Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ДОВЕРИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НЕЗНАКОМЫМ ВЗРОСЛЫМ

Проведено экспериментальное исследование доверия дошкольников к незнакомым взрослым с помощью специально разработанной проективной методики в форме рисунков. Результаты исследования показали, что установка детей по отношению к незнакомым взрослым, характеристика взрослых и уровень доверия к ним имеют определенные возрастные изменения. Дети шести лет в общении с незнакомыми взрослыми в большей степени, по сравнению с другими возрастными группами, ориентированы на собственную личность. Переход от пяти к шести годам является наиболее определяющим в изменении доверия детей дошкольного возраста. Среди элементов ситуации взаимодействия ребенка и взрослого наиболее важное значение в доверии детей имеет пол незнакомого взрослого и число взрослых.

 

Ключевые слова: доверие, факторы доверия, безопасность, незнакомый взрослый, оценка незнакомого взрослого.

 

 

В социальной и возрастной психологии стало традиционным рассматривать доверие как важный компонент общения, определяющий характер протекания межличностных отношений и взаимодействий, некоторые особенности проявления социально-психологических явлений в малых группах. Несмотря на это, можно встретить немного работ, в которых доверие выступало бы в качестве самостоятельного предмета исследования. В частности, малоизученной проблемой является доверие детей дошкольного возраста к различным категориям людей, в том числе к незнакомым взрослым.

Важность разработки этой проблемы определяется рядом факторов. Во-первых, особенности доверительных отношений ребенка к взрослым и сверстникам следует рассматривать в качестве одного из условий и, одновременно, показателей развития личности ребенка. Наряду с другими этот показатель может быть использован для определения переходного периода, критического возраста. Во-вторых, уровень доверия ребенка к незнакомым людям играет значительную роль в безопасности ребенка, находящегося вне контроля со стороны родителей, знакомых, воспитателей. В данном случае речь идет о возможном похищении детей с различными целями. При этом дети часто пропадают из-за их высокой доверчивости и готовности следовать за взрослым, а не в результате заранее организованного и изначально насильственного похищения. В-третьих, знание об уровне и содержании доверия ребенка к знакомым (сверстникам, взрослым) и незнакомым людям позволяет избирательно и своевременно проводить воспитательную и психокоррекционную работу.

Проблема доверия активно разрабатывалась в зарубежной психологии, но в значительно меньшей степени подвергалась специальному анализу в отечественной психологии. В задачи статьи не входит детальное раскрытие содержания доверия как самостоятельного социально-психологического феномена, тем более, что в последнее время стали появляться работы такой направленности [20]. Однако необходимо выделить наше понимание термина «доверие» в сфере общения.

Обзор зарубежных ([15], [30], [33], [35]) и отечественных ([3], [14], [16], [17], [20], [21], [28]) работ позволяет выделить

 

38

 

ряд основных отличительных признаков доверия человека в сфере общения. Во-первых, доверие понимается как установка, ожидание. Во-вторых, доверие проявляется как избирательное отношение к другому человеку и является одной из ведущих характеристик межличностных отношений. В-третьих, доверие может проявляться в таких аспектах, как готовность человека принимать без критического анализа, «на веру» информацию, воздействие от другого человека и его готовность выдавать другому человеку личностно значимую информацию. В-четвертых, доверие сопряжено с чувством риска, личной безопасности (моральной, материальной, физической).

В зарубежной психологии проблема доверия детей рассматривается прежде всего в психоаналитических концепциях, в которых главное значение имеет понятие «базовое доверие», а также затрагивается в теории привязанности, которая, по мнению Е.О. Смирновой, оформилась в самостоятельную научную школу [25], [30], [32], [33].

В этих концепциях основное внимание уделяется первым стадиям психосоциального развития ребенка, когда наблюдается крайняя его зависимость от матери или других взрослых, проявляющих о нем заботу. У детей формируются психические модели значимых взрослых, удовлетворявших их потребности. Базовое доверие понимается в качестве фундаментальной установки человека, которая формируется на первом году жизни и во многом предопределяет дальнейшее психическое развитие ребенка и его взаимодействие с миром. Образование базового доверия ребенка происходит на основе чувств безопасности и защищенности, возникающих в результате установления определенного типа привязанности ребенка к значимым взрослым (как правило, матери), а также определенного характера удовлетворения физиологических и социальных потребностей. Базовое доверие формируется медленно, в течение ряда лет, начиная с младенчества и заканчивая юностью. Устойчивая тенденция к доверию во взрослом возрасте понимается как подражание этим архаическим формам зависимости, привязанности.

Несмотря на то, что указанные концепции имеют мощный понятийный потенциал, который мог бы приблизить исследователей к пониманию глубинных слоев сознания [25], в них оказывается не раскрытым ряд важных вопросов, таких как содержание базового доверия к миру и стадии его дальнейшего развития, влияние социокультурных традиций на трансформацию базового доверия, взаимосвязь доверия к другим людям и к себе.

В отечественной психологии проблема доверия детей затрагивается косвенным образом, в контексте изучения различных аспектов развития общения детей, явлений межличностных отношений.

Бесспорный интерес для изучения этой проблемы представляет теория развития общения в онтогенезе, разработанная под руководством М.И. Лисиной [11], [22], [23]. С позиции этой теории можно обозначить несколько вопросов, имеющих непосредственное отношение к доверию детей.

Возникновение доверия в самом раннем детстве связано с выделением собственного Я, дифференцированным восприятием взрослых, с избирательным к ним отношением на основе оценки их полезности, значимости, безопасности.

У детей первого полугодия жизни отсутствуют элементы такого отношения к взрослым и миру в целом. Исходным и генетически первичным является существование взрослого в сознании ребенка как субъекта общения, уникальной и целостной личности. В этом возрасте отношения «Я – другой» слиты в сознании ребенка [23]. Взрослый лишен для ребенка какой-либо прагматической и функциональной определенности. Обращение ко взрослому побуждается только потребностью сначала выразить

 

39

 

свое отношение, а затем воспринять его отношение. У ребенка еще не сформированы представления о том, как должен вести себя взрослый по отношению к нему, и, следовательно, он принимает взрослого во всех его проявлениях. Такое отношение ребенка распространяется на всех взрослых. Поэтому применительно к данному возрасту можно говорить, скорее, о наличии «абсолютного», «чистого» доверия, которое имеет мало общего с доверием в его настоящем смысле.

Во втором полугодии начинает формироваться другой аспект отношения ребенка, когда взрослый существует в его сознании как конкретное существо, которое можно познавать, оценивать и использовать для своих нужд [23]. Второе полугодие можно предположительно рассматривать как исходный период жизни ребенка, в котором начинают закладываться и проявляться элементы избирательно-доверительных отношений к другим людям. В этом возрасте взрослый уже рассматривается ребенком в качестве средства удовлетворения потребностей и познавательной активности. Ребенок начинает различать взрослых и содержание их воздействий. Он воспринимает взрослого не непосредственно, а через свои собственные ожидания, следовательно, у ребенка складываются внешние и внутренние ориентиры, без которых доверие невозможно.

Проявление доверия в дошкольном возрасте может быть связано с доминирующей формой общения, преобладающим содержанием коммуникативной потребности. Так, изменение содержания потребности дошкольников в общении со взрослыми заключается в проявлении уважительного отношения окружающих, взаимопонимания и сопереживания со стороны взрослых. Для этого возрастного периода характерен переход от внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми к внеситуативно-личностной форме общения [11]. В последнем случае важное значение приобретают элементы личностной доверительности. Е.О. Смирнова выделяет такие важные характеристики отношения ребенка ко взрослым, как доверие, подражательность, чувствительность к поощрениям и наказаниям, которые способствуют успешному усвоению детьми новых знаний [22].

С позиции рассматриваемой теории развития общения в онтогенезе, возникновение доверия ребенка к другому человеку может определяться уровнем удовлетворения его коммуникативной потребности в процессе общения с этим человеком. Как пишет М.И. Лисина, «характер взаимоотношений детей с другими людьми зависит от того, насколько общение с ними соответствует уровню развития коммуникативной потребности, достигнутой данным ребенком» [11; 108]. Если общение с партнером складывается так, что при этом удовлетворяется содержание коммуникативной потребности, то ребенок почувствует к нему симпатию, доверие, станет предпочитать его другим людям, которые требуют при контакте с ребенком либо больше того, на что он способен, либо намного меньше.

Для понимания доверия детей нельзя обойти вниманием исследования, посвященные проблеме стабильных и критических периодов развития и возникающих при этом психических новообразований. Несмотря на сложность данной проблемы и неоднозначное понимание ее решения, в психологии принято связывать новообразования стабильного и критического периодов с изменениями отношений ребенка к другим людям (взрослым, сверстникам) и к себе. К психическим новообразованиям в сфере общения в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет разные авторы относят: произвольность общения, детерминацию общения не наличной ситуацией, а ее контекстом [9], выбор доверенного лица среди взрослых или сверстников, с которыми ребенок вступает в максимально открытые отношения [5],

 

40

 

«чувство социальной компетентности», которое проявляется в чувствительности ребенка к оценке своей социальной активности, в расширении круга значимых людей [6].

Вне зависимости от существующих подходов к пониманию общения дошкольников со взрослыми, важное значение имеет вопрос о возможных факторах возникновения доверия детей. Хотя специальные исследования таких факторов отсутствуют, интерес могут представлять работы, в которых вне контекста проблемы доверия изучались личностные особенности партнера по общению или совместной деятельности, вызывающие симпатию к нему [11], [12], [27], поведение авторитетных для ребенка взрослых [12], [36], личностные особенности субъекта доверия. В последнем случае речь может идти о конформности [10], тревожности [18], застенчивости детей [8], их способности к произвольной регуляции собственного поведения [24], рефлексии [2], антиципации [7], [34], распознаванию эмоций другого [4], [29], [31], формированию первичного образа другого [1] и др.

Доверие детей к разным людям (знакомым и незнакомым) имеет избирательный и специфический характер. Доверие детей к хорошо знакомым людям проявляется прежде всего в их готовности сообщать о себе, своем поведении значимую информацию. Это может конкретно выражаться в желании и реальной готовности ребенка поделиться своими любимыми игрушками, секретами, личными достижениями и успехами, а также проступками. Взаимодействие ребенка с незнакомым взрослым, когда рядом отсутствуют родители, воспитатели, соседи или другие хорошо знакомые люди, включает иное содержание. Например, одним из авторов данной статьи ранее было проведено исследование по изучению доверия детей пяти–семи лет к знакомым людям («мама», «папа», «брат или сестра», «бабушка или дедушка», «друг или подруга», «воспитатель») [19]. В целом было выявлено, что доверие дошкольников к хорошо знакомым людям имеет избирательный характер и возрастную динамику, в соответствии с которой на рубеже шестилетнего возраста происходят существенные изменения в доверительных отношениях детей.

Итак, обзор литературы показал, что непосредственное изучение доверия в возрастной психологии ограничено либо этапом младенческого развития [30], [33], либо подростково-юношеским возрастом [13], [20]. В настоящее время нерешенным является ряд важных вопросов, таких как особенности доверия у взрослых и у детей, роль доверия в личностном развитии дошкольников, факторы доверия дошкольников, доверие детей к различным категориям людей, возрастные закономерности изменения доверия дошкольников. Однако существующие подходы к изучению общения детей (например, теория развития общения в онтогенезе) могут выступить в качестве методологического ориентира для будущих исследований проблемы формирования и содержания доверия детей дошкольного возраста.

В рамках данного экспериментального исследования изучалось доверие дошкольников к незнакомым взрослым в ситуации кратковременного взаимодействия, когда отсутствуют родители, воспитатели или другие хорошо знакомые люди. В качестве эмпирического индикатора доверия детей выступала их готовность следовать за незнакомым человеком. В использованной нами исследовательской методике была заложена совершенно иная, по сравнению со многими другими исследованиями общения детей, ситуация взаимодействия ребенка и незнакомого взрослого. Такая ситуация является неопределенной для ребенка, так как она слабо представлена в его социальном опыте, в ней отсутствуют знакомые люди, которые при необходимости могут прийти на помощь. Это может вызывать у ребенка беспокойство, тревожность, страх и, как следствие,

 

41

 

настороженное и боязливое отношение к незнакомому взрослому.

Проявление ребенком доверия в таких жизненных ситуациях мы рассматриваем прежде всего в качестве показателя уровня его личностного развития. Он отражает имеющееся у ребенка устойчивое положительное или отрицательное отношение к незнакомому человеку, определенный характер ожидания намерений незнакомого человека и уровень установки на собственную безопасность, степень осознания возможных последствий проявления доверия. Это, в свою очередь, зависит от меры усвоения ребенком причинно-следственных связей в специфических социальных отношениях незнакомых людей.

Безусловно, в таком понимании доверие выступает в качестве важного фактора безопасности ребенка. В этом отношении важным представляется вопрос о наличии некоторого оптимального уровня доверия, который бы одновременно обеспечивал безопасность ребенка и не препятствовал его личностному развитию. На наш взгляд, этот вопрос представляется достаточно сложным, требующим специального исследования. Однако можно предположить, что крайнее недоверие или, наоборот, доверие ребенка, по сравнению с большинством детей соответствующего возраста, не является оптимальным показателем с точки зрения обозначенного вопроса.

Важно отметить, что доверие дошкольников к незнакомым людям должно иметь как определенную возрастную динамику, так и устойчивые индивидуальные проявления. Впрочем, это характерно и для других личностных и межличностных особенностей детей, таких как типы отношения ребенка к сверстнику в трудной ситуации [26], конформизм [10], тревожность [18], застенчивость [8] и др.

В данном исследовании решались следующие задачи:

а) изучение установки, ожидания детей дошкольного возраста по отношению к незнакомым взрослым;

б) изучение уровня проявления доверия дошкольников к незнакомым взрослым и закономерностей возрастных изменений доверия;

в) выявление роли различных факторов ситуации взаимодействия ребенка со взрослым в проявлении доверия детей.

Объектом исследования были выбраны дети пяти-, шести- и семилетнего возраста, посещающие детские дошкольные учреждения в Ростове-на-Дону. В каждой возрастной группе было исследовано по 25 детей. Общее число испытуемых 75 человек: 38 мальчиков и 37 девочек. Для контрольного сравнения также было обследовано 10 школьников в возрасте 8 лет. Таким образом, в исследовании приняло участие 85 детей. Исследование проводилось в форме индивидуальной работы с каждым ребенком (в среднем затрачивалось 40 мин)1.

Для решения поставленных задач была разработана «Методика изучения доверия детей к незнакомым взрослым людям». Она представляет собой расширенный и существенно усовершенствованный вариант методики, ранее созданной одним из авторов статьи [19]. Методический материал состоит из 11 карточек-рисунков, в которых отображены возможные типичные ситуации кратковременного взаимодействия ребенка с незнакомыми людьми на улице. В рисунках отсутствуют отдельные конкретные детали, например, черты лица незнакомого человека и ребенка. Данная методика состоит из двух форм, предназначенных отдельно для мальчиков и девочек. Таким образом, пакет стимульного материала включает 22 рисунка.

В рисунках отражены следующие категории ситуации взаимодействия ребенка и взрослого: ребенок — гуляет один или с другом (подругой); незнакомый взрослый — мужчина или женщина, или

 

42

 

вместе мужчина и женщина; степень удаленности ребенка от дома — ребенок играет рядом с домом или в отдаленности от него; присутствие знакомого взрослого — есть или нет поблизости от ребенка знакомый взрослый.

В каждом рисунке присутствует то или иное сочетание перечисленных категорий. Пример тестового задания представлен на рис. 1. В данном случае ребенок гуляет один рядом с домом, к нему обращаются двое незнакомых людей — мужчина и женщина, а в поле внимания нет знакомых взрослых.

Размер файла: 79.41 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров