Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

1.Типовая программа курса Санкт-Петербургского гуманитарного университета.

Дисциплина «Основы формирования имиджа» занимает важное место в подготовке специалистов, которым предстоит работать в системе «человек—человек». По своей структуре она является целостной междисциплинарной интеграцией философских, культурологических, эстетических, социально-психологических, этических аспектов исследования человека в процессе осуществления конкретной профессиональной деятельности и представляет собой синтез педагогики, психологии, экономики, социологии управления. Основное внимание уделяется такой «поведенческой» науке, как социальная технология, которая отличается от фундаментальной науки смещением акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как», а это значит, что проблемы не только исследуются, но даже решаются в условиях неполноты знаний, рискуя встретить упреки в недостаточной обоснованности решений.

Основы формирования имиджа являются органической составной частью социальной технологии, так как понятие «персонифицированный имидж» создает возможность (при его изучении) моделировать именно тот образ, который в наибольшей степени соответствует процессуальной, технологической стороне избранной профессиональной деятельности.

Вывод достаточно прост и ясен: достижение успеха, результативность обоснованного риска возможны в том случае, если специалист обладает умением «создавать себя», сам занимается «строительством» собственной персоны, владеет именно тем, что необходимо для осуществления специфических функций, задач, операций в избранной профессиональной деятельности.

Будущий специалист должен принять мысль о том, что человек — хозяин своей судьбы. Он должен обладать не только мужеством, но и умением заниматься самооценкой и формированием самого себя. Никакой коллектив не сделает это за него. Лишь собственные усилия человека обеспечивают его способность соответствовать той роли, которую он избирает в сфере труда.

Главная идея дисциплины связана с понятием «персонифицированный имидж», включающим в себя как естественные (природные) свойства личности, так и специально наработанные (созданные), а также внешний облик, внутреннее содержание человека, его психологический тип, черты которого отвечают запросам времени и общества. Эти составляющие и определили структуру дисциплины.

Во введении излагаются общие цели и задачи предмета, рассматриваются типичные проблемы соответствия специалиста своей функциональной деятельности, изучаются существующие в научной и специальной литературе концептуальные подходы к исследованию имиджа человека.

Если первый раздел дисциплины связан с раскрытием и изучением общего представления о понятии «имидж», то второй посвящен проблеме имиджа специалиста. В этом разделе изучаются те факторы, которые предопределяют имидж специалиста — прежде всего прослеживается влияние на него организационной структуры функций, целей, задач и т. д. того учреждения, куда поступает на работу человек. Здесь же излагаются знания о стиле поведения специалиста, о вербальных и невербальных способах, с помощью которых он овладевает культурой деловых контактов.

Культура общения рассматривается, с одной стороны, как показатель глубинных процессов общества и духовного развития личности. С другой стороны, культура общения сама оказывает определенное воздействие на реальность общественных процессов и человеческих отношений. Сумеем ли мы понять другого, поможем ли другому понять нас, найдем ли путь к взаимному согласию — зачастую именно это определяет успех профессиональной деятельности. Поэтому так важно учиться культуре общения тем, кто осуществляет свою работу в системе «человек—человек».

Задачу формирования культуры общения целенаправленно решают различные системы — семья, детские учреждения, школа. Именно здесь человек приобретает наиболее важные черты характера и привычки поведения. Однако их влияние осуществляется главным образом в детском и юношеском возрасте и «программирует поведение» с учетом конкретных условий его жизни в эти годы. В дальнейшем человек сам усваивает правила общения и формирует стиль поведения, исходя из требований, предъявляемых к нему обществом в целом и тем трудовым коллективом, в котором он работает. Однако этот процесс включения не всегда протекает гладко. Неумение найти и реализовать правильный способ поведения ведет к неудачам в профессиональной деятельности. Вот почему в данном материале собраны знания, изучение которых позволит молодому работнику избежать многих ошибок, а в итоге — неудач.

Значительное место в данной дисциплине занимает проблема облика. Предлагается совокупность знаний, изучение которых позволяет овладеть искусством сочетать в своем облике внешний вид, стиль поведения и т. д.

Дисциплина «Основы формирования имиджа» ставит своей целью: раскрытие особенностей профессии и специфики взаимоотношений в деловом мире; развитие самосознания, представления о себе, степени соответствия стандартам, требованиям выбранной профессии; знакомство с ценностями, ролями, моделями поведения специалиста социально-культурной сферы; приобретение навыков межличностного взаимодействия, проигрывание различных социальных ролей; развитие коммуникативных способностей, культуры делового общения; овладение технологиями делового взаимодействия, развитие способностей, необходимых для коллективного, творческого сотрудничества; формирование имиджа делового человека, необходимого для достижения успеха на профессиональном пути; развитие навыков работы над собой с целью самосовершенствования, приведения в соответствие своего облика требованиями, предъявляемыми к специалисту инновационного типа поведения.

Для достижения перечисленных целей используются различные методы обучения. Среди них: лекции, практические занятия, анализ конкретных ситуаций, моделирование стиля поведения в игровом режиме, использование тестов, самостоятельная работа по изучению каждой темы курса (изучение литературы, выполнение тренинговых заданий).

Дисциплина «Основы формирования имиджа» рассчитана на 68 часов, из них 24 часа — лекции, 44 часа — практические занятия. В связи с таким соотношением каждая тема курса представляет собой три блока:

— теоретический материал;

— механизмы, технологии, осуществляющие перевод теоретических знаний на язык практических действий;

— тренинги, ситуационно-ролевые, дидактические и рефлексивные игры для формирования стереотипов профессионального поведения.

В процессе обучения студенты разрабатывают индивидуальную программу по диагностике и коррекции собственного повседневного поведения. Регулируя характер взаимоотношений со сверстниками, преподавателями и родителями, студенты овладевают механизмами саморегуляции, которые с успехом сумеют применить в профессиональной деятельности.

Зачет проводится в форме аттестационной игры «Слалом», в которой используются качественная и количественная системы оценки.

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса. Обзор проблем человека (его уникальность, внешность, телесность, стиль, поведение). Обзор научной, научно-методической, специальной литературы по этим проблемам. Обоснование приоритетности исследования и изучения проблем имиджа специалиста.

Тема 2. «Общество—природа—человек—техника»: проблема гармонии. Понятие «имидж человека»

Облик человека. Эмоции как одна из его характеристик. Общественная сущность человека. Его духовный мир, индивидуальность и ее проявление. Сферы жизнедеятельности. Человек в социальной структуре общества. Жизненный путь человека.

Понятие «персонифицированный имидж». Слагаемые персонифицированного имиджа.

Естественные свойства личности.

Приобретаемые свойства личности. Личный, социальный опыт, социальное происхождение, образование. Социальный статус и стиль поведения. Личностная культура индивида как совокупность индивидуальных способов деятельности, образцов поведения.

Тема 3. Современный специалист в мире деловых отношений

Деловой мир. Система деловых отношений. Государственные, федеральные, муниципальные, частные, малые и арендные предприятия. Полное и смешанное товарищества с ограниченной ответственностью. Акционерные общества открытого и закрытого типов. Менеджмент на государственных предприятиях. Менеджмент в акционерных обществах.

Новые типы организаций в социально-культурной сфере. Креативный стиль поведения современного специалиста. Профессиональная культура специалиста.

Тема 4. Стиль поведения, деловой портрет

Нравственно-эстетическое развитие личности как фактор, определяющий стиль профессионального поведения.    Степень выраженности ценностных ориентаций как показатель нравственно-эстетической развитости личности.          Эталонная система ценностных ориентаций современного специалиста.

Формирование интереса к другому человеку на основе преодоления собственного эгоцентризма. Личностная автономия (внутренняя независимость) как право на своеобразие. Чувство принадлежности ко всему человеческому, осознание себя частью человеческой общности.

Аутентичность и открытость, их адекватность ситуации. Способность по-новому видеть обычные вещи. Готовность расстаться с устаревшими стереотипами, предубеждениями, перепроверка своих взглядов, умение корректировать их в соответствии с изменившейся обстановкой.

Высокая степень принятия себя и других со всеми сложностями человеческой натуры. Объективное создание себя, своих чувств, реальных мыслей. Уважение себя как личности. Признание права других на многоликую гамму собственных чувств, мыслей, стремлений.

Внешние характеристики профессионального поведения: целеустремленность, открытость, привлекательность, контактность, собранность, оптимизм, надежность, ответственность, оперативность, динамичность, энергичность, стрессоустойчивость, чувство юмора и доброжелательность.       Основные блоки профессиональной деятельности специалиста. Обоснованный риск. Технология принятия эффективных управленческих решений в условиях обоснованного риска.

Тема 5. Основные законы делового общения

Основные аспекты общения. Деловое общение, его цели и результаты. Критерии оценки эффективности общения. Умения и навыки, необходимые для успешного делового общения. Перцептивные и эмпатийные способности, влияющие на общение.

Коммуникабельность специалиста. Стратегия позиционного и принципиального общения. Основные социально-психологические потребности личности и моделирование делового общения.

Приемы и способы приведения людей к согласию.

Умение «сохранять дистанцию» в общении с коллегами и руководителем. Формальное и неформальное общение. Светская беседа.

Тема 6. Деловые переговоры

Роль слова, психологические барьеры его восприятия. Искусство слушать, запоминать, реагировать. Процедуры коллективного принятия решений: метод Дельфи, мозговая и эмоциональная атаки, баскет-метод, синектика и др. Организационно-психологические условия ведения деловых переговоров. Международный этикет. Национальные особенности ведения деловых переговоров.

Чувство юмора как показатель развитости ума и воспитанности человека. Смех как элемент физиологии ума. Классификация приемов остроумия, разработанная А. Н. Луком: ложное противопоставление, ложное усиление, доведение до абсурда, остроумие нелепости, смешение стилей или «совмещение планов», намек, двойное истолкование, ирония, обратное сравнение, повторение, парадокс и т. д.

Тема 7. Проблема сохранения имиджа в конфликтных ситуациях

Личный, деловой, межличностный, межгрупповой и социальный конфликты. Модели поведения специалиста в конфликтной ситуации. Выбор стратегий и средств. Отношение к компромиссам. Отношение к поражению. Развивающий потенциал конфликта по отношению к его участникам. Кооперация, конкуренция, соперничество, сотрудничество. Нормы и правила поведения специалиста в напряженной ситуации. Регламентация профессионального поведения в деловых конфликтах. Превентивный стиль поведения специалиста как профилактика конфликта. Правила применения «золотых слов», предложенные А. Ю. Панасюком: «один смысл», «без гипербол», «высокое мнение», «без претензий», «без дидактики», «без приправ».

Техника «зеркала отношений» и формирование аттракции (умения влиять и воздействовать на других людей).

Тема 8. Технология группового взаимодействия

Групповое взаимодействие, его закономерности и принципы (системность, коллективная ответственность, единоначалие, самопрограммирование, саморазвитие, контролируемая борьба).

Диагностика задачи, ситуации. Определение целей. Методика принятия решений. Разработка проекта и программы его реализации. Корректные способы мышления и навыки коллективной мыслительной работы: анализ, синтез, сведение, восхождение, индукция, дедукция, рефлексия, понимание, «выращивание» идеи, непонимание, сомнение, проблематизация, критика, отрицание, инверсия, приведение к абсурду.

Группообразование. Организация позитивной динамики. Типы и виды позиций в групповой работе. Программа групповой работы. Психотехнические средства. Основные виды функциональных состояний. Активность. Утомление. Настроение. Стресс. Теория сбалансированного управления собой. Имаготерапия. Фактор справедливости в групповой работе.

Тема 9. Взаимное познание в процессе взаимодействия

Человек как «свернутая вселенная» (В. Леви).

Интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая сферы личности. Система стимулирования и мотивации в креативном менеджменте. Некоторые типажи: активист, хозяин, диагностик, рационализатор, начальник, исполнитель, свой парень, нонконформист, инноватор, консерватор и т. д. Теория гигиены и мотивации Ф. Херцберга.

Коллектив. Закономерности его развития. Социально-психологические слои коллектива: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные и др.

Запоминаю, помню, вспоминаю. Техника тренировки памяти в зависимости от ее вида (визуальный, кинестетический, аудиальный).

Приемы диагностики собственного состояния. Особенности познания людьми друг друга. Принципы оценки личности. Искусство быть собой. Самопознание как путь совершенствования.

Условия профессионального роста специалиста. Самовыражение и его связь с достижениями в работе.

Тема 10. Искусство убеждать

Основные этапы передачи информации: сбор специальной информации по проблемам делового общения; выявление мотивов и целей собеседника; передача запланированной информации; формирование основы для аргументации, или предварительная проверка правильности узловых пунктов аргументации; анализ и проверка позиции собеседника; моделирование ожидаемых результатов деловой беседы.

Основные конструкции аргументирования: доказательная аргументация и контраргументация.

Двенадцать риторических методов по П. Мицичу: фундаментальный метод; метод противоречия; метод «извлечения выводов»; метод сравнения; метод «да-но»; метод «кусков»; метод «бумеранга»; метод игнорирования; метод потенцирования; метод «выведения»; метод опроса; метод видимой поддержки.

Основные требования к умению «упаковывать» собственные мысли.

Техника влияния на других людей (по Д.Карнеги).

Тема 11. Роль планирования в формировании имиджа

Успех как способность личности преодолевать сложности. Самореклама. Самопрезентация.

Как планировать рабочее время. Мы и бумаги: кто кого? Как совместить работу и семейную жизнь. Способность идти на риск. Риск-тейкеры.

Жизненный успех. Здоровье как основа успеха. Здоровый образ жизни как гарантия успешной деятельности.

Тема 12. Стандарты и творчество в поведении специалиста

Алгоритм психологической подстройки.

Речь и ее параметры (вербальные средства): выразительность, интонация, артикуляция, темп, высота, тон, мелодия речи. Устная, письменная, внутренняя речь. Функции речи: информационная (описание, характеристика, сообщение, инструкция); эмоционально-выразительная, предназначенная для выражения определенных чувств, эмоциональных отношений (благодарность, приглашение, поощрение, предупреждение и т. д.); регулятивная (распоряжение, просьба, совет, предложение, убеждение, внушение). Диалогическая и монологическая формы речи. Логичность высказывания и богатство лексики как критерии оценки интеллекта.

Неречевые средства общения: жесты, мимика, позы, характер движений, дистанция, зрительный контакт, запахи, прикосновения. Общие представления о возможностях использования языка телодвижений. Способы, смягчающие контакт в процессе делового общения. Сигналы глаз. Сигареты, сигары, трубки, очки и т. д. Поклоны, их зависимость от социального статуса. Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.

Тема 13. Культура внешнего облика

Культура внешнего облика как специфический способ оформления человеком своей внешности. «Психосоциальная тождественность», т. е. соответствие набора выразительных средств личности (костюма, прически, макияжа и пр.) нормативным требованиям коллектива, общества в целом, а также индивидуальным интересам, вкусам, ценностным ориентациям.

Мода как реальный механизм, интегрирующий в себе нормативную и личностную стороны культуры внешнего облика. Постоянное накопление знаний и формирование представлений о нормах, правилах, приемах оформления внешнего облика. Самостоятельность суждений в этой области.

Развитие ценностно-ориентационного потенциала личности, ее эстетических вкусов, пристрастий, потребностей и интересов. Расширение границ проявления своего «я», способствующее реализации возможностей, раскрытию творческого потенциала.

Тема 14. Профилактика неудач (психогигиена, работа над собой)

Релаксация как умение расслабляться для снятия физического и психического напряжения.

Способы выработки «иммунитета» от эмоциональных травм. Чувство ответственности и риск в профессиональной деятельности.

Создание условий для успешной деятельности. Выбор и формулирование цели. Знание объективной информации о себе, своих проблемах, окружающих людях, конкретной ситуации. Вера в собственные возможности и смелость. Формирование своего «я». Признание собственной ценности. Согласие с самим собой.

Тема 15. Ситуационно-ролевая игра «Имидж»

1. Погружение в игру. Интеллектуальная разминка (15 мин).

2. Комплектование команд (15 мин).

3. Выбор кандидатов на роль специалиста от каждой команды (15 мин).

4. Подготовка мини-сочинений «Я в их глазах» и «Она (он) в наших глазах» (15 мин).

5. Стыковка мини-сочинений по кандидатам (25 мин).

6. Подготовка кандидатов к первой встрече с коллективом — «Контакт» (10 мин).

7. Моделирование встречи с коллективом, разыгрывающим определенное состояние (45 мин).

8. Анализ участниками игры профессионального поведения специалиста на первой встрече с коллективом (45 мин).

Тема 16. Аттестационная игра «Слалом»

Блок-схема аттестационной игры «Слалом», комментарий основных ее этапов.

Комплектование игровых команд. Набор диагностик для выявления уровня готовности участников игры к игровой деятельности. Оформление игровой поляны. Характеристика научно-методического фонда игры.

Система оценки деятельности ее участников. Основные игротехнические приемы по организации и управлению игрой. Подведение итогов (зачет).

Методические приемы по снятию эффекта игрового последствия.

 

2.Аннотация дисциплины

 

Дисциплина «Основы формирования имиджа» занимает важное место в подготовке специалистов, которым предстоит работать в системе «человек—человек». По своей структуре она является целостной междисциплинарной интеграцией философских, культурологических, эстетических, социально-психологических, этических аспектов исследования человека в процессе осуществления конкретной профессиональной деятельности и представляет собой синтез педагогики, психологии, экономики, социологии управления. Основное внимание уделяется такой «поведенческой» науке, как социальная технология, которая отличается от фундаментальной науки смещением акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как», а это значит, что проблемы не только исследуются, но даже решаются в условиях неполноты знаний, рискуя встретить упреки в недостаточной обоснованности решений.

Основы формирования имиджа являются органической составной частью социальной технологии, так как понятие «персонифицированный имидж» создает возможность (при его изучении) моделировать именно тот образ, который в наибольшей степени соответствует процессуальной, технологической стороне избранной профессиональной деятельности.

Вывод достаточно прост и ясен: достижение успеха, результативность обоснованного риска возможны в том случае, если специалист обладает умением «создавать себя», сам занимается «строительством» собственной персоны, владеет именно тем, что необходимо для осуществления специфических функций, задач, операций в избранной профессиональной деятельности.

Будущий специалист должен принять мысль о том, что человек — хозяин своей судьбы. Он должен обладать не только мужеством, но и умением заниматься самооценкой и формированием самого себя. Никакой коллектив не сделает это за него. Лишь собственные усилия человека обеспечивают его способность соответствовать той роли, которую он избирает в сфере труда.

Главная идея дисциплины связана с понятием «персонифицированный имидж», включающим в себя как естественные (природные) свойства личности, так и специально наработанные (созданные), а также внешний облик, внутреннее содержание человека, его психологический тип, черты которого отвечают запросам времени и общества. Эти составляющие и определили структуру дисциплины.

Во введении излагаются общие цели и задачи предмета, рассматриваются типичные проблемы соответствия специалиста своей функциональной деятельности, изучаются существующие в научной и специальной литературе концептуальные подходы к исследованию имиджа человека.

Если первый раздел дисциплины связан с раскрытием и изучением общего представления о понятии «имидж», то второй посвящен проблеме имиджа специалиста. В этом разделе изучаются те факторы, которые предопределяют имидж специалиста — прежде всего прослеживается влияние на него организационной структуры функций, целей, задач и т. д. того учреждения, куда поступает на работу человек. Здесь же излагаются знания о стиле поведения специалиста, о вербальных и невербальных способах, с помощью которых он овладевает культурой деловых контактов.

Культура общения рассматривается, с одной стороны, как показатель глубинных процессов общества и духовного развития личности. С другой стороны, культура общения сама оказывает определенное воздействие на реальность общественных процессов и человеческих отношений. Сумеем ли мы понять другого, поможем ли другому понять нас, найдем ли путь к взаимному согласию — зачастую именно это определяет успех профессиональной деятельности. Поэтому так важно учиться культуре общения тем, кто осуществляет свою работу в системе «человек—человек».

Задачу формирования культуры общения целенаправленно решают различные системы — семья, детские учреждения, школа. Именно здесь человек приобретает наиболее важные черты характера и привычки поведения. Однако их влияние осуществляется главным образом в детском и юношеском возрасте и «программирует поведение» с учетом конкретных условий его жизни в эти годы. В дальнейшем человек сам усваивает правила общения и формирует стиль поведения, исходя из требований, предъявляемых к нему обществом в целом и тем трудовым коллективом, в котором он работает. Однако этот процесс включения не всегда протекает гладко. Неумение найти и реализовать правильный способ поведения ведет к неудачам в профессиональной деятельности. Вот почему в данном материале собраны знания, изучение которых позволит молодому работнику избежать многих ошибок, а в итоге — неудач.

Значительное место в данной дисциплине занимает проблема облика. Предлагается совокупность знаний, изучение которых позволяет овладеть искусством сочетать в своем облике внешний вид, стиль поведения и т. д.

 

 

3.Рабочая программа

 

а)цель и задачи дисциплины

Дисциплина «Основы формирования имиджа» ставит своей целью: раскрытие особенностей профессии и специфики взаимоотношений в деловом мире; развитие самосознания, представления о себе, степени соответствия стандартам, требованиям выбранной профессии; знакомство с ценностями, ролями, моделями поведения специалиста социально-культурной сферы; приобретение навыков межличностного взаимодействия, проигрывание различных социальных ролей; развитие коммуникативных способностей, культуры делового общения; овладение технологиями делового взаимодействия, развитие способностей, необходимых для коллективного, творческого сотрудничества; формирование имиджа делового человека, необходимого для достижения успеха на профессиональном пути; развитие навыков работы над собой с целью самосовершенствования, приведения в соответствие своего облика требованиями, предъявляемыми к специалисту инновационного типа поведения.

Для достижения перечисленных целей используются различные методы обучения. Среди них: лекции, практические занятия, анализ конкретных ситуаций, моделирование стиля поведения в игровом режиме, использование тестов, самостоятельная работа по изучению каждой темы курса (изучение литературы, выполнение тренинговых заданий).

 

б)содержание дисциплины

Дисциплина «Основы формирования имиджа» рассчитана на 68 часов, из них 8 часов — лекции, 42 часа — самостоятельные занятия. В связи с таким соотношением каждая тема курса представляет собой три блока:

— теоретический материал;

— механизмы, технологии, осуществляющие перевод теоретических зна

Размер файла: 193.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров