

109

 

Мы придерживались позиции, заявленной в отечественной литературе: нужно различать уровень расстройств и направленность поведенческих девиаций [2]. В зарубежной литературе принято различать «оппозиционное поведение» (чему в нашей литературе соответствует термин «протестное поведение»), связанное именно с пассивно-, а не активно-агрессивными девиациями [4], [9], от деструктивной направленности, активной и асоциальной агрессии; только при определенной глубине (стойкости) поведенческих расстройств применяется термин «делинквентное поведение».

В отечественной литературе используется также термин «допреступное поведение», когда собственно противоправных поступков еще не было, но совершенные действия свидетельствуют не только об асоциальных намерениях, но и о готовности подростка перейти грань уже не культуральных социальных норм, а норм закона. Подростки с таким поведением относятся к так называемой группе риска [6]. Критерием отнесения к данной группе являются именно внешние проявления поведенческих расстройств. Эти расстройства у подростков в группе риска могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии, иметь или не иметь патологическую составляющую психических девиаций, а также говорить о разных уровнях отклоняющегося (оппозиционного, девиантного или делинквентного) поведения. Решение этой дифференциальной задачи требует специальных усилий психолога и психиатра. Ниже мы будем говорить о риске делинквентного поведения как психологической симптоматике, выявляемой различными методиками, включающими шкалы оценки поведенческих расстройств.

Именно на основе применения психологических методик мы стремились диагностировать разные уровни поведенческих расстройств, а также связи их с переменными, свидетельствующими о психологическом неблагополучии или о психотической симптоматике. Психопатические личностные черты как сопутствующие поведенческим расстройствам обсуждаются чаще всего, когда речь идет о подростках, совершивших противоправные действия и характеризующихся стойкими личностными девиациями. В то же время сам факт личностных изменений может быть связан с процессами личностного развития, в том числе и девиациями в период так называемого пубертатного криза. Исследование акцентуаций характера не обязательно предполагает диагностику поведенческих расстройств. Из ряда личностных переменных показатель «психопатия», полученный по методике П.Фрика [9], был выбран нами именно за его связь с личностными изменениями, детерминируемыми социальными условиями жизни ребенка.

Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — эти факторы выступают на первый план при обсуждении нарушенной «социальной экологии» как условий жизни подростка. Тенденции криминализации подростковой среды рассматриваются в связи с такими факторами, как проживание ребенка в неполной семье, из-за чего он лишается необходимых моделей поведения для множества ситуаций, распространение в среде подростков курения и злоупотребление наркотическими веществами, внедрение в сознание агрессивных моделей поведения благодаря специальному построению программ телепередач (в частности, рекламы) [5]. Одной из наших задач стала конкретизация влияния ряда этих внешних факторов на психологическую симптоматику при сравнении подростков, представляющих группы нормы, риска и психиатрических пациентов с установленным — для двух последних групп — критерием поведенческих расстройств, а также правонарушений.

 

110

 

Итак, целями нашего исследования стали: 1) сопоставление разноуровневой — психотической и непсихотической — симптоматики, свидетельствующей о нарушениях развития подростков в группе риска и пациентов психиатрической клиники, также проявивших синдромы поведенческих расстройств и совершавших правонарушения; 2) установление тех переменных социального окружения ребенка, которые значимо влияли на психологические особенности и выраженность поведенческих расстройств.

 

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Нашими испытуемыми стали подростки в возрасте 14–17 лет, всего 258 человек, которые вошли в группы нормы (группа 1), риска (группа 2) и психиатрических пациентов (группа 3)1. Группу 1 составили учащиеся обычных образовательных школ Воронежа — 75 человек, группу 2 — 97 человек — подростки, обследованные в специализированных школах г. Котово и Москвы (те, от кого отказались обычные школы и кто характеризовался отклоняющимся поведением, включая совершенные правонарушения), а также обследованные в приемнике-распределителе Рязани, куда подростки попали в связи с бродяжничеством и совершенными правонарушениями.

66 подростков из группы 3 — психиатрической — находилось на принудительном лечении в Московской городской психиатрической больнице № 5. Все они после совершения различных правонарушений прошли комплексное судебное психолого-психиатрическое освидетельствование, были признаны невменяемыми и направлены судом на принудительное лечение с диагнозами: психопатия, шизофрения, органические поражения головного мозга, эпилепсия, патологически протекающий пубертатный криз.

Всего в группу 3 входило 86 человек. Еще 20 подростков, не совершавших правонарушений, были протестированы во время их лечения в обычной городской психиатрической больнице по поводу тех же заболеваний.

Учитывая полученное неравенство выборок, мы проконтролировали возможные эффекты переменных «пол» и «возраст» с помощью дисперсионного анализа. «Пол» не оказал значимых влияний на ЗП, а разница в «возрасте» между испытуемыми в группах 1, 2 и 3 внесла свой вклад в показатели переменных «тревожности», «злоупотребление алкоголем и наркотиками» по K-SADS (табл. 1).

 

 

 

 

 

Принадлежность к одной из трех обследованных выборок рассматривалась как основной фактор межгрупповой вариативности в контексте выявления значимых взаимодействий с внутригрупповыми различиями, связанными с переменными внутренних условий, включая психотическую — психопатологическую — симптоматику. В качестве таковых нами представлены показатели по шкалам K-SADS.

В исходном варианте K-SADS сочетает показатели, полученные в ходе опроса родителей, учителей и самого испытуемого. Заданные критерии для установления симптомов (21 шкала, или так называемые первичные диагнозы) опираются на использование информации, полученной из всех источников.




Размер файла: 107.51 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров