Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Л ю б о в ь

Как-то зимой (14-го января 1982) американцы с волнением наблюдали на экранах своих телевизоров спасение пассажиров самолета, упав­шего в заледеневшую реку Потомак, около города Вашингтона. Обычно, в подобных случаях смер­тель­ной опасности людьми овладевает паника и тогда каждый стремиться в первую очередь спасти себя. Река замерзла, и пассажиры из упавшего самолета начали выскакивать на ближайшую льдину, а подлетевший вскоре вертолет стал подбирать их в специальную корзину, которую спускали на веревках. И тут телезрители увидели нечто совсем неожиданное: кто-то из пассажиров, выйдя на льдину, начал помогать другим подниматься в корзину вертолета.

        Процедура спасения была медленной, так что вертолету пришлось несколько раз улетать и возвращаться за новыми пассажирами, а незнакомец все подсаживал их со льдины в корзину. Когда вертолет прилетел, чтобы, наконец, подобрать и незнакомого героя. то тот исчез: очевидно он упал в ледяную воду и утонул. Так, помогая других, он сам погиб. Имя его осталось неизвестным, но спасенные им пассажиры будут всегда вспоминать его с благодарностью. “Нет большей любви, как кто положит жизнь свою за ближних своих.”

        Этот и подобные случаи героизма и самоотверженности побуждают задуматься над природой и источником того благородного чувства, которое мы называем любовью. Легко понять, когда люди в состоянии охватившего их страха спасают себя за счет других. Здесь ими руководит инстинкт самосохранения, который присущ всем живым существам. А жертвенная любовь — откуда она? Ведь она противоположна основному эволюционному принципу, согласно которому сильнейшие выживают за счет более слабых.

        В этой работе мы постараемся проникнуть насколько это возможно в сущность этой таинственной духовной силы, которая именуется любовь, и поговорим о ее природе и свойствах.

 

 

Лестница к Небу

 

“Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога … Бог есть любовь” (1 Иоан. 4:7-8).

 

На низших ступенях бытия — в мире микробов, насекомых, где господствует беспощадная борь­ба за существование — как будто все логично и понятно. А вот самоотверженность, любовь — это нечто особое, таинственное, явно противоречащее слепому инстинкту самосохранения.

        Парадоксально то, что поднимаясь выше по лестнице бытия, переходя к более развитым животным, всё чаще и явственнее наблюдаются случаи проявления жертвенности и нежных, альтруитических чувств. Иногда это выражается во взаимопомощи между животными одного рода. Например, волки и львы живут семьями и охотятся стаями. Самцы и самки распределяют свои заботы о детенышах и порой проявляют друг к другу очень нежные чувства. Если на низших ступенях бытия некоторые животные допускают друг к другу жестокость, когда, например, крокодил мать или “маугли” в случае голода пожирает своих детенышей или рыба — свою икру, то на высших ступенях животного мира любовь матери к своим детенышам возвышается до полного самопожертвования.

        Конечно, здесь можно возразить, что такое альтруитивное поведение необходимо для продолжения рода и потому тоже объяснимо в рамках закона эволюции. Однако на самой высшей ступени бытия, у людей, бескорыстие и самопо­жертвование могут достигнуть такой высоты и благородства, что их никак не объяснишь биологически-эволюцион­ны­ми принципами.

        Действительно, человек способен жертвовать собой не только для блага своих детей, но и ради совсем чужих — например, раздавать свои средства в помощь голодающим, опекать сирот, ухаживать за больными, ухаживать за прокаженными… От такой альтруистической деятельности он не только не получает никакой личной выгоды, но даже ставит в опасность свое благосостояние и жизнь.

        Больше того, человек способен любить своих врагов — людей, которые в принципе опасны ему. Это уже совсем идет в разрез основному закону природы и инстинкту самосохранения.

        Более глубокое рассмотрение тайн бытия, обнаруживает, что восхождение по лестнице жизни от простейших инфузорий к более совершенным животным и, наконец, к человеку идет не только по линии физического совершенствования и большей разумности, но и все большего “одухотворения” и благородства. Самым замечательным является то, что совершенствование в этих свойствах не ограничивается нашим физическим миром, но переходит в духовный мир ангелов и, наконец, завершается высшим Существом и Творцом всего, Которого мы именуем Бог!

        Действительно, чем более высокоразвито существо, тем возвышеннее его способность любить. Таким образом, становится очевидным, что если принцип самосохранения вытекает из слепых физических законов, то замечательная способность любить — это преимущественно нефизическое свойство, которое мы приобретаем по мере того, как приближаемся к Тому, сущность Которого есть всесовершенная и непостижимая Любовь (1 Иоан. 4:8).

        Следовательно, подлинное совершенствование состоит не только в развитии своего разума и душевных свойств, но именно в совершенствовании себя в бескорыстной любви.

        В этом плане высочайшим примером является Господь Иисус Христос. Будучи Сыном Божиим и пребывая в непреступной славе, Он оставил Свой прекрасный мир и спустился в нашу “долину плача,” разделил с нами наши тягости и скорби. Он страдал, чтобы нас избавить от страданий. Он умер, чтобы нам даровать жизнь. “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками … Ибо если мы, будучи врагами, примирились смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасаемся жизнью Его” (Рим. 5:8-10).

        Итак, способность любить нельзя вывести из физических законов. Любовь — свойство Творца, Который вложил ее в нас вместе со Своим образом и подобием. Вложив в нас способность любить, Бог возвысил нас над остальными тварями и приобщил к духовному миру. Так как Бог предназначил человека быть представителем двух миров (фи­зического и духовного), то, думается, поэтому Он и животных в известной мере наделил способностью любить, и, таким образом, сделав переход от низшего к высшему более последовательным и плавным.

        Но движение по лестнице нравственного совершенствования возможно не только вверх по направлению к Богу, но и вниз, в сторону все большего притупления духовных качеств и утраты благородных чувств. Так, от бескорыстной христианской любви можно опуститься на ступень низших животных и насекомых, где господствует беспощадная борьба за существование. Но это еще не предел. Ниже этого находятся противоестественные состояния вражды и злобы. На самых же глубинах удаления от Бога человек погружается в бездну демонской ненависти — этого тупой и бессмысленной жажды все разрушать и губить.

        Если чувство любви согревает, созидает и приносит жизнь, то ненависть все разрушает, калечит и уничтожает. Самым жутким является то, что люди, все больше уподобляющиеся демонам, начинают испытывать садистическое удовольствие в том, что причиняют страдание другим. Причем, в умерщвлении других не преследуется никакая прямая польза, как, например, в мире микробов, где один пожирает другого ради пропитания. Здесь же сам процесс издевательства и разрушения становится целью. Это жуткая, сатанинская бездна, черная дыра, из которой невозможно вырваться.

        Вот почему Христос призывает нас всячески бороться со своими недобрыми чувствами, и понуждать себя любить всех, вплоть до наших врагов. Хотя здравый смысл и практические соображения могут подсказывать нам, что надо постоять за себя, дать решительный отпор врагу, но для нашего же собственного духовного здравия правильнее будет на злобу ответить любовью. Надо научиться временные выгоды приносить в жертву вечному благу. Пусть люди считают нас чудаками, в той жизни обнаружится, кто был истинно мудрым.

        Господь знает, как трудно идти против очевидного и преодолевать свои низшие инстин­кты, и потому, чтобы помочь нам побороть недобрые чувства к врагам, Он заповедует нам молиться за них. Молитва несет в себе огромную духовную силу. Во-первых, она помогает преодолевать свои недобрые чувства, которые толкают нас в бездну злобы. Во-вторых, молитва за врага может помочь и ему одуматься, осознать свою ошибку и стать на правильный путь. Таким образом, спасая его и себя, мы примем участие в великом деле спасения человечества, ради которого сошел на нашу грешную землю Господь Иисус Христос.

        Итак, каждый раз, как мы преодолеваем свои недобрые чувства и, жертвуя выгодой и благополучием, проявляем любовь к другим, мы поднимаемся еще на одну ступень ближе к Богу.

        Люди ценят успехи в спорте, науке, в искусстве. Но совершенствование в любви — это подлинное и высшее совершенствование. Поэтому будем просить Бога научить нас любить всех, а больше всего Его — нашего Творца и Спасителя!

 

Таинственная

природа любви

 

Что такое любовь? Как определить это чувство, столь разнообразное в своем объекте и интенсивности? Когда говорим, например: “Я люблю горячий кофе с молоком,” или: “Я люблю своих детей” — то мы выражаем очень разные чувства: в первом случае мы просто высказываем свое предпочтение к чему-то, доставляющему нам удовольствие. Во втором — свою родительскую привязанность к дорогим нам существам.

        Любовь к Богу вытекает из чувства благодарности и благоговения к Нему, а любовь к несчастному, скажем, к сироте — из чувства жалости и сострадания к нему. Любовь между женихом и невестой, произрастает из совсем особых чувств, имеющих биологическое основание. Любовь к семье, к своему народу и к родине опять же содержит в себе совсем особые разновидности этого доброго чувства. Конечно, одна форма любви не исключает другую. Можно любить кого-нибудь за приятную внешность, а также за его душевные качества и, одновременно, жалеть его.

        Любовь большей частью приходит естественно, как бы сама собой. Легко любить того, кто нравится или сделал нам добро. Но иногда любовь требует внутреннего усилия — когда, например, надо любить человека, который не нравится или сделал нам зло.

        Если слово “любовь” выражает столь разные чувства — то, может быть, следовало бы и называть его по-разному. В греческом языке для этого существует три термина: словом “эрос” обозначается физическое, плотское влечение; словом “филия” — дружественные чувства, а словом “агапи” — возвышенная, духовная любовь. Причем, смешивать эти термины греческий язык не позволяет.

        Тем не менее нельзя отрицать и то, что при всем отличии разные виды любви имеют между собой и нечто общее, объединяющее. Этим общим является то приятное, радостное и светлое чувство, которое она доставляет и любящему, и любимому. Лейбниц определял любовь как “чувство радости, происходящее из счастья ближнего.” В сущности природа любви — непостижима: она как бы гость из того идеального и прекрасного мира, к которому подсознательно тянется наша душа, но который в своей полноте и совершенстве еще недоступен нам.

        Другим замечательным свойством любви является то, что она устанавливает таинственную связь, как бы перебрасывает невидимый мост между любящими существами, так что их чувства и желания начинают передаваться друг другу — причем совершенно спонтанно и даже на расстоянии. Кому незнакомы случаи в нашей жизни, когда радость или горе любимого нами человека мы воспринимали, как свои собственные? Библейская “Первая книга царств” иллюстрирует это связующее свойство любви на примере Ионафана и Давида. Ионафан, будучи царским сыном, имел все блага жизни. Однако ничего не доставляло ему радости, пока его друг Давид находился в опасности: “Он любил Давида, как свою собственную душу” и, чтобы помочь ему, был готов на любые жертвы (1 Цар 20 гл.).

        Еще любовь обладает притягательной и созидательной силой. Ярче всего это наблюдается во взаимном влечении между двумя влюбленными. Библия часто прибегает к примеру любви между женихом и невестой как подобию любви между Богом и праведными людьми. Вся книга “Песнь песней” (предположительно, написанная царем Соломоном) посвящена теме любви:

 

“Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал свое богатство за любовь, то он был бы отвергнут с презрением.” (8:6-7).

 

 Чтобы выкупить Рахиль, Иаков работал для ее отца Лавана долгих четырнадцать лет — и делал это с большой радостью, потому что сильно любил ее (Быт. 29 гл). Любовь Самсона к Далиле является примером всепоглощающей силы этого чувства (Суд. 16 гл.).

        Вообще любовь — это замечательное чувство — даже еще на своем несовершенном уровне. Первые отблески любви наблюдаются уже в царстве неразумных существ. Естественная или инстинктивная любовь основывается на взаимности и питается внешними выражениями, одолжениями, услугами, удовольствиями. Она является в виде любви семейной, родственной, племенной, дружественной и общечеловеческой. Она сближает людей и объединяет их в общество.



Размер файла: 116.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров