Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ТЕРЯЕТ РОССИЯ

Распространение потребления психоактивных веществ1, особенно среди молодежи, - одна из серьезнейших проблем современной России. Специалисты-медики на основании эпидемиологических данных по наркологической заболеваемости прогнозируют, что в ближайшие 5-10 лет наркотизация будет «масляным пятном» расползаться по стране, охватывая все большее количество молодых россиян [1, c. 5].

Вместе с тем, проблемам молодежи с начала 90-х годов уделяется все меньше внимания со стороны государства и общества: упразднен Госкомитет по делам молодежи, призванный разрабатывать и координировать осуществление молодежной политики в масштабах всей страны; сократилось финансирование ориентированных на молодежь программ. Достаточно сказать, что в принятом на 2002 год бюджете на нужды образования выделено 300 млрд. рублей, что соответствует примерно 3% ВВП, в то время как в 80-е годы в СССР стабильно выделялось 7% (в развивающихся странах - в среднем 4,5% ВВП, а в промышленно развитых – 6-7%). Впервые со времен гражданской войны в России появились сотни тысяч бездомных и беспризорных детей, зачастую не умеющих ни читать, ни писать. Их, по разным оценкам, насчитывается до 2,5 миллионов [2, с. 11-13, 16-19]. На почве разрушения нравственных основ общества, утраты жизненно важных ценностей и идеалов, резко возросла подростковая и молодежная преступность. Число подростков, доставляемых ежегодно в органы внутренних дел, увеличилось за последние 10 лет более чем в 2 раза и составило 1,2 миллиона; ими совершается свыше 200 тысяч преступлений в год. По данным МВД количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками за год, увеличилось с 1991 г. более чем в 3 раза. За этот же период в 15 раз увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и среди причастных к ним лиц преобладает молодежь (в основном в качестве рядовых распространителей и потребителей). Пользуясь благоприятной “конъюнктурой” (слабостью исполнительной власти, несовершенством законодательства) преступный мир все активнее втягивает молодых в свою среду [3, с. 1].

Благодаря длительной, целенаправленной (и хорошо оплачиваемой) рекламе алкоголя и табачных изделий, неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры стали сигареты, пиво и их логическое продолжение – “травка”, ”колеса” и т.д. В совокупности с недостаточным и некачественным питанием, нездоровым образом жизни, отсутствием эффективной системы профилактики и медицинской помощи это привело к значительному ухудшению физического и психического здоровья молодого поколения. Одними из первых с данным явлением столкнулись военкоматы: по данным Генштаба ВС России по состоянию на январь 2002 г. более 50% юношей призывного возраста имеют различные ограничения по состоянию здоровья [4, c. 3], а среди призванных на военную службу ребят стало выявляться все больше пристрастившихся к различным психоактивным веществам, в том числе наркотическим.

Что представляют собой сегодня юноши и девушки с девиантным поведением, связанным с никотиновой, алкогольной, наркотической зависимостью? Какова их доля среди молодежи? Каковы тенденции и возможные последствия данного явления; как ему противостоять? Попыткой ответа на эти вопросы является, в частности, данная статья, основанная на материалах общероссийского исследования «Девиация подростков и молодежи: алкоголизм, проституция, наркомания», проведенного в июне 2001 г. Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации под руководством Ф.Э. Шереги с участием автора.

Наркотики, безусловно, представляют наибольшую опасность из всех психоактивных веществ: по данным Министерства здравоохранения РФ за период с 1991 по 2001 г. заболеваемость наркоманией среди подростков увеличилась в 17 раз. На основании количества зарегистрированных случаев выделено 5 типов региональныхсубъектов РФ. В первую группу (очень высокая наркотизация населения) вошло 9 субъектов, в которых проживает 13,8% населения России, во вторую (высокая наркотизация) – 6 (8,6% населения); в третью (средний уровень наркотизации) – 13 (20,7% населения); в четвертую (низкий уровень наркотизации) – 19 (26,9% населения); в последнюю (самый низкий уровень наркотизации) – 32 (30% населения России) [5, c. 6-13]. Такая классификация позволяет утверждать, что 43% населения России проживает в регионах с опасным для общества уровнем наркотизации.

Эта типология была положена в основу и пропорционального отбора подростков и молодежи для исследования. В качестве объекта была выбрана молодежь Москвы, Санкт-Петербурга, областных центров в возрасте 12-22 года. Опрошено 2000 человек. Общая численность этой возрастной группы в составе населения мегаполисов и областных, краевых, республиканских центров 10 964 000 человек2. Каждая возрастная подгруппа представлена пропорционально ее численности в составе населения страны. Половину опрошенных составили девушки.

Анкетирование проводилось в форме интервью в местах встречи молодежи: в парках, скверах, во дворах, возле (но не внутри них) учебных заведений, дискотек, стадионов, кинотеатров, в зонах отдыха. Это обеспечило определенную раскованность и чистосердечность опрашиваемых. Откровенности способствовал и тот факт, что в качестве интервьюеров выступали подготовленные для проведения такой работы молодые люди в возрасте 17-26 лет. В ходе опроса лица, потребляющие наркотики, специально не «разыскивались», опрашивалась обычная молодежь, отбиравшаяся случайно. Интервьюерами соблюдались лишь заданные статистические квоты (пропорции) по возрасту и полу.

Сложность объекта определила допустимость коррекции модальных данных на величину погрешности не менее 10%. Такое допущение предостерегает от полной абсолютизации показателей без дополнительной экспертной оценки, однако сохраняет устойчивость тенденций и правомерность выводов.

Рассмотрим потребление молодежью табачных изделий как разновидности психоактивных веществ и нередко – первого шага по пути наркомании3.

 

Потребление табачных изделий

Никотиновая зависимость приводит к серьезным демографическим последствиям: пагубно сказывается на здоровье, ведет к онкологическим, сердечно-сосудистым и к 20 другим серьезнейшим заболеваниям; может отрицательно сказаться на здоровье будущих детей, особенно если курит девушка; значительно усиливает риск приобщения молодежи к потреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля.

Результаты исследования свидетельствуют, что с 1990 по 2001 г. возраст начинающих курильщиков уменьшился с 15,2 до 10,1 года (табл. 1). Девушки, в среднем, начинают потреблять никотин на 1,5 года позже юношей. Среди 13-летних курит каждый второй (48%), в 16-17 лет – двое из трех (66%), а в 18 лет – трое из четырех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(75,5%)4. Среди работающей молодежи (до 23-х лет) курильщиков 81,2%, среди тех, кто не работает и не учится – 83,2%, а среди учащихся намного меньше – 55%. Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях, где, соответственно, ниже общая культура здоровья (табл. 2).

Средняя норма потребления составляет 12 сигарет в день: юноши – 14, а девушки – 10. Больше всего курят те, кто и не работает и не учится (15,7сигарет в день) или уже работает (14,9). У учащихся норма меньше – в среднем 10,5 сигарет. Согласно собственным признаниям, курят часто – 31,7%, не очень часто – 23,5%, редко – 9,1%. В составе юношей курят 68,6%, девушек – 53,9%. Таким образом, 6 720 000 человек в составе изучаемой возрастной группы с той или иной частотой потребляют никотин.

Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает молодежь, составляет 15 руб. 21 коп. Таким образом, получается, что молодые люди 12-22 лет тратят на сигареты в год примерно 763 740 000 долларов. Такого серьезного покупателя табачные компании должным образом ценят, всячески поощряя курение, проводя конкурсы, шоу с разыгрыванием блоков сигарет, предлагая бесплатно насладиться вкусом и ароматом сигарет раскрученных марок. Многозначителен и следующий факт: 60,7% опрошенных курящих молодых людей курят в основном импортные сигареты. Однако при этом большая часть российских фабрик с их торговой маркой является собственностью иностранного капитала5. Это отражает тенденцию переориентации иностранных табачных производителей, вытесняемых с западных рынков под давлением местных сторонников здорового образа жизни, на “всеядный” российский рынок. Укажем в этой связи, что, например, в США доля курящих сократилась почти в два раза – 28% среди мужчин и до 18% среди женщин. Поэтому рост прибыли от производства и продажи сигарет внутри США у крупнейшей американской табачной компании «Philip Morris» за 1990 - 2000 гг. составил всего 16%, в то время как прибыль от реализации табачной продукции в развивающихся странах (куда входит и Россия) выросла за те же 10 лет на 256% [7]. Инвестиции в российскую табачную промышленность быстро окупаются, т. к. величина акцизного налога в России не поднимается выше 12%, в то время как в ряде стран Евросоюза он достигает 57% [8]. Поэтому неудивительно, что производство табачных изделий в России постоянно растет: например, с 1996 по 1998 г. на 54%6.

 

Потребление алкоголя

Алкоголь относится к сильно действующим психоактивным веществам, вызывающим устойчивую зависимость. Если человек становится алкоголиком, он: 1) наносит вред своему здоровью, 2) отчуждается от общества, 3) разрушает семью, 4) способствует отрицательному генетическому наследству у потомства.

Если в 1991 г. молодежь начинала потреблять спиртное в среднем в 15,5 лет, то в 2001 г. – уже в 11 лет (см. табл. 1). Юноши в этом отношении опережают девушек на 0,7 года. По данным МВД количество несовершеннолетних, к которым применяются меры административного воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, постоянно растет: в 1998 г. – 294 000 человек, в 1999 г. – 305 000, в 2000 г. – 307 000 [9, c. 12].

С той или иной частотой потребляют различные алкогольные напитки, согласно личному признанию, 81,8% молодых людей. 75,9% опрошенных пьют пиво (примерно в равной степени и девушки, и юноши). Также поровну разделились любители коньяка. Водку употребляют 41,5% юношей и 24,2% девушек, причем ее пьют 45% работающих, учащихся ПТУ и нигде не работающих и не обучающихся. Спирт и самогон выпивают 11% представителей сильного пола и 5,1% слабого. Вино предпочитают 36,7% девушек и 19,4% юношей. Естественно, на “питейный рацион” подрастающего поколения оказывает серьезное воздействие материальное положение семьи. Так, потребление спирта, самогона и водки снижается при повышении уровня благосостояния семьи, а вина, коньяка, джина, виски, рома повышается. Пиво пьют практически в равной степени и в бедных, и в состоятельных семьях. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет “балуется” пивом, а в составе 13-летних - двое из каждых троих, в том числе девочки (табл. 3). Интенсивность потребления крепких напитков возрастает с 15-летнего возраста


1    Автор разделяет точку зрения о том, что к психоактивным веществам относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние человека, вызывающие болезненное пристрастие, именуемое также наркотической, алкогольной, никотиновой зависимостью [ 1, c. 53].

2    Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2000. С.

3    Медицинские специалисты в США считают табакокурение разновидностью наркомании и относят к наркомании «злоупотребление алкоголем, никотином, опиатами, кокаином, лекарственными препаратами и привыкание к их чрезмерному употреблению» [6, c. 6].

4    Здесь и далее за 100% берется только та молодежь, которая проживает в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах. – Примеч. ред.

5        Например, производство популярной «Явы» контролирует англо-американская компания «British-American Tobacco», она же выпускает «Герцеговину-Флор», «Российские», «Вечерние», «Космос», «Золотое Руно» и другие сорта сигарет; контрольный пакет акций производителя сигарет «Петр 1», «Князь», «Беломорканал», «Русский стиль», «Космос», «Невские» и т.д. – у японской “Japan Tabacсo Inc.”; американская компания «Philip Morris” выпускает сигареты «Оптима», «Союз-Аполлон», «Союз-Аполлон особые» и др.; немецкая «Reemtsma AG»– сигареты с фильтром «Прима люкс», «Прима серебряная», «Максим» и др.; британская «Gallaher Group Plc», выпускает «Московские», «Арбат», «Камею», «Тройку», «Приму» (без фильтра), «Пегас», «Нашу марку», «Столичные» и др. В 2001 г. англичане купили московскую табачную фабрику «Дукат» и планируют еще больше расширять производство и поставки сигарет в России ввиду ежегодного падения спроса в самой Великобритании.

6        Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2000. С. 343.

 



Размер файла: 112 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров