Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

МИКРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МОТОРНОЙ СТАДИИ ДЕЙСТВИЯ

Дискретность живого движения, которое невооруженному глазу кажется непрерывным, плавным, красивым, а в балете - чудесным, давно стала экспериментально доказанным фактом. А. А. Ухтомский в 1927 г. назвал методы циклограммометрического анализа движений, разработанные Н. А. Бернштейном, микроскопией времени, микроскопией хронотопа [9]. Это была, так сказать, фото-кино-микроскопия. Сегодня, если продолжить это сравнение, исследователю стала доступной электронная микроскопия живого движения. Его изучение все больше и больше смещается в миллисекундный диапазон времени. При этом сохраняется возможность точной привязки временных характеристик движения к пространственным. В итоге когда-то метафорические описания живого движения, предложенные Н. А. Бернштейном, например, функциональный орган, биодинамическая ткань, монолит, паутина на ветру, утратили свою метафоричность и стали реальностью, подлежащей дальнейшему изучению. Стали реальностью и употреблявшиеся в метафорическом смысле еще несколько лет тому назад волны и кванты живого движения [5]. Сейчас преждевременно говорить, достигнут ли предел разрешающей способности микроструктурного и микродинамического методов изучения движений. Их внешняя картина, получаемая с помощью доступных средств регистрации, и без того достаточно сложна для анализа и понимания. Важно понять, есть ли порядок в кажущемся хаосе (шуме?) десятков первичных и вторичных регистрируемых параметров.

Разумеется, представления о дискретности движения не новы. Они возникли одновременно с представлениями о роли обратной связи в его осуществлении. Исследователи всегда понимали, что обратная связь участвует в регуляции движения не постоянно, а с определенной периодичностью. В противном случае оно не смогло бы начаться. Движение должно быть выпущено "на волю". Другое дело, какое время оно может эффективно осуществляться бесконтрольно. С психологической точки зрения дискретность следует интерпретировать как необходимое условие сочетания моторного исполнения и когнитивного (аффективного) планирования и контроля. Наши прежние исследования позволили трактовать целое двигательное действие как гетерогенное и гетерархическое

 

                                                                   87

 

образование, состоящее из разнофункциональных частей. Каждая из них, в свою очередь, может характеризоваться функционально-структурной неоднородностью.

На основании полученных в предыдущих исследованиях данных о гетерогенности действия и его отдельных компонентов была сформулирована гипотеза о наличии в движении двух форм чувствительности: к ситуации и собственному исполнению. Экспериментально обосновано чередование выделенных форм чувствительности в процессе реализации движения. Предполагалось, что такое чередование форм чувствительности позволяет движению эффективно функционировать на всем своем протяжении, реагируя и адекватно перестраиваясь в ответ на разнообразные внешние ситуационные воздействия, а также на возникающие внутренние дисфункции, обусловленные биодинамикой процесса управления движением [3], [5]. Хотя полученные факты о смене форм чувствительности не вызывают сомнений, тем не менее остается задача их более точной локализации в пространстве микродинамики моторной стадии действия.

Важной экспериментальной задачей является поиск того минимального дискрета (кванта), который составляет единицу двигательного процесса и, предположительно, определяет динамику его чувствительности. Представляет интерес установление пространственно-временных и функционально-структурных особенностей кванта, а также возможностей его трансформаций в зависимости от внешних и внутренних условий осуществления действия.

 

Постановка задачи

Объектом исследования были целостные действия, совершаемые с разной скоростью; предметом - структура моторной стадии исполнительного действия, время функционирования которой определяется от момента окончания латентной стадии действия и до начала стадии контроля и коррекций. Цель исследования состояла в сравнительном микроструктурном и микродинамическом анализе моторной стадии действий, выполняемых с разной скоростью и ориентированных в одном случае на конечную цель, а в другом - на прохождение пути к конечной цели. Задача исследования состояла в количественном и качественном описании дискретов (волн и квантов), входящих в структуру моторной стадии исследуемых действий. Информативными показателями для анализа служили текущие пространственно-временные характеристики движений.

 

Методика исследования

Экспериментальная установка была создана на базе компьютера IBM/Pentium и специального органа управления (конструкция А. И. Назарова), представляющего собой рукоятку длиной 30 см. Перемещение рукоятки по горизонтали соответствовало перемещению по экрану курсора в том же направлении с коэффициентом передачи, равным 1,53. Угловое положение ручки фиксировалось с помощью емкостного датчика, и напряжение, пропорциональное углу поворота, оцифровывалось при помощи десятиразрядного АЦП (СЕТ-14, Мединфосервис) с частотой 200 Гц. Оцифрованный сигнал регистрировался компьютерной программой, осуществляющей также синхронизацию всех событий, и сохранялся на жестком диске компьютера.

Тестовый материал состоял из старта и цели, представляющих собой квадраты белого цвета размером 17х17 мм - старт и 4х4 мм - цель. На черном экране индикатора слева находилась стартовая позиция, справа строго по горизонтали на расстоянии 23 см от нее - цель. Управляемый курсор, имея те же размеры, что и цель, представлял собой квадратную рамку зеленого цвета (4х4 мм), хорошо различимую и на черном, и на белом фоне. При точном совмещении курсора с целью на ее месте появлялось большое пятно зеленого цвета (17х17 мм). Расстояние от испытуемого до экрана равнялось 95 - 110 см. Угловой размер зрительного поля составлял примерно 13° (рис. 1).

 

 

                                                          88

 

Рис. 1. Экран компьютера. Слева — старт, справа — цель, в центре — управляемый курсор

 

Испытуемые. В эксперименте приняли участие 12 взрослых испытуемых (20 — 60 лет) обоих полов с нормальным или корригированным к нормальному зрением.

План исследования включал четыре серии, которым соответствовали четыре условия выполнения движений: предельно быстрый темп-рывок, быстрый темп, умеренный темп, близкий к комфортному, и низкий темп. В качестве сигналов, задающих испытуемому продолжительность движения, использовались непрерывные тоны длительностью 100 мс (рывок), 200 мс (быстрое движение), 800 мс (комфортное движение) и 3000 мс (медленное движение).

Длительность звукового сигнала задавала продолжительность и скорость выполнения движения. В первой серии испытуемый должен был сделать рывковое движение управляемым курсором от старта до цели, а затем, производя необходимые коррекционные движения, совместить курсор с целью. Во второй серии он должен был выполнить ту же задачу в быстром темпе (но не рывком), стараясь уложиться во время звучания звукового сигнала (200 мс). В третьей серии за время звучания звукового сигнала (800 мс) испытуемый должен был пройти предложенное расстояние на комфортной скорости и точно совместить с целью управляемый курсор. В четвертой серии, где продолжительность звукового сигнала равнялась 3000 мс, испытуемому ставилась задача в течение всего этого времени медленно, как бы по воображаемой линии, пройти управляемым курсором путь от старта до цели.

Таким образом, экспериментальными переменными были скорость совершаемого движения (рывок, быстрая, комфортная и медленная) и его ориентация в первых трех сериях на конечную точку (цель), а в четвертой - на процесс перемещения от старта к цели. Каждая серия состояла из 100 проб.

Процедура эксперимента была следующей: каждая проба начиналась с того, что испытуемый должен был совместить управляемый курсор с центром стартового квадрата, после чего автоматически начиналась регистрация данных. Через 500 мс после совмещения курсора со стартом подавался звуковой сигнал, соответствующий данной серии и служивший сигналом к выполнению движения. После совмещения курсора с целью запись траектории автоматически прекращалась, если в течение 200 мс курсор оставался в пределах целевого квадрата. Прекращение записи движения обозначалось изменением цвета целевого квадрата, что позволяло испытуемому убедиться в правильном выполнении задачи. После этого испытуемый возвращал курсор в стартовую позицию. Перед началом очередной серии с испытуемыми проводились тренировочные опыты, в которых они усваивали нужный темп движения. После тренировки проводилась запись траекторий 100 реализаций требуемого движения. Эти данные и подвергались дальнейшему анализу.

Регистрируемые параметры. Анализировалась горизонтальная составляющая х(t) траекторий движения. На первом этапе с помощью компьютерной программы, работающей в интерактивном режиме, проводилась разметка мгновенного ускорения a(t), отображаемого на дисплее в виде графика и предварительно сглаженного с помощью временного окна. Временное окно имело форму производной от функции Гаусса с параметрами, которые приблизительно соответствовали временному масштабу типичного монодвижения (полуширина 60 мс).

Размечались все единичные записи движений (по 100 на каждое экспериментальное условие). Цель разметки состояла в

 

                                                            89

 

том, чтобы в каждом монодвижении выделить четыре характерные фазы: Н1 и Н2 (фазы разгона) и L1 и L2 (фазы торможения). Фаза Н1 - это время нарастания ускорения от 0 до максимальной величины; фаза Н2 - время убывания ускорения от максимальной величины до 0; фаза L1 - время дальнейшего убывания отрицательного ускорения от 0 до минимальной величины; наконец, фаза L2 - время возрастания отрицательного ускорения от минимальной величины до 0. На основании разметки для всех четырех фаз каждого монодвижения определялись следующие параметры: длительность фазы (мс) и пройденный путь (усл. ед.). Кроме того, определялись соответствующие пикам функции а(t) амплитудные значения ускорения Ah и Al (рис. 2).

 

Рис. 2. Анализируемые параметры кривой ускорения a(t). Показаны границы четырех фаз кривой ускорения: H1 и H2 — фазы разгона (a(t)>0), а L1 и L2 — тормозные фазы (a(t)<0)

 

На втором этапе полученные данные подвергались статистическому анализу с использованием статистической программы SPSS for Windows.

Поскольку анализ индивидуальных данных показал незначительную межиндивидуальную вариативность основных анализируемых параметров, ниже излагаются результаты, полученные на основе данных, усредненных по всем испытуемым.

Размер файла: 102.1 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров