Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРЕЙ И МЛАДЕНЦЕВ ГРУПП РИСКА

Экспериментальные исследования последних двадцати лет позволили получить данные о направленности младенца на взаимодействие с матерью или другим близким и ухаживающим человеком, описать вызванное младенцем поведение матери, рассмотреть собственно процесс взаимодействия [25], [43]. В отличие от сложившегося к 1970-м гг. традиционного рассмотрения развития как результата однонаправленного влияния родителей на ребенка, новые данные позволили понять влияние младенца на поведение матери и роль взаимодействия в развитии ребенка. Появилось основание рассматривать развитие с более широких теоретических позиций в сложной системе матери и младенца, членов семьи и младенца. Настоящая работа является продолжением представления данных литературы по взаимодействию и привязанности матери и младенца [6] и посвящена особенностям протекания взаимодействия и формирования привязанности у младенцев и матерей групп риска.

МЛАДЕНЦЫ ИЗ ГРУППЫ РИСКА

В ряду особых, трудных для установления взаимодействия и способствующих формированию сложных взаимоотношений с матерью выделяют младенцев с «трудным темпераментом» (difficult temperament [16; 43]), представителей групп риска по медицинским показателям, младенцев, испытавших нежелательные условия пренатального развития, рождения или постнатального развития [13], [25].

Темперамент. «Трудный» темперамент был выделен как синдром характеристик, включающий высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, сложности приспособления и в целом негативное настроение [16]. Данные литературы показывают, что, несмотря на предположение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаимоотношение с родителем, прямой связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаружено [12]. Оказалось, что связь между темпераментом и последующим родительским поведением может быть результатом процедур измерения темперамента, большинство которых основано на отчете матери, или может быть скорее следствием, чем причиной материнского поведения [13]. К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения матери, а не темперамента ребенка. Объективные наблюдения показывают слабую связь между неонатальными характеристиками младенца и развитием отношений между ним и родителем. Авторы предполагают, что без влияния на родителя других факторов риска биологически опосредованные характеристики младенца не ведут к изменению

 

19

 

 отношений [13]. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 мес зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности новорожденного. Ненадежная, небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери испытывали недостаток социальной поддержки.

Карающее родительское поведение матерей-подростков, испытавших отвержение в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны близких, проявлялось вне зависимости от раздражительности младенцев. В то же время при одном и том же карающем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивыми, менее уверенными и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными младенцами.

Таким образом, при всей сложности отношений в паре родитель — ребенок результаты исследований обнаруживают, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимодействие матери и младенца [41].

Преждевременно родившиеся младенцы. В первые месяцы жизни эти младенцы часто менее отзывчивы, более раздражительны и сонны, их плач может отличаться от плача вовремя родившихся детей [23]. Двигательная координация бедна, руки и ноги двигаются дезорганизованно, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями [25]. Такой младенец может часто открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, у него наблюдается рефлекторная улыбка. Поведение недоношенных младенцев непоследовательно: они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить много времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать, а также о чрезмерности или недостаточности стимуляции [25]. Они более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются во время взаимодействия лицом к лицу [21], [23], [25].

В 3 и 5 мес при взаимодействии с матерью у таких младенцев наблюдается меньшая согласованность аффективной вовлеченности и ритмов социального взаимодействия, чем в диадах с вовремя родившимся ребенком. Было обнаружено, что недоношенные младенцы реже вступают во взаимодействие, чем доношенные. Недоношенные и переношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, проявляют меньше положительных чувств и соответственно получают меньше радости в ранних взаимодействиях с нею по сравнению с вовремя рожденными детьми [21].

Особенности непоследовательного поведения преждевременно родившегося младенца вводят родителей в замешательство и огорчают [25], они испытывают тревогу, связанную с проблемами выживания и развития ребенка [13]. Родители могут избегать ребенка или, наоборот, имеют тенденцию компенсировать изменения поведения недоношенных младенцев, вести себя более активно и, несмотря на несоответствие своего поведения сигналам младенца,  излишне стимулировать его, еще более ухудшая поведение ребенка и увеличивая свою собственную фрустрацию [21], [25]. Со временем взаимодействие между недоношенными младенцами и родителями меняется. Так, было обнаружено, что если в 4 мес взаимодействие характеризовалось интенсивной вовлеченностью матери и ограниченной отзывчивостью младенца, то в 8 мес — меньшей внимательностью и вовлеченностью матери и более живым, отзывчивым поведением младенца [11]. К двум годам матери преждевременно родившихся младенцев меньше

 

20

 

стимулировали младенца по сравнению с матерями вовремя родившихся детей. Это явление очевидного «перегорания» родителя в течение первого года взаимодействия с ребенком получило подтверждение и в других работах.

Несмотря на изменения раннего взаимодействия матери и младенца, к концу первого года жизни различия выражений эмоций  и видов привязанности у доношенных и недоношенных младенцев оказались незначимыми [30]. Получены противоречивые данные, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что большее число младенцев с небезопасной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа обнаружено среди детей, тяжело болевших в пренатальный период [37], а с другой — о том, что по сравнению с доношенными младенцами недоношенных с большим основанием можно отнести к группе с безопасной привязанностью [30]. По сравнению с менее больными в перинатальный период детьми, тяжело больные недоношенные младенцы чаще впадали в стресс. После  состояния возбуждения у них с трудом снижается уровень  стресса.

По свидетельству автора одного из наиболее полных обзоров литературы, к настоящему времени не существует достаточной информации, позволяющей обобщить столь противоречивые данные различных исследований [13]. Однако очевидно, что преждевременно родившиеся младенцы не являются гомогенной группой и что существуют более уязвимые с точки зрения нарушения развития подгруппы высокого риска, такие, например, как младенцы с тяжелыми респираторными заболеваниями. Надежность, безопасность привязанности младенца и матери в таких случаях может быть более слабой. В то же время ранние проблемы могут быть устранены впоследствии, если мать приспосабливается к характеристикам недоношенного младенца и способна установить сензитивный, взаимонаправленный стиль общения [14]. Различия между недоношенными и доношенными младенцами не столь очевидны, если недоношенные дети воспитываются в семьях, имеющих эмоциональные ресурсы для компенсации нарушения взаимодействия у младенцев. Но значимые различия аффективных проявлений и качества привязанности могут сохраняться, если преждевременно родившиеся младенцы, особенно с высоким биологическим риском, воспитываются в семьях социального риска.

Младенцы с особыми потребностями. Сравнение игрового взаимодействия в контрольной группе матерей и со здоровыми младенцами  и в группе матерей и младенцев с особыми потребностями показало, что если в первой группе матери подстраивают свое поведение под способности и поведение ребенка, то во второй наблюдается дефицит поддержки независимой или инициированной младенцем игры, намного более частое инициирование игры самой матерью [15]. Авторы связывают такое поведение матерей, направленное на контроль взаимодействия,  с восприятием особенностей своих младенцев.

Сравнение взаимодействия матерей и детей без отставания в развитии, а также матерей и детей с синдромом Дауна не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ребенком, то во второй группе — матерью. Несмотря на то что число вокализаций младенцев с синдромом Дауна оказалось столь же велико, как и в контрольной группе, имело место   нарушение очередности  вокализаций [32].

Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации свободной игры показал,

 

21

 

что матери детей с отставанием в умственном развитии воспринимали себя как пытающихся изменить поведение младенцев чаще, чем это делали матери нормально развивающихся детей. Было обнаружено, что младенцы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициативу матерей и, по сравнению с контрольной группой, вдвое меньше инициировали взаимодействие [22]. Автор подчеркивает, что эти дети были меньше вовлечены во взаимодействие, а  матери  больше доминировали.

Среди причин меньшей согласованности поведения и большего доминирования матери в парах «мать — младенец с отставанием в развитии» выделяют особенности характеристик самих младенцев [11]. Получены данные, подтверждающие предположение, что  младенцы с задержкой в развитии подают голос реже и слабее, поэтому поведение матери может носить случайный и не вполне соответствующий сигналам младенца характер. Так, уже в ранних работах было обнаружено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младенцев только две матери были способны самостоятельно, без помощи персонала установить хорошую тактильную коммуникацию с детьми [27]. Автор объясняла это тем, что, по сравнению со здоровыми детьми, слепые младенцы были менее отзывчивы, реже подавали голос и  медленнее обучались локализации объекта по звуку.

Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отставания в развитии и младенцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях темперамента,  использовании взгляда глаза в глаза, вокализации, в расстоянии между младенцем и матерью [38]. По мнению автора, эти данные подтверждают связь различий социального взаимодействия в диадах «мать — младенец без отставания в развитии» и «мать — младенец с особыми потребностями» с различиями характеристик самих младенцев.

Исследование игрового поведения 60 младенцев с органическими поражениями головного мозга и отставанием в развитии и их матерей показало, что многие виды материнского поведения, которые были связаны с положительным или отрицательным функционированием ребенка в познавательной области, схожи с поведением матерей, имеющих детей без отставания в развитии [36]. Так, чувствительность к состоянию ребенка, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции и соответствующее обучающее поведение у матерей были положительно связаны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как директивность и контролирующее поведение матерей, нечувствительность к интересам ребенка — отрицательно. Матери младенцев, имеющих наиболее высокие оценки по шкале Бейли, были больше заняты поддержкой инициированных детьми действий, чем руководством ими.

Проблема подстраивания является одной из основных во взаимодействии матери и младенца с особыми потребностями. Имеются данные о том, что в нормальных диадах с развитием младенца очередность взаимодействия повышается, тогда как относительная частота одновременной вокализации снижается [43]. При анализе вокального взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна была обнаружена тенденция одновременных вокализаций по сравнению с соблюдением очередности взаимодействия в диадах «мать — младенец с нормальным развитием». С  течением лет диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, становились менее успешными во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения.

 

22

 

Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах «мать — младенец с особыми потребностями» уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включавших детей второго года жизни с синдромом Дауна [32].

Было обнаружено также, что вокальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с отставанием и без отставания в развитии одинаково успешно [11]. Однако когда младенцы с задержкой в развитии были разделены на две подгруппы с высокими и низкими оценками развития по шкале Бейли, то оказалось, что плохое различение наличия или отсутствия вокализации матери у детей второй подгруппы влияло на стиль взаимодействия матерей, могло вести к случайным и менее соответствующим сигналам ребенка ответам.

Серии исследований показали нарушения, которые случаются в процессе раннего взаимодействия, когда мать неспособна понять сигналы своего ребенка и обеспечить оптимальную стимуляцию. Такие нарушения раннего взаимодействия связаны с последующими поведенческими и эмоциональными проблемами в школьном возрасте, включая гиперактивность, ограниченность внимания, нарушение взаимодействия со сверстниками, эмоциональные нарушения, диагностируемые как депрессия [25]. Обнаружено, что младенцы высокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализации случаются реже, они беспокоятся и плачут чаще, чем нормальные младенцы. Большие проявления негативных аффектов у младенцев высокого риска вместе с повышенной частотой сердечных сокращений приводят к выводу о том, что они переживают  стресс в процессе взаимодействия с матерью. Автор считает, что отмеченные поведенческие и физиологические изменения у младенцев могут отражать повышение возбуждения вследствие информационной перегрузки, чрезмерной стимуляции [25]. По мере того как родители становятся более чувствительными к сигналам младенцев и лучше предсказывают результаты их поведения, они становятся и более уверенными в себе как в родителях.

Поведение матери может быть определено как излишне стимулирующее, излишне контролирующее и излишне доминирующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам избегания взаимодействия у младенца. В естественных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию и подвергают младенца стрессу. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что усиление фрустрации в случае слишком слабого ответа младенца ведет к раздражительности матери. Другое объяснение связано с тем, что матери становятся более активными, возможно, для того, чтобы компенсировать относительное отсутствие активности младенцев, сохранить некоторое подобие протекания взаимодействия. Третье связано с желанием матери, чтобы ребенок вел себя как сверстники, и с попытками поощрить это более частым моделированием поведения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в развитии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте — к чрезмерно контролирующему родительскому поведению [25].

Размер файла: 96.48 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров