Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ: ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Характерной особенностью развития научного знания на современном этапе является его своеобразная гуманитарно-экологическая ориентация. Ее смысл заключается в том, что человек пытается предохранить себя от возвращающегося бумеранга антропогенной деструкции природы. Эпоха натиска человека на природу закончилась или, во всяком случае, заканчивается. Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать Землю от собственного усердия не по разуму. Изменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная для жизни среда.

Влияние окружающей среды на различные структуры человеческой психики — область исследования настолько широкая, что охватывает практически все направления психологического знания. В нашем обзоре мы затрагиваем исключительно аспект взаимоотношений между человеком и пространственно-предметной средой его повседневного окружения, изучаемый самостоятельной отраслью психологического знания — психологией среды. Под пространственно-предметной понимается среда, элементами которой являются материальные, созданные человеком объекты, предметы, расположенные определенным образом в физическом пространстве.

Актуальность анализа развития данного направления, определения основных областей исследования и рассмотрения некоторых методологических вопросов обусловлена явным несоответствием характера организации окружающей человека пространственно-предметной среды его природе, что изначально деструктивно влияет на различные структуры человеческой психики, а впоследствии деформирует и разрушает личность.

Психология среды как самостоятельное научное направление окончательно сформировалась в первой половине 70-х гг., а до этого она развивалась в рамках таких метанаук, как экология человека и социальная экология. Исторически и семантически экология человека старше и шире по содержанию, чем социальная экология. Линия география человека — экология человека — социология зародилась в трудах Августа Конта в 1837 г. В настоящее время экология человека представляет собой комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида и личности с окружающей его природной и социальной средой. Социальная экология в современном ее понимании фактически зародилась одновременно с экологией человека в работах того же А. Конта, развитых Д. Миллем и

 

131

 

Г. Спенсером, но до 20-х гг. нашего века понятие и термин “социальная экология” в принятом ныне смысле не существовали. Социальной экологией называли раздел биоэкологии, исследующий общественных (“социальных”) животных, прежде всего насекомых. Видимо, в новом смысле термин “социальная экология”, а именно как объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (семейных и других малых социальных групп) с природной и социальной средой, впервые использовали американские социологи Р. Парк и Е. Берджес в приложении к теории поведения людских популяций в городской среде. Ученые использовали понятие “экосистема” в качестве системообразующей категории для характеристики города как результата взаимодействия большого числа индивидов. Предполагалось, что поведение человека будет приемлемым и желательным для системы в том случае, если окружающее пространство, среда “конгруэнтны” человеку; “неконгруэнтность” же деятельности индивида данному окружению является основой для возникновения фрустрации, тревожного состояния, что в свою очередь приводит к асоциальным поступкам [21].

Еще в 1916 г. Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека. В целом, период с 20-х гг. и до 60-х (60-е гг. принято считать началом системного изучения взаимодействия человека и окружающей среды именно в рамках психологической науки) можно назвать подготовительным этапом, включающим различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека тех мест, где он живет, работает и отдыхает, и оформление новых теоретических направлений в данной области.

Данный подход (“человеческая экология”) стал одним из наиболее влиятельных в западной социологии.

Существенное влияние на формирование эколого-психологического подхода к изучению взаимодействия человека и среды оказали работы этологов и орнитологов, изучавших пространственную ориентацию и видовое поведение животных. В 1960-е гг. в русле данного подхода появляются исследования, посвященные проблеме пространственной организации человеческого общения [13], [14], [30]. Изучение пространственного поведения человека базировалось на трудах этологов [9], [20] и орнитологов [16]. Внимание ученых было сфокусировано на территориальном поведении и регуляции расстояния у птиц и животных. В результате многочисленных исследований и с учетом разработанных в этологии и орнитологии положений Э. Холл выдвинул и обосновал понятие “проксемика”, которое имело отношение к изучению того, как человек бессознательно структурирует микропространство — определяет расстояние между собой и другими в условиях ежедневного общения” организует пространство в своих домах и зданиях и, в итоге, расположение самих городов [14]. Оригинальный подход Э. Холла к проблеме использования человеком пространства очень четко показал, как люди могут активно использовать и манипулировать физическим окружением с целью достижения желаемого результата в процессе взаимодействия друг с другом. Предложенные им четыре- типа дистанций отразили четыре принципиальных типа взаимоотношений: интимный, личностный, социальный, публичный.

В 1969 г. появляется монография Р. Соммера “Персональное пространство” [30]. Впервые этот термин был использован этологами [17], [15]. Ученые предположили, что каждое животное окружено “своеобразным пузырем”, который позволяет ему должным образом располагаться между другими животными. Позже Э. Холл и Р. Соммер адаптировали эту операциональную дефиницию к анализу регуляции пространства вокруг себя человеком. Так, Э. Холл определял персональное пространство как “небольшую защитную сферу или пузырь, который поддерживает, сохраняет и защищает человека от других” [14]. Р. Соммер обозначал персональное пространство как “площадь с невидимой границей, которая 

 

132

 

окружает тело человека и в которую может войти чужой” 30]. По его мнению, термин “персональное пространство” является самым используемым для объяснения пространственного поведения человека; вместе с тем его недостатком является то, что содержание данной категории выражает защитный механизм пространственного поведения, т. е. предполагает статичный, а не развивающийся характер этого феномена [4], [18], [25]. Тем не менее концепция персонального пространства Р. Соммера, безусловно, считается одной из базовых в трактовке пространственного поведения человека.

Таким образом, проксемика — наука, изучающая пространственное поведение человека, наряду с “человеческой экологией” является важным источником развития эколого-психологического подхода к изучению взаимодействия человека и среды, который лежит в основе современной психологии окружающей среды.

Возникший к концу 60-х гг. комплекс средовых проблем (кризисное состояние природной среды, разрушительное влияние города на человека) нашел отражение и попытку разрешения в работах представителей экологической психологии, чьи концепции основывались на теоретических положениях бихевиоризма. Наиболее известной является концепция “места поведения” Р. Баркера. Он объединил характеристики конкретных паттернов поведения, которые имеют место в определенное время и в определенном пространстве. Основным методом являлось наблюдение, сопровождаемое беспристрастным описанием событий. С помощью метода поведенческих карт составлялся список всех видов деятельности, осуществляемых в данном месте;

предварительно выбирались категории описания, затем фиксировались все поведенческие единицы, свойственные данной территории. В итоге исследователь получал сводную таблицу, позволяющую сравнивать места поведения между собой. Так, например, в 40-е гг. Р. Баркер изучал и сравнивал поведение детей в привычном для них окружении, а также в новой обстановке. Проведенные исследования показали, что разные дети ведут себя почти идентично в одной и той же среде, в то время как один и тот же ребенок может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых для него условиях [6], [7]. Подобные факты послужили основанием для вывода о возможности прогнозирования поведения ребенка путем организации определенного типа пространственной среды и использования этого в педагогической практике. По мнению Р. Баркера, полное описание существующих мест поведения дает возможность создавать новые типы сред с заданными свойствами и определенным типом деятельности [8].

Экологический подход Р. Баркера к изучению поведения человека в его окружении оказал существенное влияние на развитие и формирование взглядов, характеризующих современную психологию окружающей среды.

Не менее важным источником для развития эколого-психологического подхода явились исследования в области пространственной репрезентации окружающей среды, восприятия и оценки субъектом различных ее качеств. Особенно интенсивно работа в данном направлении проводилась в 60-70-е гг.; она объединяла теоретические подходы и эмпирический материал когнитивной психологии, психологии архитектуры и географии. Проблемы, которые поднимались в этом русле исследований, были связаны с изучением представлений людей об окружающем их пространстве, отражением физических характеристик среды в памяти человека, формированием и функционированием образа пространственного окружения — когнитивной карты.

Необходимо отметить работы, анализирующие пространственные представления о городе, те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней.

Одним из первых данную проблематику разрабатывал С. Троубридж (1913). Его исследование было посвящено изучению причин плохой ориентации некоторых людей в окружающем их городском пространстве. С использованием метода оценок направлений было показано, что причиной подобного поведения являются

 

133

 

грубые нарушения локализации объектов в “умственных образных картах”. Это исследование доказывало безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Изучению пространственных представлений человека и животных посвящена работа Э. Толмена “Когнитивные карты у крыс и человека” (1948). Им было разработано понятие “когнитивная карта”, под которым понимается особая ментальная структура переработки информации, поступающей от сенсорных органов, которая указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве.

Необходимо отметить вклад в развитие проблем пространственного познания Ж. Пиаже. Он считал, что по мере овладения пространственным поведением ребенок сначала спонтанно, а затем все более осознанно использует накопленный концептуальный опыт, который в результате своего развития и приобретает статус абстрактной системы познавательных операций, обеспечивающих адекватное отражение пространственных отношений.

Важным событием в изучении проблем восприятия и оценки субъектом городской среды стало появление работы [2]. К. Линч применил структурный подход к изучению образа типичного американского города, на основании чего были выделены и проанализированы инвариантные элементы, из которых состоит этот образ. Автор отмечает важность “хорошего” образа города для поддержания эмоционального благополучия человека. Интересен тот факт, что вводится категория осмысляемого пространства города, которая утверждает, что в образах города воплощается его смысл.

Размер файла: 67.12 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров