Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

За каждым психологическим исследованием лежит - явно сформулированное или неявно подразумеваемое - определенное представление о природе человека. Так, в основе бихевиоризма лежит представление о человеке как организме; в этом случае, естественно, предметом рассмотрения являются взаимоотношения между организмом и средой, и человеческая психика анализируется в терминах стимула-реакции. В большинстве современных научных психологических подходов человек рассматривается как социальное существо (каковым он, без сомнения, является); в результате в центре внимания исследователей  оказываются социальные взаимодействия, социальное формирование и функционирование психики. Однако существует и иной взгляд на природу человека, который, не отменяя того факта, что человек является и живым организмом, и социальным существом, позволяет по-иному подойти к изучению ряда традиционных для психологии проблем. Мы имеем в виду традицию, развивавшуюся в отечественной философии, согласно которой человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо. Эта традиция связана с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна.

Так, Н.А. Бердяев с присущей ему образностью писал: "Человек - точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы" [4; 296]. Бердяев считал человека принадлежащим одновременно к двум мирам - миру природы и миру духа. "Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога" (там же. С. 297). Более того, в этой двойственности ведущая роль принадлежит тому, что внеприродно, вневременно.

Н.А. Бердяев характеризует важнейшую особенность двойственной природы человека, конкретизируя его одновременную принадлежность к духовному и к материальному: с одной стороны, человек сопричастен бесконечности, и эта сопричастность является важнейшим фактором его самосознания, с другой - поскольку как существо биологическое он конечен, его осуществления с необходимостью разворачиваются во времени - откуда постоянная неудовлетворенность этими осуществлениями.

Таким образом, по Н.А. Бердяеву, одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия и его деяний и его принадлежностью к вневременному - Н.А. Бердяев говорит о "пребывающей в человеке вечности" (там же. С. 310).

На это же указывает и С.Л. Франк - один из самых интересных и глубоких русских философов. Он указывает не только на противоречие между временным и вневременным и на их сосуществование, но и на необходимую связь между ними. Сущность этой связи состоит в следующем: "... самый общий смысл самобытия заключается, очевидно, в том, что в его лице безграничное выступает в конкретной форме ограниченного" [10; 834]. Таким образом, бесконечное, вневременное проявляется во временном; более того, оно является его основанием. Духовное, вневременное бытие является основанием бытия телесного, временного; мало того, оно является его осмысляющим основанием.

 

44

 

телесного, временного; мало того, оно является его осмысляющим основанием.

           Таким образом, двойственная природа человека конкретизируется как сосуществование в человеке временного и вневременного аспектов, причем в этом соотношении вневременной аспект является носителем смыслов и осмысляющим основанием временного.

Весьма существенное и крайне плодотворное в психологическом отношении развитие этой темы мы находим у М.М. Бахтина. Прежде всего это противоположность (при одновременном сосуществовании) смыслового содержания жизни и ее пространственно-временного развертывания. Подход М.М. Бахтина скорее философско-психологический, он показывает, что противоречие между духовным и материальным аспектами бытия (которое уже конкретизировано как противоречие между его смысловым и пространственно-временным аспектами) является напряженным противоречием, пронизывающим жизнь конкретного индивида, более того - формирующим ее основу.

Отметим две чрезвычайно важные идеи, развиваемые М.М. Бахтиным: первая - о том, что субъективная целостность личности является смысловой целостностью, и вторая - о "техничности" пространства и времени; т. е. о том, что для человека пространство и время (а тем самым и его действия, которые разворачиваются в пространстве и времени) являются средством реализации его смысловой организации. Более того, в другой своей работе он говорит об ответственности человека за эту реализацию [3].

М.М. Бахтин утверждает наличие в жизни человека пространственно-временных и содержательно-смысловых аспектов: "пространственно-временная определенность и эмоционально-волевые тона и смыслы" (там же. С. 125). Соотнесенность смысловых и пространственно-временных аспектов существования есть, собственно, соотнесенность смысла и действительности.

В связи с тем что на человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию, становление человека обретает форму определения себя в мире - самоопределения. И здесь М. М. Бахтин указывает на одну чрезвычайно важную характеристику самоопределения (на которую указывали также и психологи, в частности Л. И. Божович, что мы подробно обсуждали в другой работе [6]) - его ориентированность в будущее. Таким образом, двойственная природа человека, наличие в его жизни ценностно-смысловых и пространственно-временных  аспектов выводят нас на проблему самоопределения, которая с необходимостью подразумевает рассмотрение будущего. И здесь М. М. Бахтин проводит различение, важность которого с психологической точки зрения трудно переоценить, а именно различение между временным и смысловым будущим, которое имеет важнейшее значение для самоопределения: "осознавать самого себя активно - значит освещать себя предстоящим смыслом; вне его меня нет для себя самого" (там же. С. 105).

Таким образом, смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, как область, ценностно мотивирующая личностное развитие. Тем самым смысловое будущее играет первостепенную роль в личностном самоопределении.

Итак, работы М.М. Бахтина позволяют сделать шаг от чисто философского представления о двойственной природе человека к его психологическому осмыслению. Важнейшими моментами для нас являются различение пространственно-временного и ценностно-смыслового аспектов человеческого существования, их конкретизация в смысловом и временном будущем и их роль в личностном самоопределении человека.

Обратимся теперь к работе одного из наиболее философски ориентированных отечественных психологов - С.Л. Рубинштейна - "Человек и мир", анализ которой дан в статье А.С. Арсеньева, на которую мы и будем ссылаться [1].

 

45

 

Для С.Л. Рубинштейна центральным является отношение "Человек - Мир", в его рамках он характеризует двойственность человека как противоречие между конечностью и бесконечностью. И для него также это противоречие, лежащее в основе двойственной природы человека, является порождающим противоречием, причем причастность человека к бесконечному (пространственный аспект; М.М. Бахтин говорит о вневременном) становится основанием его целостности.

Так же как М.М. Бахтин рассматривал соотношение вневременного и временного (вневременное проявляется во временном, находит в нем свое выражение), С.Л. Рубинштейн рассматривает соотношение бесконечного и конечного: "Бесконечность  "просвечивает" ... во всех формах отношения Человека к Миру, составляя внутреннее содержание личностного развития, трансцендирования". И далее: "Личностное развитие может быть понято как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в Индивиде" (цит. по [1; 143]). В подтверждение этого положения А.С. Арсеньев ссылается на весьма авторитетный список имен: "Можно было бы указать десятки крупнейших мыслителей, так понимавших личность. Например, при всем их различии, сходятся в этом Л. Фейербах, К. Маркс, Н. Бердяев, М. Бахтин, К. Домбровский, К. Роджерс (и вся гуманистическая психология) и многие другие" (там же. С. 143). Эти два аспекта двойственной природы человека могут быть обозначены как "вертикальная" и "горизонтальная" размерности. Таким образом, указанную выше двойственность А.С. Арсеньев, вслед за С.Л. Рубинштейном, обозначает как противостоящие друг другу вещное и духовное измерения мира. При этом "в области же "человек - Мир" и Человек, и Мир имеют и то и другое измерение (здесь точнее говорить не "сознание и материя-, а "духовность и телесность")" (там же. С. 149).

Итак, человек является двойственным, духовно-материальным, бесконечно-конечным, вневременно-временным существом. Эта двойственность является порождающим противоречием, задающим его собственно человеческое существование. Эти два аспекта человеческого существования могут быть описаны как две размерности - "вертикальная" и "горизонтальная", причем "вертикальная" составляющая осмысляет человеческое существование, обеспечивая   его   ценностно-смысловое единство; проявляется же и реализуется она в "горизонтальной" составляющей. Обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение. Существенной особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего - смысловое и временное будущее.

Далее мы покажем, как этот подход может быть реализован в конкретном психологическом исследовании. Психология имеет дело со смертным индивидом, реализующим себя в пространственно-временном ряду своей жизни; и здесь мы еще раз сошлемся на М.М. Бахтина, говорящего именно о конкретной ценности смертного человека. "Только ценность смертного человека дает масштабы для пространственного и временного ряда: пространство уплотняется как возможный кругозор смертного человека, его возможное окружение, а время имеет ценностный вес и тяжесть как течение жизни смертного человека" [3; 130 - 131].

Таким образом, нам необходимо рассмотреть единство ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека.

В психологии имеется понятие, характеризующее единство аффективных и пространственно-временных аспектов человеческой жизни - это введенное Л. Франком и широко использовавшееся К. Левиным понятие жизненного пространства личности [12]. Поскольку мы стремимся отразить единство, с одной стороны, пространственно-временных, а с другой - внепространственных и вневременных аспектов человеческого существования,

 

46

 

и вневременных аспектов человеческого существования, мы предпочитаем ввести термин "жизненное поле личности", свободный от пространственных ассоциаций. Мы определяем жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. В жизненном поле личности симультанно представлены значимые личностные смыслы и пространство реального действования прошлого, настоящего и будущего - психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее. С психологической точки зрения прошлое существует как опыт, будущее - как проект, а настоящее - как действенность.

Психологическое прошлое, настоящее и будущее несут различные функции и находятся между собой в сложном взаимодействии, собственно и конституирующем жизненное поле личности, функции компонентов которого мы определяем следующим образом.

Психологическое прошлое - воплощение прошлого опыта (в онтогенетическом аспекте итог реализации возрастных задач).

Психологическое настоящее - саморазвитие (самопознание и самореализация).

Психологическое будущее - обеспечение смысловой и временной перспективы.

Мы постулируем следующие соотношения между компонентами жизненного поля личности.

I. Психологическое прошлое:

а) по отношению к психологическому настоящему задает границы и характер саморазвития, обусловливает его успешность или неуспешность (эффективность - неэффективность).

Как правило, прошлый опыт в значительной мере обусловливает те направления и сферы жизнедеятельности, в которых человек реализует себя. Кроме того, на основе прошлого опыта формируются представления относительно собственной успешности или неуспешности действования в определенных областях ("Это я делаю хорошо" или "Это у меня никогда не получалось");

б) по отношению к психологическому будущему обеспечивает, придает уверенность либо подрывает, делает сомнительным.

На основе прошлого опыта, успеха или неуспеха в реализации тех или иных задач у человека формируются ожидания по отношению к своему будущему; в будущем также прогнозируется либо успех, либо неудача.

II. Психологическое настоящее:

а) по отношению к психологическому прошлому реализует итог прошлого развития, но при этом обладает корригирующими и терапевтическими возможностями, может компенсировать неудачи в решении предшествующих задач. Обретение нового опыта может расширить границы представлений человека о своих возможностях и снять привычные ограничения;

б) по отношению к психологическому будущему в зависимости от эффективности-неэффективности саморазвития задает будущее как:

осмысленное или бессмысленное;

структурированное или неструктурированное;

активное (планируемое) или пассивное (случайное).

Позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил.

III. Психологическое будущее:

а) по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает.

Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь

 

47

 

те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его;

Размер файла: 80.16 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров