Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных особенностей в целях мобилизации резервов психической активности, так и требований самой деятельности. Стремление к познанию взаимодействия этих условий определяет необходимость изучения целостной индивидуальности человека как субъекта деятельности, "своими действиями создающего свою индивидуальность" [9; 185], т.е. изучать "не те или иные его психологические свойства, виды активности, а самого человека - деятельного, общающегося" [2;19].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В пермской психологической школе человеческая индивидуальность исследуется как психическая реальность, как целостная функциональная система (саморегулируемая и саморазвивающаяся), в которой индивидуальные свойства различного иерархического уровня (от биохимического до общественно-исторического) находятся в определенной (много-многозначной) взаимосвязи [9]. Основным психологическим механизмом (звеном), опосредствующим эти взаимосвязи, долгое время считался индивидуальный стиль жизнедеятельности, деятельности или общения. В последние годы было установлено, что не только индивидуальные стили предметной деятельности или общения, но и стили различных видов активности могут выступать как звено, опосредствующее характер взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности, т.е. выполнять в ней системообразующую функцию, определяя своеобразие развития интегральной индивидуальности каждого конкретного человека в том или ином

 

                                                                      11

 

возрасте, в той или иной деятельности [4] - [6].

Предполагается, что в младшем школьном возрасте таким ведущим видом активности является учебная активность. Доказательству этого было посвящено исследование           А.А. Волочкова [3], в котором среди прочих решалась задача экспериментального изучения индивидуальных стилей целостной учебной активности и выявления их роли в структуре интегральной индивидуальности младших школьников. При этом понятие "индивидуальный стиль учебной активности" (ИСУА) определяется следующими положениями:

1. "Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни" [10; 197].

2. Стиль активности - системное, многоуровневое и многокомпонентное образование, обусловленное определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности [5], [6].

3. Индивидуальный стиль учебной активности может быть представлен индивидуальными особенностями взаимодействия и развития структурных компонентов целостной учебной активности.

4. ИСУА может быть связан, с одной стороны, с ориентацией на достижение успеха в учебной деятельности и соответствие ее требованиям (адаптивный аспект), а с другой - с ориентацией на развитие, видоизменение самой деятельности и ее субъекта в ходе этого процесса (неадаптивный аспект).

Поскольку стиль активности в данном случае определяется особенностями развития и взаимодействия структурных компонентов учебной активности, необходимо остановиться на понятии и структуре целостной учебной активности, представленной в нашем исследовании четырьмя подсистемами, являющимися иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому, временному принципу, в наибольшей степени отражающему сущность активности как самодвижения [3]:

1. Потенциал активности в учебной деятельности - скрытая, непосредственно не наблюдаемая внутренняя тенденция, готовность к осуществлению учебной деятельности. В его составе: а) учебная мотивация, выражающая субъективное отношение к учебной деятельности; б) обучаемость, выражающая объективные возможности в учебной деятельности и их самооценку.

2. Активность регуляции учебной деятельности, выражающая характер соотношения произвольной, волевой и импульсивной регуляции, и в ее составе: а) уровень волевой активности, б) уровень произвольности внимания в учебной деятельности, в) особенности когнитивного стиля регуляции (импульсивность-рефлексивность).

3. Динамический компонент структуры учебной активности - характеристики темпа, интенсивности, вариативности, стремления к продолжению напряженной интеллектуальной деятельности, к ее видоизменению.

4. Результативный компонент учебной активности: а) объективные, внешне зафиксированные результаты учебной деятельности (успеваемость, обученность),                б) субъективные, внутренне пережитые результаты учебной деятельности (самооценка результатов, удовлетворенность или неудовлетворенность ими).

Активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются нами как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности [11; 49], характеризуемый самодвижением по пути: начальный потенциал - его реализация - новый потенциал и т.д., по пути циклического спиралевидного развития, представляющего типичный пример известного философского закона отрицания отрицания.

 

12

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Экспериментальное исследование структуры и индивидуальных стилей учебной активности было проведено на выборке 307 учащихся II классов (возраст 8 — 9 лет). Использовались 22 диагностические процедуры: 16 - для измерения свойств учебной активности ("Школьная мотивация" Н.Г. Лускановой, "Проблемно-синтетическая методика" измерения обучаемости З.И. Калмыковой, опросник 12PF Р. Кеттелла, тест Д. Векслера, корректурная проба, тест отыскивания чисел (вариант таблиц Шульте), "Тест подобных форм" (MFT) Д. Кагана, метод парных сравнений, "Нерешаемая задача" Н.И. Александровой и Т.И. Шульги, "Угадай картинку" Ф.А. Мошер и Д.Р. Хорнсби, "Решение уравнений" и "Составление слов" А.И. Крупнова, диагностика обученности по А.К. Марковой, измерение самооценки по Т.В. Дембо).

Шесть методик применялись для диагностики свойств интегральной индивидуальности: силы нервной системы по двигательной методике "Градиент силы", лабильность нервной системы по методике КЧСМ, "Опросник свойств темперамента" для учителей и родителей младших школьников В.Л. Каткова, опросник 12PF Р. Кеттелла, "Шкала реактивной и личностной тревожности" младших школьников Ю.Л. Ханина, социометрия.

В итоге были получены 30 "чистых" показателей элементов структуры учебной активности и 21 показатель разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Всего в процессе математической обработки использовались 66 показателей, включая производные, суммарные: суммарные показатели четырех компонентов структуры учебной активности[1]1, А2, А3, А4), а также интегральный показатель степени ее выраженности, являющийся средним арифметическим указанных четырех суммарных показателей после перевода всех "сырых" баллов в стандартизованную шкалу 20 — 80. В зависимости от его выраженности были выделены три выборки испытуемых: с высоким, средним и низким уровнями развития учебной активности - по 92 испытуемых в каждой.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В каждой из выборок испытуемых полученные данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с последующим Varimax-вращением, в результате чего были выявлены от трех до четырех наиболее значимых биполярных факторов, которые правомерно интерпретировать как тот или иной ИСУА, детерминированный различными свойствами интегральной индивидуальности [5; 46].

В данной статье более подробно характеризуются стили учебной активности высокоактивных школьников. В ходе анализа данных в этой выборке выделено три наиболее значимых фактора (табл.).

Стиль 1. В составе первого фактора с одинаковым знаком доминируют показатели потенциала (прежде всего, обучаемости) и результативного компонента структуры учебной активности. Среди показателей мотивации учебной деятельности в составе фактора значимы веса характеристик внутренней (познавательной) мотивации, связанной с ориентацией на процесс и содержание учебной деятельности (ШМ, УМ1, М). Кроме того, среди элементов структуры учебной активности в этом факторе высоко значимы все показатели, свидетельствующие об эмоциональной удовлетворенности учебным процессом: самооценка способностей (ОБ2), результативности (СОрез, СР) и удовлетворенности в учебной деятельности (Уд-ть). Обращает на себя внимание и то, что даже до вращения в составе первого фактора не проявилась ни одна из четырех характеристик тревожности и напряженности. Вероятно, напряженная учебная деятельность для учащихся с этим индивидуальным стилем является больше занятной и приятной игрой, чем тяжелой работой, вызывающей тревожные состояния.




Размер файла: 273.54 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров