Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ВОСПРИЯТИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Современная психология подчеркивает существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит литературе и особенно поэзии в развитии личности подростка.

В "Психологии искусства" Л.С.Выготским показано, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М.М.Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия стихотворения и активно опосредствующего процесс коммуникации поэта и читателя.

Поэзия, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности подростка. Поэзия становится одним из культурных средств, при помощи которого подростки выражают свои переживания. Интерес подростков к форме поэтического произведения обусловлен активным поиском средств самовыражения, индивидуализации, связанным в этом возрасте с контекстом интимно-личностного общения.

Предметом нашего исследования являются особенности структуры и развития восприятия отдельных аспектов формы поэтического текста в подростковом и юношеском возрасте. Его общая цель - выявить возрастно-психологические изменения восприятия поэтической формы и поэтического стиля в связи с развитием личности подростка. Гипотеза заключается в том, что динамика восприятия поэзии проявляется в переходе от ориентации в подростковом возрасте на внешнюю композиционную

 

                                                                 32

 

форму к опоре на архитектоническую смысловую форму в юношеском возрасте.

В психологической литературе развитие восприятия поэтической формы в подростковом и юношеском возрасте рассматривается в контексте изучения детской или подростковой одаренности и эстетического развития. Выделяемые исследователями показатели развития эстетического восприятия можно разделить на три группы.

1. Социологические - показатели литературного вкуса. Здесь обычно выясняются любимые поэты и поэтические произведения, мотивы их предпочтения.

2. Педагогические - это средние оценки по литературе, экспертные оценки сочинения по картине, по поводу музыкального или литературного произведения.

3. Психологические - различные факторы запоминания, понимания, эмоционального акцентирования деталей поэтического текста.

Однако при этом остаются невыясненными основные факторы эстетического развития личности подростка, в частности динамика восприятия поэтической формы. C целью выяснения этого нами был проведен эксперимент.

Задачи эксперимента. 1. Описать особенности восприятия поэтических текстов в подростковом возрасте. 2. Выделить при помощи специального экспериментального приема психологические составляющие художественного впечатления, создаваемые структурами поэтического текста, и изучить их роль в процессе его восприятия подростками. 3. Исследовать способность подростков дифференцировать различные метрические формы в поэзии: трехдольник, четырехдольник (четырехстопный ямб или хорей), пятидольник (народный стих) и шестидольник (шестистопный ямб или хорей).

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

 

Испытуемые. В первой серии эксперимента участвовали 72 учащихся трех VIII классов школы № 91 Москвы. Возраст испытуемых - 13-14 лет. Для изучения закономерностей развития восприятия в ранней юности мы выбрали в качестве испытуемых учащихся Общеобразовательного и психологического колледжа при Психологическом институте РАО в возрасте от 15 до 16 лет (18 чел.). В третьей серии эксперимента в качестве испытуемых выступали студенты II курса дневного отделения факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (20 чел.).

Экспериментальный материал. Для изучения особенностей восприятия поэзии в подростковом возрасте были специально подобраны лирические произведения русских поэтов конца прошлого - начала этого века.

Подобранные стихотворения сходны по содержанию. В них близкое подросткам открытое описание чувств - влюбленности, меланхолии, грусти, тоски, даже скорби. Всего было отобрано четыре стихотворения: "Вырыта заступом яма глубокая" И.Никитина - трехдольник (дактиль); "Но в камине догорели угольки" А.Блока - четырехдольник; "Мне вечор, младой, скучен терем был" И.Бунина - пятидольник; "В дымке-невидимке" А.Фета - шестидольник. Все стихи были прочитаны специальным чтецом и записаны на аудиокассету.

Независимые переменные и метод их получения. Нами была разработана специальная методика послойного, или поструктурного разрушения поэтической формы (ПРПФ), которая строилась, в частности, на основе экспериментального приема перестановки слов в поэтическом тексте, впервые использованного Е.П.Крупником [5]. При помощи ПРПФ были написаны по два экспериментальных варианта каждого из четырех стихотворений. В первом                                                      

 

                                                             33

 

из них мы убрали рифму, т.е. заменили один из ее компонентов обычным, однако не меняющим смыслового значения стихотворения словом. Во втором более основательном варианте деструкции художественной формы мы с целью нарушения ритмической структуры текста изменили порядок слов в стихе, что также нисколько не изменило его содержание. Таким образом, всего мы предъявляли испытуемым 12 поэтических текстов. Второй независимой переменной в нашем эксперименте выступает возраст испытуемых.

Общая схема эксперимента. В целях избежания влияния запоминания испытуемыми текстов на восприятие ими экспериментальных вариантов мы использовали перекрестную схему предъявления экспериментальных объектов. 12 объектов были в случайном порядке поделены на три группы и предъявлялись так, чтобы одно и то же стихотворение не было прослушано одной и той же группой испытуемых дважды.

Методики, инструкция и процедура эксперимента. Основной метод фиксации изменений восприятия - это 30-шкальный вид широко используемого в экспериментальном изучении восприятия искусства семантического дифференциала [15]. Мы разработали 30 специальных биполярных 7-балльных шкал (от -3 до 3 баллов), затрагивающих восприятие ритма, звуковой ткани, композиции, стиля, смысла, эмоциональности текста. Во второй серии эксперимента с испытуемыми юношеского возраста была видоизменена методика эксперимента, и мы использовали иной способ презентации тех же экспериментальных объектов. Мы заменили биполярные шкалы семантического дифференциала однополярными. Кроме того, мы сократили список шкал, убрав из него неработающие, т.е. вместо 30 шкал учащиеся колледжа использовали для описания восприятия текстов 24 шкалы. Показав экспериментальным способом незначимость различия результатов при различных способах предъявления стихотворных текстов (см. [6]), мы аудиальный способ предъявления экспериментальных объектов заменили текстовым. Тексты предъявлялись испытуемым отпечатанными на отдельных листочках без их названия и имени автора.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

При обобщении данных были получены 12 матриц оценок подростками текстов по шкалам, которые были нами факторизованы методом вращения V-varimax [14]. По оценивающему вес шкал фактора критерию Хамфри [9] были отобраны наиболее достоверные факторы. При интерпретации факторных структур мы использовали понятие "биполярного фактора" Г.Хармана [13]. Учитывая необходимость изучения возрастных особенностей восприятия не только отдельных текстов, но и поэзии в целом, мы обобщили индивидуальные результаты восприятия всех 12 экспериментальных стихотворений, для размещения их в пространстве основных семантических факторов. Для этого мы усреднили оценки конкретных текстов и при помощи вращения методом V-varimax факторизовали матрицу восприятия данных текстов. 79,7% общей дисперсии описывают четыре фактора.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Анализ результатов факторизации показывает, что факторные структуры восприятия поэтических текстов безусловно зависят от самих этих текстов и в то же время определяются возрастными особенностями воспринимающих их субъектов. Основной массив факторов определяется непосредственностью восприятия восьмиклассников. Оно в этом возрасте больше ориентируется

 

                                                             34

 

на непосредственные чувственные данные, чем на собственные понятия и представления о поэзии, хотя последние также отчасти определяют их восприятие. Так, чем больше подростку нравится стихотворение, тем полярнее его оценки по шкалам, тем больше факторов выделяется в его семантическом пространстве восприятия данного текста. Первое впечатление подростков при восприятии данных поэтических текстов - это оценка их эмоциональности, причем она опирается как на содержание, так и на элементы формы текста.

Экспериментальные изменения поэтической формы не только меняют измерения семантического пространства местами, делая оценку ритма и различных его аспектов первыми факторами, а особенности звучания переводя на второй план, но и усложняют подростку задачу оценки текста, поэтому шкальные нагрузки факторов восприятия изменений текста часто включают больше шкал, чем при восприятии оригинала. Это особенно видно в случае более сильного разрушения формы - перестановки слов.

Рассмотрим особенности восприятия формы поэтического текста в подростковом и юношеском возрастах (табл. 1, 2, 3).




Размер файла: 125.52 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров