Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

РОЛЬ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Проблема соотношения стимуляции и мотивации имеет давнюю историю и уходит своими корнями в механистический принцип SR. В дальнейшем обнаружилось, что человеческое поведение нельзя трактовать как идентичный слепок внешнего воздействия. Так, К.А. Абульханова-Славская убедительно показала, что “подсказка” (вспомогательная задача) срабатывает лишь тогда, когда испытуемый существенно погружается в решение основной задачи [1]. Л.А. Венгер установил несоответствие между теоретической деятельностью дошкольников и возрастными особенностями детского интеллекта [5]. Л.В. Мищенко выявила высокую общность в структурах интегральной индивидуальности у высокомотивированных студентов 1 курса разных профилей [12].

Имеются и другие экспериментальные факты. По методике поэтапного формирования умственных действий удалось неуспевающих школьников поднять до уровня удовлетворительной аттестации [6]. В упомянутом выше исследовании Л.В. Мищенко у высокомотивированных студентов 1У курса разного профиля наблюдаются разные структуры интегральной индивидуальности.

Мы полагаем, что решить поставленную проблему можно путем специально организованного экспериментального исследования, учитывающего помимо высокомотивированных и группу низкомотивированных представителей разных социальных групп. Именно такой путь преодоления противоречия в понимании единства мотивации и стимуляции в рамках теории интегральной индивидуальности был осуществлен нами на примере исследования городских и сельских школьников с высокой и низкой мотивацией достижения успеха.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

Исследование проводилось в 1993 – 1994 гг. в г. Буденновске Ставропольского края в средних школах № 5 и № 7; в селе Курское Ставропольского края в средней школе № 2. Первоначально

 

97

 

в эксперименте приняло участие 190 человек. Из них городских школьников – 20, сельских – 70 человек. Возраст испытуемых составлял 13 – 15 лет. Экспериментальная работа проводилась в два этапа. На первом этапе диагностировалась у всех школьников степень выраженности мотивации достижения успеха. На втором этапе исследовались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: психодинамический уровень, или первичные свойства индивида, вторичные свойства индивида (качественные особенности психических процессов), личностный уровень и уровень метаиндивидуальности. Окончательное количество испытуемых составило 99 человек: в городской выборке – 59 человек,  в сельской – 40.

 Статистическая обработка экспериментального материала осуществлялась на основе корреляционного и факторного (центроидный метод Л. Тэрстоуна) анализа по программе “ANSTAT” из пакета прикладных программ “Многомерный статистический анализ” (Ялта, 1989 г.).

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ[1]

 

Показатели психодинамического уровня (первичные свойства индивида)

 

Показатель ригидности

Показатель 1. Применялась методика Р. Кеттелла “обратное письмо” [11]. Показатель ригидности вычислялся по формуле А-Вг+С, где А – количество букв при “прямом письме”, В – количество букв при “обратном письме”, г – коэффициент корреляции между “прямым” и “обратным” письмом, С – константа, равная разности между В и А.

 

Показатели экстраверсии-интроверсии

Показатель 2. Применялся модифицированный вариант методики Р. Кеттелла, условно называемый “Широта классификации” [11]. Показателем служило среднее количество объектов, включенных в одну группу по каждой тест-карте.

Показатель 3. Использовался модифицированный вариант методики Р. Кеттелла, условно называемый “Неструктурированные рисунки” [11]. Показателем служило среднее количество предметов, выделенных испытуемым во время просмотра всех тест-карт.

Показатели эмоциональной возбудимости

Показатель 4. Применялся эмоциональный вариант методики ТАТ [11]. Показателем служило среднее количество эмоционально окрашенных лексических единиц на одну тест-карту.

Показатель 5. Был использован модифицированный В.В. Белоусом вариант методики ассоциативного эксперимента К. Юнга. Показателем служило отношение латентного времени реакции на эмоционально значимые и нейтральные слова.

Показатели эмоциональной устойчивости

Показатель 6. Использовалась шкала “Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость”, фактор С 16-факторного опросника Р. Кеттелла (форма С) [10].

Показатель 7. Использовалась шкала “Низкая эрго-напряженность – высокая эрго-напряженность”, фактор Q 16-факторного опросника Р. Кеттелла.

                

98

 

Показатели вторичных свойств индивида

 

Показатели мнемической деятельности

 

Показатель 8. Исследовалась кратковременная память [7]. Показателем служило оцениваемое в баллах количество воспроизводимых слов и цифр в течение определенного количества времени.

Показатель 9. Испытывалась смысловая память [7]. Показателем служило оцениваемое в баллах количество воспроизведенных единиц и чисел.

Показатели мыслительной деятельности

Показатель 10. Применялась методика “существенные признаки” С.Л. Рубинштейна [7]. Показателем служила выраженная в баллах логичность и устойчивость способа рассуждения.

Показатель 11. Применялась методика “Исключение понятий” [7]. Показателем являлась выраженная в баллах способность к обобщению.

Показатель 12. Исследовалась особенность мышления по шкале “Интеллект”, фактор В 16-факторного вопросника Р. Кеттелла.

                       

Показатель личностного уровня

 

Показатели личностного уровня с 13-го по 26-й исследовались по опроснику Р. Кеттелла (форма С).

Показатель 13. Шкала “Шизотимия – аффектотимия” (фактор А).

Показатель 14. Шкала “Покорность – доминирование” (фактор E).

Показатель 15. Шкала “Рассудительность – беспечность” (фактор F).

Показатель 16. Шкала “Высокий уровень супер-эго – низкий уровень супер-эго” (фактор G).

Показатель 17. Шкала “Робость – смелость” (фактор Н).

Показатель 18. Шкала “Суровость – мягкосердечность” (фактор I)

Показатель 19. Шкала “Доверчивость – подозрительность” (фактор L).

Показатель 20. Шкала “Практичность – непрактичность” (фактор М).

Показатель 21. Шкала “Наивность – проницательность” (фактор N).

Показатель 22. Шкала “Самоуверенность – неуверенность” (фактор О).

Показатель 23. Шкала “Консерватизм – радикализм” (фактор Q1).

Показатель 24. Шкала “Групповая зависимость – групповая независимость” (фактор Q2).

Показатель 25. Шкала “Низкое самомнение – высокое самомнение” (фактор Q3).

Показатель 26. Степень выраженности мотивации достижения успеха по опроснику Мехрабиана, модифицированному М.Ш. Магомед-Эминовым [13].

 

Показатель уровня метаиндивидуальности

 

Для исследования использовалась “Техника репертуарных решеток” Дж. Келли (ТРР) [16]. Для получения показателей межличностных отношений по ТРР была проведена статистическая обработка каждой решетки по программе МГУ [13]. Были выделены следующие показатели.

Показатель 27. Количество конструктов[2].

Показатель 28. Доброта, доброжелательность[3].

Показатель 29. Веселость, разговорчивость.

Показатель 30. Скромность, стеснительность.

 

99

 

Показатель 31. Агрессивность, вспыльчивость.

Показатель 32. Верность, преданность.

Показатель 33. Строгость, требовательность.

Показатель 34. Трудолюбие, организованность.

Показатель 35. Хитрость.

Показатель З6. Высокомерие, самолюбие.

Таким образом, в исследовании использовались 7 показателей первичных свойств индивида (первый уровень ИИ); 5 показателей вторичных свойств индивида (второй уровень ИИ); 14 показателей личностного уровня (третий уровень ИИ) и 10 показателей уровня метаиндивидуальности (четвертый уровень ИИ) – всего 36 показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Показатели с 1-го по 12-й описывают, по нашему мнению, низший уровень интегральной индивидуальности; показатели с 13-го по 36-й – высший уровень интегральной индивидуальности.

 

Методика исследования мотивации достижения успеха

 

Все испытуемые в количестве 190 человек подверглись испытанию для выявления мотивации достижения успеха. Для этой цели был использован тест-опросник мотивации достижения Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [13]. Опросник предназначен для диагностики мотивации достижения успеха у старших школьников.

В ходе испытания были выделены две группы школьников с полярной мотивацией достижения успеха: с высокой мотивацией достижения успеха – 50 человек (из них городских школьников – 30, сельских школьников – 20) и группа школьников с низкой мотивацией достижения – 49 человек (из них городских школьников – 29, сельских школьников – 20). Таким образом, среди городских школьников 30 человек относятся к разряду высокомотивированных (ВМ), 29 – низкомотивированных (НМ). Среди сельских школьников 20 человек относятся к разряду высокомотивированных, 20 – низкомотивированных.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Была подсчитана корреляция всех 36 разноуровневых показателей свойств интегральной индивидуальности по формуле Спирмена. На основе матрицы интеркорреляций обнаружены специфические структуры интегральной индивидуальности как у городских школьников с высокой и низкой мотивацией достижения успеха порознь, так и у сельских школьников с высокой и низкой мотивацией достижения успеха в отдельности (узкий социум).

Полученные данные представлены в табл. 1 и 2.

Размер файла: 191.64 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров