Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО И МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования особенностей когнитивного и некогнитивного личностного развития умственно одаренных учащихся в период их обучения с IX по XI класс средней школы сравнительно с их обычными сверстниками. Теоретическим основанием для исследования послужили современные представления о сложности и многомерности структуры одаренности и разнообразии факторов, определяющих ее развитие на протяжении жизненного пути человека, и прежде всего те аспекты, которые связаны с развитием умственной одаренности детей в период школьного обучения.

Ведущую роль в изучении детей с необыкновенными для их возраста умственными возможностями играет качественный анализ индивидуального своеобразия их развития. Так, Н.С. Лейтесом были описаны особенности младшего, среднего и старшего школьного детства, особенности и возможности, а также индивидуально-типические феномены одаренности в каждом из этих периодов [5], [8]. Эти данные продемонстрировали определенную условность понятия "одаренный ребенок", поскольку неразделенность индивидуального и возрастного моментов, ответственных за высокой уровень развития, делает весьма проблематичным прогноз будущих достижений.

В условиях массового образования важное значение также имеет изучение более общих закономерностей развития одаренных детей, к которым в последние годы стали относить сравнительно многочисленную и разнородную группу (до 20 % детей). Как при индивидуальном, так и при групповом анализе наиболее продуктивными являются лонгитюдные исследования, особенно при прослеживании развития детей с разными видами и уровнями одаренности [13], [14], [17], [19]. В последнем случае особое внимание уделяется разработке формализованных средств диагностики: шкал, тестов, опросников, которые позволяют сравнивать показатели испытуемых, различающихся по своим способностям, возрасту, полу, условиям обучения и т.д.

Проблема диагностики является одной из самых дискуссионных в психологии одаренности. Спектр предлагаемых решений огромен: от полного отрицания диагностики, особенно тестирования, как бесполезной и даже вредной процедуры до безоговорочного принятия диагноза и (или) прогноза, сделанного по одному или нескольким измерениям, чаще всего IQ [7], [8], [21], [24]. В этих дискуссиях, как показал новый раунд дебатов о природе и тестах интеллекта, начавшийся в 1994 г. публикацией книги Р. Гернштейна и        К. Мюррея [21], научные факты часто оцениваются не по их обоснованности и достоверности, а по вольно предполагаемым социальным и политическим последствиям. В связи с этим

 

                                                                  37

 

Американская психологическая ассоциация посчитала необходимым опубликовать согласованное мнение ведущих специалистов в изучении природы интеллекта о том, какие факты в этой области можно считать научно установленными, а какие до сих пор остаются спорными или неизвестными [24]. В публикации утверждается, что ни стабильность показателей тестов интеллекта, ни их предсказательность в отношении достижений, особенно учебных, не вызывают сомнения. Критику вызывают прежде всего психометрические теории интеллекта, поскольку они игнорируют его многие важные аспекты: в тестах IQ не нашла отражения большая часть видов интеллектуальной деятельности; тестовые данные плохо согласуются с теориями развития Ж. Пиаже,          Л.С. Выготского и другими; результаты тестирования в разных культурных группах отличаются из-за разной степени знакомства с тестовыми материалами и т.д.

Как известно, тесты интеллекта были созданы А. Бине для измерения способностей детей успешно учиться в школе. По разным данным корреляции между IQ (в целом и по отдельным шкалам) и учебной успеваемостью в нормальной возрастной выборке составляют около 0,3 — 0,7 [7], [11], [24], т.е. тесты действительно предсказывают успехи в учебе, но лишь не более чем для 50 % выборки. Согласно модели "интеллектуального диапазона"             В.Н. Дружинина, общий интеллект определяет верхние границы возможных достижений [3]. Лонгитюдные исследования одаренных детей, начиная с работы Л. Термена, продемонстрировали важную роль интеллектуальной составляющей в развитии одаренности и тестов IQ для ее диагностики, но в то же время стали свидетельством недостаточности этого критерия для прогноза будущих достижений не только в сфере профессиональной, но и учебной деятельности [19].

Было показано, что прогноз должен учитывать творческие возможности (креативность) детей. Однако определение креативности, ее взаимосвязи с интеллектом и места в структуре одаренности значительно отличаются у разных психологов [6] - [8], [10], [11], [22], [27]. В модели интеллекта Дж. Гилфорда в качестве творческих были выделены дивергентные процессы и разработаны тесты для их диагностики [22]. Эта модель часто подвергается критике: многие психологи считают, что выделение творческого мышления не имеет под собой оснований, так как мышление - это всегда творческая деятельность; другие возражают против сведения творческого мышления к дивергентной продуктивности; третьи опровергают факторную теорию, положенную в основу модели [2], [7], [10], [24]. Тем не менее тесты креативности, особенно разработанные П. Торренсом для диагностики мышления у детей, широко применяются в исследованиях одаренности, поскольку экспериментально доказано, что они измеряют те аспекты умственных способностей, которые не отражаются в тестах интеллекта, но существенно влияют на прогноз будущих достижений [17], [19], [27].

Безусловно, использование тестов интеллекта и креативности охватывает лишь небольшое число аспектов умственной одаренности учащихся. Важным источником информации служат также наблюдения учителей и родителей, анализ характера и успешности школьной и внешкольной деятельности детей [7], [19]. Особый интерес представляет сопоставление показателей когнитивных способностей учащихся с их школьной успеваемостью. Хотя успехи в учебе у одаренных детей, как правило, выше, чем у их менее способных одноклассников, среди одаренных встречаются случаи более низкой успеваемости, чем можно было бы ожидать, исходя из их способностей, так называемой недостаточной успешности (underachievement). К сожалению, трудно найти русский эквивалент этого понятия, так как важен не столько

 

                                                                 38

 

низкий уровень успехов (часто он вполне удовлетворителен), а несоответствие высокому уровню способностей, причины чего могут быть связаны с когнитивными и некогнитивными особенностями личности [11], [14], [19].

Многие психологи подчеркивают значение мотивационных и эмоционально-волевых характеристик, интересов, Я-концепции и других личностных особенностей в развитии одаренности и даже включают эти факторы непосредственно в ее структуру [7], [11] - [14], [23], [25]. Экспериментальные данные демонстрируют взаимосвязь этих факторов с успешностью учебной деятельности у всех детей, в том числе одаренных [14], [19], и хотя механизм этой взаимосвязи на разных возрастных этапах во многом остается неясным, исследования показали возможность положительного влияния на когнитивное развитие одаренных через повышение их самооценки и изменение мотивации достижений [13], [19].

И наконец, важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и ее социального окружения [2], [7], [19]. Попытки понять и отразить эти взаимодействия представлены в ряде моделей одаренности Дж. Рензулли [25], Ф. Монкса [23], К. Хеллера [13], [14] и других. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимо развитие методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживания их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощи одаренным в решении их проблем. Разработка этих методов явилась основной целью Мюнхенского лонгитюдного исследования одаренности, рассматривающего ее развитие как результат взаимодействия когнитивных способностей, мотивационно-личностных особенностей и социальных влияний. В результате был создан и апробирован диагностический комплекс для многопланового исследования одаренности школьников, проверки эффективности образовательных программ для одаренных и психологического консультирования одаренных учащихся со специфическими проблемами в обучении [13], [14], [19],  [20]. Принципы и методы организации Мюнхенского исследования оказались продуктивными при проведении кросс-культурных исследований и экспертиз образовательных программ для одаренных в разных странах [19].

Этот опыт был использован нами при организации Московского лонгитюдного исследования одаренности школьников с целью изучения особенностей когнитивного и некогнитивного личностного развития умственно одаренных детей по сравнению с их сверстниками (со способностями разного уровня, как они обычно представлены в классах) на всех этапах школьного обучения. Результаты проведенной нами адаптации Мюнхенских многоуровневых тестов познавательных способностей - KFT

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Обратная связь

Доставка любой диссертации из России и Украины

Вход для партнеров