Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДА ДИАЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛУЧАЯ
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 96 — 06 — 80327.
Цель настоящей публикации — демонстрация
диагностических возможностей разработанного авторами метода диалогического
анализа случая.
Теоретические предпосылки исследования составляют
идеи Л.С. Выготского [4] и
М.М. Бахтина [1] о социальном генезе сознания, о
диалоге, который есть форма «самого бытия личности»; здесь психика понимается
как структура принципиально диалогическая, имплицитно содержащая различные
формы социальных внешних диалогов. Весьма близкие по своему содержанию мысли
присутствуют, на наш взгляд, в так называемой теории объектных отношений [9], [11], [13]. Эти идеи позволяют постулировать
принципиальную изоморфность, структурную тождественность внешнего диалога между
матерью и ребенком на ранних стадиях онтогенеза и внутреннего диалога в
структуре самосознания, содержащего в свернутом виде породившую его структуру
внешнего диалога. Сошлемся в этой связи на мысль Л.С.Выготского о тождестве
механизмов сознания и социального контакта: «Мать
обращает внимание ребенка на что-нибудь; ребенок,
следуя указаниям, обращает свое внимание
на то, что она показывает... Затем ребенок сам
начинает обращать свое внимание, сам
по отношению к себе выступает в роли матери» (курсив наш. — Е.С., Н.Б.) [4, т. 1;
11 6]. Иными словами, обычная линия культурно-исторического развития
сознания (и самосознания) подразумевает интериоризацию первичных образцов
родительского отношения и их существование в виде базовых паттернов внутреннего
диалога, причем материнский диалог является в определенном смысле первичным и
определяющим. Вместе с тем, если развитые, зрелые формы самосознания
характеризуются свернутостью ранних форм социального диалога, их встроенностью
в сложно организованную и иерархическую
62
архитектонику более поздних диалогических
напластований, сквозь которую первичный «материнский» диалог едва различим, то
при «дефицитарной», «диффузной» организации самоидентичности (термины О.
Кернберга) исходное диалогическое отношение доминирует, в каком-то смысле
оттесняет все остальные.
Как было показано нами ранее [5], [7],
особые отношения со значимыми другими (эмоциональная депривация, насилие),
интериоризуясь, трансформируются в структуру самоотношения, которое на
феноменологическом уровне проявляется в виде хронического чувства
эмоционального голода, навязчивого поиска материнской фигуры вовне, способной
компенсировать внутреннюю несамодостаточность, беспомощность, постоянный страх
потери и потерянности [5]—[8]. Выступая как переживания Я, и в
этом смысле как внешне монологические образования, эти чувства глубоко
диалогичны по своей природе, в них можно услышать отголоски разорванного
диалога со значимым Другим: обращения, вопросы, ожидаемые ответы, невысказанные
желания, обвинения, укоры и многое другое, что в своей застывшей форме
«неслышно» живет в скрытом в них внутреннем диалоге. Именно в силу этих причин
психотерапия с пациентами, имеющими заболевания пограничного круга, в
значительной своей части строится на основе материнского паттерна
психотерапевтического контакта, что означает прежде всего извлечение из
речевого потока «свернутых» обращений к терапевту как материнской фигуре,
которой первоначально адресованы требования любви, поддержки, разочарования и
боль утраты. Принимая отведенную ему роль, терапевт намеренно и осознанно
встраивается в специфический внутренний диалог, содействуя его развитию и
углублению, позволяет пациенту сделать себя мишенью его проективных
идентификаций, а затем изнутри, методом минимальных изменений, пытается
расшатать ригидную структуру внутреннего диалога [2], [7]—[9], [14]. Заметим, что в свете
предложенного понимания генеза пограничных расстройств личности терапевтическая
стратегия в своем пределе ориентирована на связывание воедино извне тех
социальных связей, которые были разорваны в раннем детстве пациента, и на
содействие проживанию и интериоризации альтернативного диалогического
отношения. Среди психотерапевтических методов (в нашей терминологии — функций)
особое место отводится использованию терапевтом так называемых контрпереносных
чувств, которые на начальных фазах терапевтического процесса выполняют функцию
все более глубокого и экстенсивного развертывания внутреннего материнского
диалога.
Существенной процессуальной характеристикой терапии,
своего рода маркером ее этапов, становится развертывание внутреннего диалога
пациента и трансформация в нем внешне монологических образований — жалоб,
симптомов, повествовательных высказываний — в диалогические отношения и
социальные контексты, внутри которых они возникли и структуру которых несут в
себе. Этот процесс сопряжен с дифференциацией прежде слитых с Я «голосов»
значимых Других, их разведением в пространстве и времени (здесь и теперь, там и
тогда, Я — Они), нахождением их действительного адресата из прошлого или настоящего.
Под диалогическим
анализом случая понимается реконструкция движения
63
внутреннего диалога, возможная благодаря особому
отношению к тексту[1], в котором мы стремились
увидеть не только устойчивые структуры и строго фиксированные смыслы, но и сам
процесс их порождения в ходе коммуникации пациента и терапевта. С этой целью
были разработаны специальные методы текстового анализа, основные принципы
которого будут изложены далее и проиллюстрированы в ходе развернутого анализа
случая.
1.
Ответно-диалогический метод
предполагает понимание каждого высказывания исходя
из множества разных коммуникативных контекстов. Сфокусированный на «полюсе»
пациента метод позволяет услышать в его репликах обращенность к событиям,
объектам, персонажам, находящимся за пределами актуального
психотерапевтического пространства и времени. В свою очередь, высказывания
терапевта также могут содержать как точные адресные послания вполне конкретному
пациенту в конкретный момент общения, так и разнообразные цитаты и отсылки из
других пространственно-временных, социальных и индивидуальных контекстов. Таким
образом выявляются взаимопереходы внешнего и внутреннего диалогов, что, в
частности, открывает доступ к феноменам проекции, переноса и контрпереноса.
2. Метод
внутридиалогического анализа текста позволяет обнаружить свернутые диалогические
отношения внутри отдельного высказывания, как бы инкорпорированные в нем. На
первом, формальном уровне анализа отмечаются логические несоответствия между
отдельными элементами высказывания (аграмматизмы, неологизмы, оговорки и пр.),
и таким образом определяются критические точки зарождения диалога. Для более
глубокого его 'понимания и реконструкции необходимо изменение точки отсчета —
смена внешней исследовательской объективной позиции на позицию вчувствования,
вживания в само высказывание и идентификацию с его субъектом. Следующий шаг
состоит в синтезе объективного и феноменологического уровней анализа текста,
благодаря чему более явственно прорисовываются образы того, к кому обращены
высказывания, и того, кто является их автором, а также их чувства друг к другу-
3. Метод
обнаружения конфликтных тем дополняет диалогические методы анализа текста, являясь процедурой
герменевтического (интерпретативного) типа, и широко применяется как в рамках
традиционной проективной парадигмы, так и в современных вариантах анализа
повествовательных текстов применительно к высказываниям пациента в
психодинамически ориентированной терапии [12].
По мере движения терапевтического процесса отмечалось появление некоторых тем,
по которым прослеживалась динамика внутреннего диалога; между темами
устанавливались связи, и мы переходили к описанию процесса организованного
развертывания внутреннего диалога.
Перейдем к диалогическому анализу случая К.[2]
Кратко остановимся на жизненной истории пациентки К. Ей 36 лет, образование высшее,
64
с мужем разведена, живет с дочерью-подростком, с которой складываются напряженные отношения, отсутствует «контакт», что стало особенно сильно беспокоить пациентку на фоне длительных и тягостных судебных разбирательств по поводу развода. На момент обращения к психотерапевту пациентка получает второе высшее платное образование, зарабатывает на жизнь самостоятельной практикой, ведет судебный процесс против мужа, связанный с дележом имущества. Обратилась к психотерапевту по поводу своего тяжелого «нервного» состояния.
Первый факт из биографии, о котором повествует сама К. и на который мы обращаем особое внимание, — смерть родной матери, происшедшая, когда пациентка пребывала в раннем детском возрасте. Отец К. — человек мягкий и нерешительный, к тому же начавший пить после смерти жены, — неоднократно приводит в дом «других женщин», которые смогли бы заменить К. мать. В конце концов девочка привязывается к одной из них, и та переходит жить в дом отца. Строгий, властный характер мачехи, провокации вины («если бы я тебе была родная мама, ты бы так со мной не поступала») формируют у пациентки мощный жертвенный авторитет мачехи. Под воздействием последней К. выходит замуж за нелюбимого человека и уезжает из дома. Рождается дочь. Муж К. настаивает в скором времени на рождении второго ребенка, чему К. подсознательно противится — выкидыши повторяются несколько раз. Незадолго перед обращением к психотерапевту К. переживает развод с мужем, всячески обвиняя последнего, выражаясь ее собственным образным языком, «схватываясь с ним смертной хваткой».
П е р в а я
т е м а обозначена нами как образ
значимого Другого и связанный с ним образ Я, структура этих образов и
ее изменения в ходе психотерапии.
Уже на первой
встрече отчетливо обнаруживается идеализация психотерапевта (Другой
воспринимается как идеал и одновременно неявно как объект зависимости и опоры),
что выражается в достаточно определенных высказываниях К. к концу встречи, когда
К. в ответ на периодически возникающий вопрос об ожиданиях по поводу терапии
говорит следующее.
Размер файла: 101.66 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела