Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

В настоящее время большинство методов психологической диагностики умственного развития разрабатывается преимущественно на материале либо школьных программ (например, ШТУР), либо житейских понятий (тест Векслера). Но и те, и другие даже вместе не охватывают все информационное поле, которое ежедневно приходится перерабатывать, осмыслять школьнику. Умственное развитие, понимаемое в широком плане как процесс присвоения культурно-исторического опыта, не ограничивается содержанием школьного образования и дружеского общения. Одним из важнейших источников умственного развития являются средства массовой информации, которые способствуют освоению совершенно особого класса понятий из области экономики, политики, культуры, науки [11].

Тема понимания текста, связи умственного развития и умения схватывать смысл текстов разного типа (учебных, научных, художественных и т. д.) привлекает внимание многих психологов [3], [6], [10] и др. Однако исследований особенностей понимания газетных текстов гораздо меньше [см., например, 10], но это вовсе не означает, что освоение массовой информации менее важный вопрос для умственного развития, чем учебной информации или любой другой.

В нашем исследовании понимание текста массовой информации выступает одним из показателей умственного развития молодого человека. Нахождение смысла сообщения в СМИ требует логической обработки воспринимаемого материала, знания определенного круга понятий, т. е. определенного уровня интеллектуальных навыков. Поэтому мы считаем, что диагностика уровня понимания газетного текста должна быть включена в систему изучения уровня интеллектуального развития учащихся. При этом уровень понимания текста СМИ может находиться в сложных, неоднозначных взаимосвязях с уровнем общего умственного развития, измеряемого с помощью традиционных тестов (это объясняется предпочтениями в освоении той или иной информации — школьные программы, СМИ, внешкольная деятельность). Целью нашего исследования являлась диагностика уровня понимания газетного текста, причем понимание рассматривается нами как один из критериев умственного развития личности.

 

126

 

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ

 

Разработанный нами тест понимания массовой информации ориентирован на норматив. При его подготовке мы исходили из требований к психическому развитию, которые общество выработало в реальном опыте включения в общественную жизнь современных молодых людей. Бурное развитие общественной жизни нашей страны в последние несколько лет выдвинуло новые требования к пониманию политической ситуации в обществе, экономическим, экологическим, культурным проблемам. Неизвестные ранее ситуации в жизни страны и отдельного человека, новые термины, свежие темы — вот тот эмпирический материал, которым обновляется сегодня мышление школьника. “Исторически детерминированные перемены в жизни людей с необходимостью изменяют их мышление: в него вторгаются новые понятия, а в уже освоенных открываются новые признаки” [5]. Новое нормативное содержание было обнаружено и проанализировано, во-первых, на основе сегодняшних знаний, интересов и предпочтений старшеклассников в области массовой информации, во-вторых, на основе содержания современных средств массовой информации, в-третьих, на базе возникших словарей новых терминов. Для этого был разработан и апробирован социально-психологический опросник для старшеклассников, анализировались современные газетные тексты, были четко определены и сформулированы новые понятия, появившиеся в общественной лексике, частично появляющиеся в новых словарях.

Выявив содержательный состав исследуемого нами процесса понимания газетного текста, мы смогли обратиться к форме и структуре диагностической методики.

Определяющее влияние на ход и результаты процесса понимания, безусловно, оказывает вся совокупность умственных действий — сравнение, обобщение, различение, абстракция, конкретизация, ассоциация, классификация, анализ и т. д. В качестве критерия в разработанном нами тесте выступили, во-первых, совокупность умственных действий: классификация, обобщение и осведомленность в терминах массовой информации, во-вторых, уровень понимания текста в целом.

Определение критерия и последующее создание теста проводилось нами на основе анализа и обобщения психологических исследований по проблеме понимания текста, а также на основе содержания уже имеющихся критериально-ориентированных тестов по диагностике умственного развития. Большую помощь в разработке методики нам оказали исследования Г. Г. Граник [3], которая выделяет две стороны процесса понимания — понимание смысла слов и словосочетаний и понимание общего смысла текста. Наша методика разрабатывалась на основе именно этого принципа. В тесте существуют задания на понимание только отдельных терминов, на понимание слов и словосочетаний и на понимание общего смысла текста.

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

 

На основе полученных с помощью созданного социально-психологического опросника данных был подготовлен содержательный материал для экспериментального теста. Газетные тексты для него в основном подбирались из изданий, называемых старшеклассниками самыми читаемыми и интересными, и изданий, которым старшеклассники доверяют (“Комсомольская правда”, “Московский комсомолец”, “Аргументы и факты”). Благодаря полученным данным были выявлены основные темы газетных материалов, к которым обращается старшеклассник: политика, экономика, культура. Это также позволило подобрать лексику, новые термины, с которыми школьники встречаются на страницах данных газет и каналов телевидения по выявленной тематике. Использовались политические, экономические словари, словари иностранных слов, толковые словари, а также словарь новых терминов, который помещал в своих номерах журнал “Русский язык в СНГ” в 1991 — 1993 гг.

Апробация теста включала три его варианта. Пилотажное исследование было

 

127

 

проведено в январе 1993 г. в Томске. Первый вариант теста состоял из одного субтеста и девяти газетных текстов. Время на выполнение теста не ограничивалось. Результаты апробации позволили внести существенные изменения во второй вариант теста. Изменился объем и структура заданий. Было решено сократить количество газетных текстов с девяти до шести (по два на каждую из областей информации — экономику, политику, культуру), так как на выполнение теста испытуемые потратили большое количество времени. Вопросы на понимание текста стали закрытыми. Задания субтеста получили больший объем, изменили свою структуру, т. е. стали более емкими и более простыми для обработки ответов. На основе эмпирических данных время для выполнения каждого субтеста, для прочтения каждого текста и для ответов на вопросы к текстам ограничивалось.

Второй вариант теста прошел апробацию в Москве в апреле-мае 1993 г. Испытуемыми были школьники средних школ №45 и 174 и слушатели Высших курсов МИДа. Параллельно с экспериментальной методикой со школьниками проводился и ШТУР.

Анализ результатов апробации второго варианта методики показал, что требуется продолжение работы по созданию окончательного варианта теста. Проверка сложности предлагаемых вопросов выявила тот факт, что уровень трудностей заданий не всегда отвечал критериям психологического теста II]. Это потребовало пересмотра некоторых вопросов и переформулировки некоторых предлагаемых заданий.

Третий, окончательный вариант теста был апробирован нами на выборке учащихся педагогического колледжа-лицея №2, школьников московской средней школы №28 и школьников экономико-математической гимназии №1512. Так как вопросы стали более сложными, можно со всей определенностью утверждать, что третий вариант методики обладает бо’льшей дифференцирующей силой. Процент правильных ответов получился в полтора раза ниже, чем в предыдущем варианте теста.

Таким образом, окончательный вариант теста состоит из трех субтестов (“Классификация”, “Обобщение” и “Осведомленность”), шести газетных текстов, шести листов вопросов к текстам. Методика, предназначенная для проверки понимания прочитанного текста, включает в себя кроме вопросов по содержанию задания, в которых нужно определить основную идею газетного материала, сформулировать заголовок к тексту и выбрать правильное из четырех предложенных значение терминов, встречающихся в данном тексте.

Три субтеста, а также три группы газетных материалов включают понятия, равномерно представляющие три области газетной информации — экономику, политику, культуру.

Вот, например, три задания из субтеста на осведомленность (нужно выбрать один из предложенных ответов):

1) одинаковыми по смыслу являются слова “легитимный” и: а) законный; б) либеральный; в) популярный; г) экстремальный;

2) эмбарго — это запрет на: а) высокие тарифы; б) пропаганду войны; в) ввоз и вывоз иностранных товаров; г) закупку определенного вида товаров;

3) триллером называют: а) книгу, фильм с захватывающим сюжетом; б) изощренное убийство; в) английский журнал о видеопродукции; г) музыкальное произведение.

Таким образом, тест имеет ряд отличий от существующих подобных тестов (в частности, от ШТУР [4], [8]).

Во-первых, особое содержание предлагаемых заданий. Если ШТУР основан на материале школьных программ, то данный тест — на материале средств массовой информации.

Во-вторых, сам тест не только состоит из заданий традиционного типа — на осведомленность, обобщение, классификацию, но и включает оригинальную методику для проверки понимания газетного текста с помощью вопросов к тексту, определения основной идеи текста, формулирования заголовка к тексту, выбора

 

128

 

правильного значения терминов, встречающихся в тексте.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Оказалось, что уровень выполнения заданий нашего теста зависит от двух факторов — возрастного уровня умственного развития и степени интереса к области общественных наук, экономике, социологии, культуре. Данные табл.1 убедительно свидетельствуют о том, что более успешно выполняют тест более старшие школьники и учащиеся специализированных учебных заведений, куда идет особый отбор и где помимо программы средней школы преподаются экономические, социологические дисциплины, предметы из области культуры.

Размер файла: 69.72 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров