Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

Раскрываются основания и стратегия полидисциплинарных исследований проблем образования и развития детей дошкольного возраста, семейного воспитания, психологии и психотерапии семьи на ближайшую историческую перспективу. Дается краткая характеристика ключевых заделов в разработке данных проблем. Исходя из представлений о творческой природе детского развития, о саморазвитии как механизме становления общности «ребенок — взрослый», о культуротворческом потенциале современного дошкольного образования и семейного воспитания формулируются общая цель и задачи дальнейших исследований. Намечаются возможности преодоления традиционной парадигмы детства и детского развития, предлагается конструктивная альтернатива ей. На этой основе выделяются новые исследовательские приоритеты в следующих предметных областях: общие закономерности психического развития, дошкольное образование, семейного воспитание.

 

Ключевые слова: детство, психическое развитие, творческая природа развития, саморазвитие, проблематизация культуры, психическая общность, поли-дисциплинарный подход, развивающее дошкольное образование, семья, семейное воспитание.

 

 

...Развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодеятельный характер.

 

А.В. Запорожец. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1980)

 

Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО является ведущей организацией в области изучения проблем образования и развития детей дошкольного возраста, семейного воспитания, психологии и психотерапии семьи. Институт представляет собой комплексное, междисциплинарное научно-исследовательское учреждение, которое органично сочетает в своей деятельности фундаментальные (теоретико-экспериментальные) и прикладные (связанные

 

4

 

с решением задач проектирования образования, диагностики и коррекции развития, психологического консультирования и оказания психотерапевтической помощи населению) разработки. В качестве междисциплинарного учреждения он и был задуман его основателем и первым директором, выдающимся детским психологом Александром Владимировичем Запорожцем, чей 95?летний юбилей, как и 40?летний юбилей института, совпал с завершающим годом XX столетия.

На протяжении своей истории институт несколько раз менял имя — Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания (1960), Исследовательский центр семьи и детства (1992), Институт дошкольного образования и семейного воспитания (1998). Вносились коррективы в его научно-исследовательский профиль, менялась его структура. Однако во все времена он оставался уникальным научным центром, не имеющим аналогов в мировой практике. Этот статус создавался благодаря усилиям сформировавшихся в институте научных школ А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, Н.А. Ветлугиной, А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Л.А. Венгера — О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова, А.М. Фонарева, Ф.А. Сохина и других. Наследие этих школ сегодня развивается не только в лабораториях института, но и на кафедрах дошкольной педагогики и психологии во многих педагогических вузах России, в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца при Московском комитете образования, в других учреждениях. Именно оно выступает тем «капиталом», с которым науки о человеческом детстве «стартуют» в новом столетии, в новом тысячелетии.

 

1. ИЗ ИСТОРИИ ИНСТИТУТА

 

Институт в его нынешней форме создан в структуре Российской Академии образования на базе реорганизованного Исследовательского центра семьи и детства РАО в соответствии с Постановлением Президиума РАО от 29 января 1998 г. В свою очередь, ИЦ семьи и детства был образован в 1992 г. путем реорганизации Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР (ныне — РАО). Таким образом, упомянутое Постановление Президиума РАО, по существу, открыло возможность для возрождения НИИ дошкольного воспитания (НИИДВ) на новом организационном уровне.

НИИДВ был организован в системе АПН в 1960 г. С самого начала по инициативе А.В. Запорожца в институте развернулись полидисциплинарные исследования проблем обучения, воспитания, психического, психофизиологического и физического развития детей дошкольного возраста. Эти исследования осуществлялись совместными усилиями психологов, педагогов, философов, методологов, физиологов, гигиенистов, дефектологов, лингвистов, зоопсихологов и этологов. Наряду с учеными в них включились специалисты по прикладному искусству, позднее — по проектированию эргодизайн-сред, новым информационным технологиям и др. Результатом поисков разнопрофильного исследовательского коллектива НИИДВ явились оригинальные научные и проектные разработки, которые снискали широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Все это позволило совершить реальные прорывы по ряду магистральных исследовательских направлений. Во-первых, была существенно уточнена общая картина психического развития дошкольника, детализированы и раскрыты его отдельные аспекты. Во-вторых, с научных позиций впервые получил свою разностороннюю оценку подлинный вклад достижений раннего онтогенеза в развитие человека как индивидуальности и личности. В-третьих, были выявлены способы амплификации (обогащения) потенциала развития через многообразные виды деятельности ребенка: предметные манипуляции,

 

5

 

игру, активное восприятие сказок и других произведений литературы для детей, конструирование, учение, элементарные разновидности труда, общение, а также различные формы художественно-эстетической деятельности. В-четвертых, были теоретически обоснованы, экспериментально проверены и практически апробированы наукоемкие модели обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ориентированные на принцип развития.

Деятельность НИИДВ традиционно отличали широкие, разнообразные и содержательные связи с практикой дошкольного воспитания. При этом подразделения и сотрудники института преследовали не только (и не столько) цели обобщения и тиражирования наличного педагогического опыта или внедрения своих разработок в сложившееся, «готовое» образовательное пространство. Они фактически создавали новый тип воспитательно-образовательной практики, который сейчас можно назвать инновационно-проектным. Практико-ориентированная продукция НИИДВ составляла прогрессивное «ядро» программно-методического обеспечения отечественной системы дошкольного воспитания.

В конце 1980?х — начале 1990-х гг. институт выступил инициатором реформаторского движения в дошкольном образовании. Идеология этого движения сформулирована в Концепции дошкольного воспитания (1989), подготовленной под эгидой НИИДВ. Примерно в то же время подразделения НИИДВ все более активно приступают к созданию образовательных программ нового поколения — «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик», технологий личностно ориентированного обучения и др.

Названные выше направления фундаментальных и прикладных разработок нашли свое развитие в исследованиях Исследовательского центра семьи и детства РАО (ИЦСД), ставшего в 1992 г. правопреемником реорганизованного НИИДВ, а с 1998 г. — в исследованиях Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, организованного на базе ИЦСД.

В период с 1993 по 1999 гг. ИЦСД и затем ИДОСВ продолжал выполнять функции головного научного учреждения в области разработки психолого-педагогических проблем дошкольного образования. Наряду с этим на передний план выдвинулась проблематика психологии и психотерапии семьи, а также вопросы психологии и педагогики семейного воспитания.

Наметились новые исследовательские приоритеты: анализ исторической, социокультурной и психолого-педагогической специфики современного типа детства; конструирование вариативных моделей развивающего дошкольного образования и семейного воспитания с учетом вышеуказанной специфики (в том числе — в аспекте преемственности дошкольного и начального образования); поиск способов построения личностно развивающих взаимодействий детей и взрослых (педагогов, родителей) в образовательной и внеобразовательной сфере, путей формирования у взрослых психологической готовности к организации таких взаимодействий; определение концептуальных оснований и создание технологий психологического консультирования и психотерапии семьи.

Обращение к новой проблематике позволило расширить спектр практических приложений результатов научных исследований. В ИЦСД и затем ИДОСВ создан ряд инновационных образовательных программ для дошкольных учреждений разного типа. Среди них: программы «Развитие» (в 1996 г. удостоена Премии Правительства РФ в области образования) и «Одаренный ребенок», программа дошкольной ступени в системе гимназического (развивающего) образования «Рекорд — Старт», Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, Программа развития двигательной активности и оздоровительной

 

6

 

работы с детьми 4–7 лет и др. Были подготовлены обеспечивающие реализацию этих программ комплекты методических и диагностических материалов.

Кроме того, за последние годы разработаны методики индивидуального, супружеского и семейного психологического консультирования, варианты программ семейного воспитания и психологических тренингов семьи, а также технологии оргконсультирования образовательных учреждений.

 

2. ПРОФИЛЬ ИНСТИТУТА

 

Общая цель исследований института — научное обеспечение процессов детского развития в условиях дошкольного образования и семейного воспитания. При этом объектом исследований является не сам по себе ребенок, даже если он изучается в системе определенных педагогических факторов, а целостная детско-взрослая общность, характеризующаяся различными формами воспитательно-образовательных взаимодействий взрослых и детей. Соответственно, предметом исследований выступают многоплановые закономерности, механизмы и условия ее становления — исторические, социокультурные, психологические, педагогические и др.

Исходя из этого институт в качестве комплексного (полидисциплинарного) фундаментально-прикладного научного учреждения берет на себя решение следующих задач:

анализ социокультурного статуса исторически нового типа детства, раскрытие его психологических и педагогических особенностей в контексте как сложившихся, так и складывающихся форм отношений мира детей и мира взрослых;

• обоснование наукоемкой стратегии развития системы дошкольного образования; определение тенденций и приоритетов семейного воспитания в современном обществе;

• исследование закономерностей психического развития детей и взрослых в условиях воспитательно-образовательных взаимодействий разного типа;

• разработка психолого-педагогических основ проектирования инновационного дошкольного образования и его программно-методического обеспечения;

• выявление условий и механизмов семейного воспитания, ориентированного на развитие личности ребенка и воспитывающих его взрослых;

• изучение проблем психологии семьи как новой области научного знания, разработка на этой основе принципов и технологий семейной психотерапии и семейного психологического консультирования;

• научно-методическая поддержка деятельности психологической службы дошкольных учреждений;

• создание нормативов и технологий гуманитарной экспертизы инноваций в сфере дошкольного образования, методов и методик организационного консультирования дошкольных учреждений;

• определение содержания и форм разнопрофильной и разноуровневой профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области дошкольного образования и семейного воспитания, консультативной и психотерапевтической помощи семье.

Цель, объект, предмет и задачи исследований института отражают его научный профиль.

 

3. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

 

Положения о творческой природе детского развития и его самодетерминации, о саморазвитии (А.В. Запорожец) как механизме становления общности «ребенок — взрослый» субъектом культуры, о культуротворческом потенциале современного дошкольного образования и семейного воспитания являются ключевыми концептуальными и ценностными ориентирами

 

7

 

исследований института. Данная ориентация отвечает духу Конвенции о правах ребенка, принятой 44?й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1989). Так, в статье 31(2) Конвенции провозглашается «право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни», указывается на необходимость предоставления детям «соответствующих и равных возможностей культурной и творческой деятельности...» (Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 401). Этим определяется выбор теоретико-методологической базы для решения конкретных проблем дошкольного образования и семейного воспитания.

 

В общеметодологическом плане исследования института опираются на философскую доктрину созидательной деятельности как основы человеческого развития и саморазвития (Б. Спиноза, И. Кант, И.-Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс) и на опыт ее осмысления современными философами (Э.В. Ильенковым, Э.Г. Юдиным, Г.С. Батищевым, В.П. Ивановым, В.С. Библером, Ф.Т. Михайловым, Ю.М. Бородаем, В.А. Лекторским, Л.К. Науменко, Ж.М. Абдильдиным, К.А. Абишевым, А.А. Хамидовым и другими). Методологическую опору мы находим также в идеях философов, логиков и литературоведов — И.А. Ильина, П.А. Флоренского, В.Б. Шкловского, М.М. Бахтина, И. Лакатоса, М.А. Лифшица; историков — М. Блока, А. Тойнби, А.Я. Гуревича; биологов-эволюционистов — А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, В.А. Вагнера; физиологов — А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна; антрополога Я.Я. Рогинского и других.

Теоретико-психологический контекст исследований института задан положениями конкретно-исторического подхода к психическому развитию человека и концепции его деятельностной сущности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, А.В. Брушлинский, М. Коул, Дж. Верч, Ю. Энгештрем, К. Хольцкамп и другие). Попытки конкретизации этих положений в рамках теорий учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и игровой деятельности (Д.Б. Эльконин), представлений об амплификации детского развития (А.В. Запорожец), культурно-исторической медиации развития человека (М. Коул, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин), творческом характере психического развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Т.В. Кудрявцев, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Б.Д. Эльконин), механизмах самодетерминации деятельности и источниках саморазвития личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Ильенков, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Ф.Т. Михайлов, Г.Г. Кравцов, А.Г. Асмолов, Е.О. Смирнова, А.В. Суворов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), становления человеческих общностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков), проектировании и «выращивании» образовательных систем как авангардной сферы социокультурной практики (В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков, Н.Г. Алексеев) создают фундаментальные предпосылки для разработки приоритетной тематики Института.

Избираемая направленность исследований требует обращения к идеям развивающего обучения и воспитания в их «первоисточном» историко-педагогическом (А. Дистервег, Ф. Фребель, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев) и современном теоретико-педагогическом (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.И. Махмутов) звучании. Наряду с этим продуктивным может оказаться диалог с гуманистическими традициями в философии и социологии семьи (Ф. Бэкон, М. Монтень, Г. Гегель, М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид, В.В. Розанов), в семейной психологии и психотерапии (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Берн, Т. Харрис, Н. Пезешкиан, В. Сатир, А. Менегетти), в семейной педагогике (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Б. Спок).

Неотъемлемая составная концептуального фундамента исследований института — богатое наследие сформировавшихся в нем научных школ А.В. Запорожца, его соратников, учеников и последователей.

 

Необходимость привлечения столь широкой теоретико-методологической базы продиктована следующим обстоятельством. Человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и

 

8

 

природу. Одним из симптомов осознания этого является возникновение на протяжении последних 60–70 лет таких научных областей, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), этнография детства (М. Мид), история детства (Ф. Ариес), экология детства (Ю. Бронфенбреннер), культурологически ориентированная теория возрастного развития «эго» (Э. Эриксон), генетическая эпистемология (Ж. Пиаже) и др.

К сожалению, мы по сей день не располагаем достаточно разработанной методологией полидисциплинарного изучения проблематики человеческого детства, на которую можно было бы опереться при проведении конкретных исследований. Однако есть основания полагать, что научные знания о детстве в обозримой исторической перспективе смогут стать синтетическим продуктом, производимым силами целого семейства разных дисциплин (общественно-гуманитарных, естественных и др.). На этой основе совершенно иной образ, видимо, приобретет и образовательная практика. Господствующее монодисциплинарное понимание детства и детского развития, на практико-организационном уровне неминуемо вырождающееся в ведомственное, уже сейчас утрачивает свой объяснительный потенциал. Оно не отражает исторически усложняющейся целостности исследуемого объекта (детства).

Серьезный изъян существующих подходов к обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (как традиционных, так и инновационных) состоит в их внеисторичности. Они не учитывают специфику исторически нового типа детства и детского развития, складывающегося на рубеже двух столетий, двух тысячелетий. Эти подходы рассчитаны на ребенка «вообще», который оторван от современной культурно-исторической ситуации своего развития. Речь идет не об антураже эпохи, в том числе ближайшей обстановке жизни нынешних детей — будь то куклы «Барби» и конструкторы «Лего», компьютерные игры и модернизированный репертуар детских телепередач. Речь идет об изменении статуса детства в системе человеческой культуры (Д.Б. Эльконин, Ф. Ариес, И.С. Кон и другие), что влечет за собой опосредствованное (линейно не детерминированное) изменение менталитета подрастающих поколений. Подобные изменения до сих пор практически не осмыслены представителями мира взрослых — учеными и практиками образования. Еще менее осмыслена природа опосредствующих эти изменения звеньев. Приступать к образовательным реформам без такого осмысления — значит действовать вслепую.

Попытки модернизировать содержание, методы и формы дошкольного образования опираются по преимуществу либо на интуицию, либо на здравый смысл. В итоге предлагаются частичные меры, направленные на усовершенствование наличных образовательных систем, но фактически не затрагивающие их фундаментальных оснований.

Сходную ситуацию мы наблюдаем и в области исследования психолого-педагогических проблем семейного воспитания, психологии и психотерапии семьи. Здесь доминирует абстрактная установка на изучение семьи, семейных отношений, их агентов (субъектов) вне культурно-исторической «рамки».

Размер файла: 120.5 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров