Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (4)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (5)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

СРАВНИТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ

Проблема общения является одной из самых важных и сложных в психологии. Общение рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач [17]. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б. Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета [14]. Все имеющиеся определения могут

 

                                                                25

 

быть условно разделены на два класса: общение как деятельность, и общение как не деятельность (средство, условие, процесс и т. п.).

В исследованиях психики взрослого человека проблема разделения общения как деятельности и общения как средства и процесса осуществления других деятельностей остро не стоит. Опосредствованность человеческой деятельности общением носит всеобщий характер. Это нашло свое отражение в принципе единства общения и деятельности, который в отечественной психологии является одним из основных и общепризнанных.

Совсем другое дело в детской психологии и в зоопсихологии, особенно в тех случаях, когда предметом исследования являются процессы возникновения (в онтогенезе или филогенезе) человеческого сознания. Здесь не обойтись без обращения к этому вопросу, поскольку речь необходимо идет о критериях и условиях возникновения сознания как видотипичной для человека формы психического отражения. И в фило-, и в онтогенезе сознание не возникает сразу, а имеет свои этапы развития. При анализе возникновения и развития сознания оказывается необходимым обращаться к общению, определять его содержание, выделять специфику, обусловливающую "сущность социального образа жизни человека" [7; 79]. При изучении общения в филогенезе констатируется количественное изменение роли общения, изменение в средствах общения, расширение его функций. Как таковая потребность в общении не анализируется, речь идет о потребности в контакте, в присутствии других особей, но не о потребности в общении [6], [21], [22], [24]. В онтогенезе, напротив, акцент ставится на возникновении общения как деятельности, появлении потребности в общении, после чего общение переходит в статус средства и процесса для осуществления других деятельностей. Эта точка зрения подробно обоснована М. И. Лисиной и разрабатывается ее последователями [11], [16]. В этом случае появляется необходимость дать определение деятельности общения и потребности в общении.

М. И. Лисина употребляет понятие "общение" синонимично с коммуникативной деятельностью [12; 270], [13; 136]. Так же к этому относится Б. Ф. Ломов [14], прямо и косвенно это содержится в определениях Г. М. Андреевой [1], В. П. Зинченко и С. Д. Смирнова [7], в определениях общения, приведенных в психологическом словаре [18]; общение понимается как коммуникация или обмен информацией при изучении поведения животных [6], [22], [24] и др.

Учитывая прямое указание на общение и коммуникативную деятельность как синонимы, следует отметить, что, во-первых, определения в биологии в этом отношении точно совпадают по смыслу, а в психологии перекрываются определения общения и взаимодействия, а во-вторых, в них недостаточно четко просматривается качественное отличие коммуникативных процессов (кроме используемых средств) для человека и животных. При более узком понимании общения как коммуникативной деятельности возникают осложнения с определением потребности, лежащей в ее основе. В биологии и зоопсихологии, как уже указывалось, эта проблема вообще не обсуждается. В психологии же человека предполагается наличие потребности в коммуникативной деятельности. Указанные определения общения как формы взаимодействия допускают широкую трактовку содержания такой потребности. В общей психологии в качестве потребности, лежащей в основе общения, выделяется потребность в совместной деятельности [17]. М. И. Лисина предлагала определять потребность в общении по его основному продукту: познание самого себя и других людей, стремление к оценке и самооценке.

В отношении общения как деятельности и потребности в общении интересным представляется мнение В. П. Зинченко и С. Д. Смирнова по поводу наличия формы общения, не преследующей других целей, кроме самого процесса общения, и сложность определения его как деятельности, так как деятельность должна иметь цель (и, разумеется, потребность):

 

                                                               26

 

"Наличие такого типа общения является несомненным фактом, в то же время существование нецеленаправленной деятельности противоречит самому ее определению" [7; 80].

Сложность этих дефиниций, а также отсутствие реальной необходимости выделения общения как деятельности в психологии "нормального взрослого человека" (которая, по словам Л. С. Выготского, является только одной из отраслей общей психологии наряду с психопатологией и зоопсихологией [5; 292]) выражается в том, что внимание исследователей направляется не столько на определение общения как деятельности и ее потребности, сколько на выделение сторон, форм и функций общения. Среди имеющихся определений функций общения наиболее дифференцированными представляются классификации Г. М. Андреевой [1], которая выделяет три стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную, Б. Ф. Ломова [14] (информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения) и классификация по критерию целей общения Л. А. Карпенко (цит. по [17; 245]). Здесь выделяются следующие функции общения.

 

1. Контактная, цель которой - установление и поддержание контакта. Эта же функция выделяется, как одна из реализуемых в актах коммуникации (фатическая функция).

2. Информационная, цель - обмен сообщениями. Обмен сообщениями с использованием коммуникативных средств составляет сам процесс коммуникативной деятельности.

3. Побудительная, цель - стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий.

4. Координационная, цель - взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности.

5. Понимание, цель - понимание смысла сообщений и намерений, состояний и т. п. партнера.

6. Эмотивная (или амотивная), цель - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение своих эмоциональных переживаний.

7. Установление отношений, цель - осознание и фиксирование своего места в системе социальных связей. Именно эта функция является основной в личностном развитии. Для ее осуществления требуется построение образа себя и другого, причем не только в познавательном (что необходимо в любом коммуникативном процессе), но и в аффективном плане. М. И. Лисина подчеркивает этот момент специально: "... познание и оценка других людей являются результатом и продуктом общения, можно предположить, что они и побуждают эту деятельность" [12; 272]; "... наличие у ребенка деятельности, направленной на построение когнитивного и одновременно аффективного образа самого себя и другого человека, т. е. на удовлетворение потребности в общении, как мы ее определили" [12; 273]. Однако здесь установление контакта и обмен коммуникативными актами являются средством и процессом реализации этой функции.

8. Оказание влияния, цель - изменение состояния, поведения, содержаний сознания партнера.

 

Выделение разных функций, форм и сторон общения позволяет увидеть, что оно далеко не всегда предполагает наличие общих для участников целей, потребностей и продуктов. Б. Ф. Ломов отмечает, что хотя обязательным в общении является то, что партнеры выступают как субъекты взаимодействия (т. е. это взаимный, двунаправленный процесс), но мотивы у общающихся могут быть разные [14].

Для осуществления процесса коммуникации необходимыми и общими целями являются две: установление контакта и осуществление приема-передачи информации (обмен коммуникативными актами). Познание друг друга действительно является продуктом общения (причем и для человека, и для животных), однако далеко не всегда совпадает с целью общения. Учитывая остальные функции, познание субъектом самого себя и другого является не единственным продуктом общения, а кроме того, оно требует для себя не только общения, но и других форм как субъектно-субъектного, так и субъектно-объектного взаимодействия, а также активности, направленной на себя лично.

Исследования М. И. Лисиной, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других показали, что в первом полугодии общение является ведущей и единственной самостоятельной полноценной деятельностью

 

                                                             27

 

(если рассматривать ее с точки зрения теории деятельности А. Н. Леонтьева, что и осуществлено М. И. Лисиной). Но дело в том и заключается, что это ведущая деятельность. А в рамках ведущей деятельности возникают, развиваются, дифференцируются, а значит проявляются как функции, те формы активности, которые в дальнейшем станут самостоятельной деятельностью, со своими потребностями и продуктами. Поэтому наличие всех выделенных функций, а соответственно, и продуктов, должно быть обнаружено в этой деятельности. Построение образа себя и другого - тоже. Однако построение образа себя начинается еще до возникновения общения как деятельности, появления процесса общения и освоения средств общения. Построение образа другого, в первую очередь матери, также возникает и проходит определенные этапы развития до возникновения общения. В обоих случаях есть прием и переработка информации о внутренней и внешней стимуляции и включение ее в самоощущение, апперцептивные схемы и т. п. Анализ этих этапов развития в построении образа себя и другого обсуждается в разных направлениях психологии личности, когнитивной психологии, детской психологии. Общение как деятельность, более того - ведущая в первом полугодии, включается в эти процессы, но не исчерпывает их полностью.

Размер файла: 65.38 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров