Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ

Кросскультурные исследования в зарубежной психологии систематически ведутся с конца 50-х гг. нынешнего столетия. В них вовлечено более пятидесяти стран. Три журнала (International Journal of Psychology, Journal of Social Psychology и Journal of Cross-Cultural Psycjhology) публикуют материалы исключительно по данной области. Международная ассоциация по кросскультурной психологии начиная с 1972 г. регулярно проводит конференции в различных странах мира. В 1980-1981 гг. вышел первый учебник "Руководство по кросскультурной психологии" в шести томах: Перспективы; Методология; Основные процессы; Возрастная; Социальная и Патопсихология [24]. В начале 90-х гг. вышел второй учебник по кросскультурной психологии на немецком языке [31].

Первоначально, в 50-е гг., задачей кросскультурной психологии было выявление общих закономерностей психического развития. Но многочисленные факты подвергли сомнению идею об универсальности так называемых психологических законов. На смену старым пришли новые убеждения, которые гласили, что теории - это просто ограниченные обобщения, основанные на этноцентрическом видении реальности. С конца 50-х гг., когда ускорился процесс деколонизации, пишут А.Херон и Э.Кругер, "бессознательный этноцентризм социальных ученых был существенно подорван" [24; 7].

В настоящее время перед кросскультурными психологами встает вопрос о статусе: ограничивается ли смысл кросскультурных исследований в детской психологии поиском возможностей и возрастных границ в развитии ребенка или же нужно исследовать и то, как культурно-специфические особенности развития ребенка позволяют понять основы самой этой культуры. Как пишет Л.Экенсбергер [13], слово "культура" во многих современных кросскультурных исследованиях оказывается лишним. Оно не имеет самостоятельного смысла, тогда как единицей исследования в детской психологии должен быть тот или иной психический процесс развития, рассматриваемый в заданном культурном контексте. Очевидно, что подобные исследования должны быть междисциплинарными.

 

119

 

Руководство по кросскультурной психологии 1981 г. [24] содержит большой фактический материал. Однако интерпретация данных служит главным образом одной цели - подтвердить, дополнить, уточнить уже существующие в психологии теории. Приведенные в издании методы и методики исследования, в основном американские или европейские, в конечном счете также отвечают определенным уже существующим теоретическим подходам (социальное научение, конструктивизм), оставаясь в рамках этноцентрической установки.

Исследования по младенческому возрасту в кросскультурной психологии в основном группируются по следующим темам: 1) психомоторное развитие; 2) умственное развитие; 3) социальное развитие.

 

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Многочисленные исследования, проведенные на новорожденных, не показали существенных различий в неврологической зрелости между африканскими и евро-американскими группами обследованных детей [23].

Африканские младенцы при традиционном воспитании на первом году жизни опережают своих европейских и американских сверстников по ряду показателей, которым у африканских младенцев матери уделяли больше внимания в сравнении с американскими младенцами. Так, большинство матерей в Танзании и Кении считают "обучение" ходьбе и умение сидеть на первом году жизни важным, матери и старшие дети каждый день учат малышей тому, что можно было бы ожидать от них только спустя несколько месяцев [47]. Тренирующие процедуры состоят из структурированной практики, такой, как обеспечение тряпичными подпорками, когда ребенок сидит, или поддержка за ручки, когда ребенок стоит. К этому добавляется рутинное, ненамеренное обеспечение подобного научения. В Кении, например, младенцы проводят свыше 60% бодрствующего времени сидя, часто на чьих-либо коленях. Езда на спине няни также развивает мышцы спины, ягодиц, бедер, причем в большей степени, чем это удается американскому детскому стульчику [47].

В свою очередь, "лежачее поведение" у африканских младенцев реже развивается с опережением. Африканские малыши реже лежат во время бодрствования (10% по сравнению с 30% бостонских детей).

Экспериментальное исследование специфических обучающих процедур показало, что возраст хождения и ползания у европейских и американских детей может быть значительно понижен [32].

Исследования психомоторного развития у индийских младенцев в сравнении с американскими указывают на сходную картину сравнительно быстрого достижения превышающих возрастную норму стадий моторного развития, сопровождаемого физически стимулирующим уходом у индийских детей в раннем младенчестве и дальнейшим относительным падением темпа достижений [11], [40].

Итак, экспериментальные работы показывают, что характер обращения с младенцем, мягкие стрессы и определенного вида физическая стимуляция могут существенно повлиять на психомоторное развитие. А энергичные пассивные упражнения, такие, как растяжка и массаж, которые получают младенцы в ряде африканских и азиатских стран, а также ежедневная "езда на матери", возможно, являются аналогом некоторых экспериментальных исследований. Так, было обнаружено, что младенцы, которые подверглись процедуре вращения с умеренной скоростью в крутящемся кресле в течение 80 мин в целом за период в 4 недели,

 

120

 

впоследствии показали более продвинутое рефлекторное и моторное поведение по сравнению с контрольной группой [9], [24]. Важное значение имеют также физический контакт, тактильная, вестибулярная и мышечная стимуляции; факты указывают на значительно более высокие уровни этих видов стимуляции в доиндустриальных выборках. Например, во вторую половину первого года жизни американские младенцы находятся в физическом контакте с другим человеком около 30% времени бодрствования, тогда как сопоставимая конфигурация для младенцев из Кении, Ботсваны, Фиджи и индейцев майя (Гватемала) - около 60, 65, 57 и 64% соответственно [29].

Отметим, что модель социального научения, несомненно, позволяет получить интересные факты, касающиеся возможностей научения, но не более. Смысл кросскультурных исследований сводится здесь к тому, чтобы научиться у тех культур, где практика по развитию у ребенка определенных функций более структурирована или продвинута. Нам же кажется, что кросскультурные исследования должны быть ориентированы на то, чтобы изучать возможности и своеобразие культуры как уникальных условий развития ребенка. Мало понять условия, обеспечивающие опережающее психомоторное развитие, нужно понять, какой смысл данная культура отводит этому направлению развития в сравнении с остальными сферами жизнедеятельности взрослого человека. Так, например, Э.Эриксон, описывая детство в племенах американских индейцев, главным образом исходил из "целей и ценностей" культурного этноса того или иного племени. При этом от сохранения этих ценностей у конкретного индивидуума зависело его чувство идентичности как со своей культурой в целом, так и с самим собой в частности. Возможно, у племен в Кении развитость психомоторных навыков близко соотносится с их этническими ценностями.

 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

 

В кросскультурных исследованиях умственного развития младенцев применяются три основных метода: а) традиционные "психометрические тесты развития младенцев"; б) шкалы, вытекающие из теории Ж.Пиаже; в) измерение зрительного внимания к специфическим стимулам.

Психометрические тесты развития младенцев. Большинство традиционных тестов психического развития младенцев имеют шкалы когнитивного развития. Наиболее известными являются шкалы умственного развития Бейли, вербальные таблицы и таблицы адаптации Гезелла.

В Европе и Америке сравнение показателей умственного развития младенцев в зависимости от их социально-экономической принадлежности показало, что в выборке с высоким показателем СЭП (социоэкономического положения) младенцы в психометрических тестах обычно достигают более высоких результатов на втором году жизни и часто более низких по сравнению с другими выборками на первом году [4].

Исследования, использующие теорию Ж.Пиаже. Некоторые исследования умственного развития в неевропейских культурах используют тесты, разработанные на основании наблюдений Ж.Пиаже за развитием интеллекта в первые годы жизни. Их авторы интерпретируют полученные данные как подтверждающие представления Ж.Пиаже об умственном развитии ребенка в раннем возрасте.

Исследование, проведенное на Береге Слоновой Кости, показало, что младенцы сельских баулцевцев на месяц или на два опережали французских

 

121

 

младенцев в использовании вспомогательных средств и в развитии способности объединения предметов [12], [36]. В решении же задач, связанных с хватанием, исследовательскими действиями, сохранением постоянства предмета они обнаруживали одинаковые показатели умственного развития.

Однако некоторые исследователи данного направления не ограничиваются задачей получения фактов, характеризующих кросскультурные различия в решении детьми задач и выполнении тестов. Они, например, обращают внимание на то, что сама тестирующая ситуация может совершенно по-другому восприниматься детьми, воспитанными в традициях африканской культуры [12], [21]. Особенно очевидным это становится во время проведения теста на постоянство объекта, когда ребенок неоднократно фрустрируется тем, что предмет у него забирают (с целью использования в следующем этапе тестирования) как раз после того, как он уже достиг успеха в нахождении предмета. Предполагалось, что именно поэтому замбийские младенцы имеют тенденцию показывать лучшие результаты по пространственной шкале, чем по шкале сохранения предмета, в противоположность американским детям.

В исследованиях умственного развития еще более отчетливо выступает необходимость понимания смысла того опыта, который приобретает ребенок определенной культуры, иначе невозможно делать выводы о его умственном развитии. Любой приобретенный опыт для одних культур имеет значение, а для других - не имеет и в соответствии с этим имеет или не имеет отношение к умственному развитию ребенка.

Размер файла: 89.62 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров