Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

За каждым психологическим исследованием лежит - явно сформулированное или неявно подразумеваемое - определенное представление о природе человека. Так, в основе бихевиоризма лежит представление о человеке как организме; в этом случае, естественно, предметом рассмотрения являются взаимоотношения между организмом и средой, и человеческая психика анализируется в терминах стимула-реакции. В большинстве современных научных психологических подходов человек рассматривается как социальное существо (каковым он, без сомнения, является); в результате в центре внимания исследователей  оказываются социальные взаимодействия, социальное формирование и функционирование психики. Однако существует и иной взгляд на природу человека, который, не отменяя того факта, что человек является и живым организмом, и социальным существом, позволяет по-иному подойти к изучению ряда традиционных для психологии проблем. Мы имеем в виду традицию, развивавшуюся в отечественной философии, согласно которой человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо. Эта традиция связана с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна.

Так, Н.А. Бердяев с присущей ему образностью писал: "Человек - точка пересечения двух миров. Об этом свидетельствует двойственность человеческого самосознания, проходящая через всю его историю. Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы" [4; 296]. Бердяев считал человека принадлежащим одновременно к двум мирам - миру природы и миру духа. "Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога" (там же. С. 297). Более того, в этой двойственности ведущая роль принадлежит тому, что внеприродно, вневременно.

Н.А. Бердяев характеризует важнейшую особенность двойственной природы человека, конкретизируя его одновременную принадлежность к духовному и к материальному: с одной стороны, человек сопричастен бесконечности, и эта сопричастность является важнейшим фактором его самосознания, с другой - поскольку как существо биологическое он конечен, его осуществления с необходимостью разворачиваются во времени - откуда постоянная неудовлетворенность этими осуществлениями.

Таким образом, по Н.А. Бердяеву, одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия и его деяний и его принадлежностью к вневременному - Н.А. Бердяев говорит о "пребывающей в человеке вечности" (там же. С. 310).

На это же указывает и С.Л. Франк - один из самых интересных и глубоких русских философов. Он указывает не только на противоречие между временным и вневременным и на их сосуществование, но и на необходимую связь между ними. Сущность этой связи состоит в следующем: "... самый общий смысл самобытия заключается, очевидно, в том, что в его лице безграничное выступает в конкретной форме ограниченного" [10; 834]. Таким образом, бесконечное, вневременное проявляется во временном; более того, оно является его основанием. Духовное, вневременное бытие является основанием бытия телесного, временного; мало того, оно является его осмысляющим основанием.

 

44

 

телесного, временного; мало того, оно является его осмысляющим основанием.

           Таким образом, двойственная природа человека конкретизируется как сосуществование в человеке временного и вневременного аспектов, причем в этом соотношении вневременной аспект является носителем смыслов и осмысляющим основанием временного.

Весьма существенное и крайне плодотворное в психологическом отношении развитие этой темы мы находим у М.М. Бахтина. Прежде всего это противоположность (при одновременном сосуществовании) смыслового содержания жизни и ее пространственно-временного развертывания. Подход М.М. Бахтина скорее философско-психологический, он показывает, что противоречие между духовным и материальным аспектами бытия (которое уже конкретизировано как противоречие между его смысловым и пространственно-временным аспектами) является напряженным противоречием, пронизывающим жизнь конкретного индивида, более того - формирующим ее основу.

Отметим две чрезвычайно важные идеи, развиваемые М.М. Бахтиным: первая - о том, что субъективная целостность личности является смысловой целостностью, и вторая - о "техничности" пространства и времени; т. е. о том, что для человека пространство и время (а тем самым и его действия, которые разворачиваются в пространстве и времени) являются средством реализации его смысловой организации. Более того, в другой своей работе он говорит об ответственности человека за эту реализацию [3].

М.М. Бахтин утверждает наличие в жизни человека пространственно-временных и содержательно-смысловых аспектов: "пространственно-временная определенность и эмоционально-волевые тона и смыслы" (там же. С. 125). Соотнесенность смысловых и пространственно-временных аспектов существования есть, собственно, соотнесенность смысла и действительности.

В связи с тем что на человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию, становление человека обретает форму определения себя в мире - самоопределения. И здесь М. М. Бахтин указывает на одну чрезвычайно важную характеристику самоопределения (на которую указывали также и психологи, в частности Л. И. Божович, что мы подробно обсуждали в другой работе [6]) - его ориентированность в будущее. Таким образом, двойственная природа человека, наличие в его жизни ценностно-смысловых и пространственно-временных  аспектов выводят нас на проблему самоопределения, которая с необходимостью подразумевает рассмотрение будущего. И здесь М. М. Бахтин проводит различение, важность которого с психологической точки зрения трудно переоценить, а именно различение между временным и смысловым будущим, которое имеет важнейшее значение для самоопределения: "осознавать самого себя активно - значит освещать себя предстоящим смыслом; вне его меня нет для себя самого" (там же. С. 105).

Таким образом, смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, как область, ценностно мотивирующая личностное развитие. Тем самым смысловое будущее играет первостепенную роль в личностном самоопределении.

Итак, работы М.М. Бахтина позволяют сделать шаг от чисто философского представления о двойственной природе человека к его психологическому осмыслению. Важнейшими моментами для нас являются различение пространственно-временного и ценностно-смыслового аспектов человеческого существования, их конкретизация в смысловом и временном будущем и их роль в личностном самоопределении человека.

Обратимся теперь к работе одного из наиболее философски ориентированных отечественных психологов - С.Л. Рубинштейна - "Человек и мир", анализ которой дан в статье А.С. Арсеньева, на которую мы и будем ссылаться [1].

 

45

 

Для С.Л. Рубинштейна центральным является отношение "Человек - Мир", в его рамках он характеризует двойственность человека как противоречие между конечностью и бесконечностью. И для него также это противоречие, лежащее в основе двойственной природы человека, является порождающим противоречием, причем причастность человека к бесконечному (пространственный аспект; М.М. Бахтин говорит о вневременном) становится основанием его целостности.

Так же как М.М. Бахтин рассматривал соотношение вневременного и временного (вневременное проявляется во временном, находит в нем свое выражение), С.Л. Рубинштейн рассматривает соотношение бесконечного и конечного: "Бесконечность  "просвечивает" ... во всех формах отношения Человека к Миру, составляя внутреннее содержание личностного развития, трансцендирования". И далее: "Личностное развитие может быть понято как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в Индивиде" (цит. по [1; 143]). В подтверждение этого положения А.С. Арсеньев ссылается на весьма авторитетный список имен: "Можно было бы указать десятки крупнейших мыслителей, так понимавших личность. Например, при всем их различии, сходятся в этом Л. Фейербах, К. Маркс, Н. Бердяев, М. Бахтин, К. Домбровский, К. Роджерс (и вся гуманистическая психология) и многие другие" (там же. С. 143). Эти два аспекта двойственной природы человека могут быть обозначены как "вертикальная" и "горизонтальная" размерности. Таким образом, указанную выше двойственность А.С. Арсеньев, вслед за С.Л. Рубинштейном, обозначает как противостоящие друг другу вещное и духовное измерения мира. При этом "в области же "человек - Мир" и Человек, и Мир имеют и то и другое измерение (здесь точнее говорить не "сознание и материя-, а "духовность и телесность")" (там же. С. 149).

Итак, человек является двойственным, духовно-материальным, бесконечно-конечным, вневременно-временным существом. Эта двойственность является порождающим противоречием, задающим его собственно человеческое существование. Эти два аспекта человеческого существования могут быть описаны как две размерности - "вертикальная" и "горизонтальная", причем "вертикальная" составляющая осмысляет человеческое существование, обеспечивая   его   ценностно-смысловое единство; проявляется же и реализуется она в "горизонтальной" составляющей. Обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение. Существенной особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего - смысловое и временное будущее.

Далее мы покажем, как этот подход может быть реализован в конкретном психологическом исследовании. Психология имеет дело со смертным индивидом, реализующим себя в пространственно-временном ряду своей жизни; и здесь мы еще раз сошлемся на М.М. Бахтина, говорящего именно о конкретной ценности смертного человека. "Только ценность смертного человека дает масштабы для пространственного и временного ряда: пространство уплотняется как возможный кругозор смертного человека, его возможное окружение, а время имеет ценностный вес и тяжесть как течение жизни смертного человека" [3; 130 - 131].

Таким образом, нам необходимо рассмотреть единство ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека.

В психологии имеется понятие, характеризующее единство аффективных и пространственно-временных аспектов человеческой жизни - это введенное Л. Франком и широко использовавшееся К. Левиным понятие жизненного пространства личности [12]. Поскольку мы стремимся отразить единство, с одной стороны, пространственно-временных, а с другой - внепространственных и вневременных аспектов человеческого существования,

 

46

 

и вневременных аспектов человеческого существования, мы предпочитаем ввести термин "жизненное поле личности", свободный от пространственных ассоциаций. Мы определяем жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. В жизненном поле личности симультанно представлены значимые личностные смыслы и пространство реального действования прошлого, настоящего и будущего - психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее. С психологической точки зрения прошлое существует как опыт, будущее - как проект, а настоящее - как действенность.

Психологическое прошлое, настоящее и будущее несут различные функции и находятся между собой в сложном взаимодействии, собственно и конституирующем жизненное поле личности, функции компонентов которого мы определяем следующим образом.

Психологическое прошлое - воплощение прошлого опыта (в онтогенетическом аспекте итог реализации возрастных задач).

Психологическое настоящее - саморазвитие (самопознание и самореализация).

Психологическое будущее - обеспечение смысловой и временной перспективы.

Мы постулируем следующие соотношения между компонентами жизненного поля личности.

I. Психологическое прошлое:

а) по отношению к психологическому настоящему задает границы и характер саморазвития, обусловливает его успешность или неуспешность (эффективность - неэффективность).

Как правило, прошлый опыт в значительной мере обусловливает те направления и сферы жизнедеятельности, в которых человек реализует себя. Кроме того, на основе прошлого опыта формируются представления относительно собственной успешности или неуспешности действования в определенных областях ("Это я делаю хорошо" или "Это у меня никогда не получалось");

б) по отношению к психологическому будущему обеспечивает, придает уверенность либо подрывает, делает сомнительным.

На основе прошлого опыта, успеха или неуспеха в реализации тех или иных задач у человека формируются ожидания по отношению к своему будущему; в будущем также прогнозируется либо успех, либо неудача.

II. Психологическое настоящее:

а) по отношению к психологическому прошлому реализует итог прошлого развития, но при этом обладает корригирующими и терапевтическими возможностями, может компенсировать неудачи в решении предшествующих задач. Обретение нового опыта может расширить границы представлений человека о своих возможностях и снять привычные ограничения;

б) по отношению к психологическому будущему в зависимости от эффективности-неэффективности саморазвития задает будущее как:

осмысленное или бессмысленное;

структурированное или неструктурированное;

активное (планируемое) или пассивное (случайное).

Позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил.

III. Психологическое будущее:

а) по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает.

Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь

 

47

 

те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его;

Размер файла: 80.16 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров