Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ТЕРЯЕТ РОССИЯ

Распространение потребления психоактивных веществ1, особенно среди молодежи, - одна из серьезнейших проблем современной России. Специалисты-медики на основании эпидемиологических данных по наркологической заболеваемости прогнозируют, что в ближайшие 5-10 лет наркотизация будет «масляным пятном» расползаться по стране, охватывая все большее количество молодых россиян [1, c. 5].

Вместе с тем, проблемам молодежи с начала 90-х годов уделяется все меньше внимания со стороны государства и общества: упразднен Госкомитет по делам молодежи, призванный разрабатывать и координировать осуществление молодежной политики в масштабах всей страны; сократилось финансирование ориентированных на молодежь программ. Достаточно сказать, что в принятом на 2002 год бюджете на нужды образования выделено 300 млрд. рублей, что соответствует примерно 3% ВВП, в то время как в 80-е годы в СССР стабильно выделялось 7% (в развивающихся странах - в среднем 4,5% ВВП, а в промышленно развитых – 6-7%). Впервые со времен гражданской войны в России появились сотни тысяч бездомных и беспризорных детей, зачастую не умеющих ни читать, ни писать. Их, по разным оценкам, насчитывается до 2,5 миллионов [2, с. 11-13, 16-19]. На почве разрушения нравственных основ общества, утраты жизненно важных ценностей и идеалов, резко возросла подростковая и молодежная преступность. Число подростков, доставляемых ежегодно в органы внутренних дел, увеличилось за последние 10 лет более чем в 2 раза и составило 1,2 миллиона; ими совершается свыше 200 тысяч преступлений в год. По данным МВД количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками за год, увеличилось с 1991 г. более чем в 3 раза. За этот же период в 15 раз увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и среди причастных к ним лиц преобладает молодежь (в основном в качестве рядовых распространителей и потребителей). Пользуясь благоприятной “конъюнктурой” (слабостью исполнительной власти, несовершенством законодательства) преступный мир все активнее втягивает молодых в свою среду [3, с. 1].

Благодаря длительной, целенаправленной (и хорошо оплачиваемой) рекламе алкоголя и табачных изделий, неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры стали сигареты, пиво и их логическое продолжение – “травка”, ”колеса” и т.д. В совокупности с недостаточным и некачественным питанием, нездоровым образом жизни, отсутствием эффективной системы профилактики и медицинской помощи это привело к значительному ухудшению физического и психического здоровья молодого поколения. Одними из первых с данным явлением столкнулись военкоматы: по данным Генштаба ВС России по состоянию на январь 2002 г. более 50% юношей призывного возраста имеют различные ограничения по состоянию здоровья [4, c. 3], а среди призванных на военную службу ребят стало выявляться все больше пристрастившихся к различным психоактивным веществам, в том числе наркотическим.

Что представляют собой сегодня юноши и девушки с девиантным поведением, связанным с никотиновой, алкогольной, наркотической зависимостью? Какова их доля среди молодежи? Каковы тенденции и возможные последствия данного явления; как ему противостоять? Попыткой ответа на эти вопросы является, в частности, данная статья, основанная на материалах общероссийского исследования «Девиация подростков и молодежи: алкоголизм, проституция, наркомания», проведенного в июне 2001 г. Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации под руководством Ф.Э. Шереги с участием автора.

Наркотики, безусловно, представляют наибольшую опасность из всех психоактивных веществ: по данным Министерства здравоохранения РФ за период с 1991 по 2001 г. заболеваемость наркоманией среди подростков увеличилась в 17 раз. На основании количества зарегистрированных случаев выделено 5 типов региональныхсубъектов РФ. В первую группу (очень высокая наркотизация населения) вошло 9 субъектов, в которых проживает 13,8% населения России, во вторую (высокая наркотизация) – 6 (8,6% населения); в третью (средний уровень наркотизации) – 13 (20,7% населения); в четвертую (низкий уровень наркотизации) – 19 (26,9% населения); в последнюю (самый низкий уровень наркотизации) – 32 (30% населения России) [5, c. 6-13]. Такая классификация позволяет утверждать, что 43% населения России проживает в регионах с опасным для общества уровнем наркотизации.

Эта типология была положена в основу и пропорционального отбора подростков и молодежи для исследования. В качестве объекта была выбрана молодежь Москвы, Санкт-Петербурга, областных центров в возрасте 12-22 года. Опрошено 2000 человек. Общая численность этой возрастной группы в составе населения мегаполисов и областных, краевых, республиканских центров 10 964 000 человек2. Каждая возрастная подгруппа представлена пропорционально ее численности в составе населения страны. Половину опрошенных составили девушки.

Анкетирование проводилось в форме интервью в местах встречи молодежи: в парках, скверах, во дворах, возле (но не внутри них) учебных заведений, дискотек, стадионов, кинотеатров, в зонах отдыха. Это обеспечило определенную раскованность и чистосердечность опрашиваемых. Откровенности способствовал и тот факт, что в качестве интервьюеров выступали подготовленные для проведения такой работы молодые люди в возрасте 17-26 лет. В ходе опроса лица, потребляющие наркотики, специально не «разыскивались», опрашивалась обычная молодежь, отбиравшаяся случайно. Интервьюерами соблюдались лишь заданные статистические квоты (пропорции) по возрасту и полу.

Сложность объекта определила допустимость коррекции модальных данных на величину погрешности не менее 10%. Такое допущение предостерегает от полной абсолютизации показателей без дополнительной экспертной оценки, однако сохраняет устойчивость тенденций и правомерность выводов.

Рассмотрим потребление молодежью табачных изделий как разновидности психоактивных веществ и нередко – первого шага по пути наркомании3.

 

Потребление табачных изделий

Никотиновая зависимость приводит к серьезным демографическим последствиям: пагубно сказывается на здоровье, ведет к онкологическим, сердечно-сосудистым и к 20 другим серьезнейшим заболеваниям; может отрицательно сказаться на здоровье будущих детей, особенно если курит девушка; значительно усиливает риск приобщения молодежи к потреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля.

Результаты исследования свидетельствуют, что с 1990 по 2001 г. возраст начинающих курильщиков уменьшился с 15,2 до 10,1 года (табл. 1). Девушки, в среднем, начинают потреблять никотин на 1,5 года позже юношей. Среди 13-летних курит каждый второй (48%), в 16-17 лет – двое из трех (66%), а в 18 лет – трое из четырех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(75,5%)4. Среди работающей молодежи (до 23-х лет) курильщиков 81,2%, среди тех, кто не работает и не учится – 83,2%, а среди учащихся намного меньше – 55%. Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях, где, соответственно, ниже общая культура здоровья (табл. 2).

Средняя норма потребления составляет 12 сигарет в день: юноши – 14, а девушки – 10. Больше всего курят те, кто и не работает и не учится (15,7сигарет в день) или уже работает (14,9). У учащихся норма меньше – в среднем 10,5 сигарет. Согласно собственным признаниям, курят часто – 31,7%, не очень часто – 23,5%, редко – 9,1%. В составе юношей курят 68,6%, девушек – 53,9%. Таким образом, 6 720 000 человек в составе изучаемой возрастной группы с той или иной частотой потребляют никотин.

Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает молодежь, составляет 15 руб. 21 коп. Таким образом, получается, что молодые люди 12-22 лет тратят на сигареты в год примерно 763 740 000 долларов. Такого серьезного покупателя табачные компании должным образом ценят, всячески поощряя курение, проводя конкурсы, шоу с разыгрыванием блоков сигарет, предлагая бесплатно насладиться вкусом и ароматом сигарет раскрученных марок. Многозначителен и следующий факт: 60,7% опрошенных курящих молодых людей курят в основном импортные сигареты. Однако при этом большая часть российских фабрик с их торговой маркой является собственностью иностранного капитала5. Это отражает тенденцию переориентации иностранных табачных производителей, вытесняемых с западных рынков под давлением местных сторонников здорового образа жизни, на “всеядный” российский рынок. Укажем в этой связи, что, например, в США доля курящих сократилась почти в два раза – 28% среди мужчин и до 18% среди женщин. Поэтому рост прибыли от производства и продажи сигарет внутри США у крупнейшей американской табачной компании «Philip Morris» за 1990 - 2000 гг. составил всего 16%, в то время как прибыль от реализации табачной продукции в развивающихся странах (куда входит и Россия) выросла за те же 10 лет на 256% [7]. Инвестиции в российскую табачную промышленность быстро окупаются, т. к. величина акцизного налога в России не поднимается выше 12%, в то время как в ряде стран Евросоюза он достигает 57% [8]. Поэтому неудивительно, что производство табачных изделий в России постоянно растет: например, с 1996 по 1998 г. на 54%6.

 

Потребление алкоголя

Алкоголь относится к сильно действующим психоактивным веществам, вызывающим устойчивую зависимость. Если человек становится алкоголиком, он: 1) наносит вред своему здоровью, 2) отчуждается от общества, 3) разрушает семью, 4) способствует отрицательному генетическому наследству у потомства.

Если в 1991 г. молодежь начинала потреблять спиртное в среднем в 15,5 лет, то в 2001 г. – уже в 11 лет (см. табл. 1). Юноши в этом отношении опережают девушек на 0,7 года. По данным МВД количество несовершеннолетних, к которым применяются меры административного воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, постоянно растет: в 1998 г. – 294 000 человек, в 1999 г. – 305 000, в 2000 г. – 307 000 [9, c. 12].

С той или иной частотой потребляют различные алкогольные напитки, согласно личному признанию, 81,8% молодых людей. 75,9% опрошенных пьют пиво (примерно в равной степени и девушки, и юноши). Также поровну разделились любители коньяка. Водку употребляют 41,5% юношей и 24,2% девушек, причем ее пьют 45% работающих, учащихся ПТУ и нигде не работающих и не обучающихся. Спирт и самогон выпивают 11% представителей сильного пола и 5,1% слабого. Вино предпочитают 36,7% девушек и 19,4% юношей. Естественно, на “питейный рацион” подрастающего поколения оказывает серьезное воздействие материальное положение семьи. Так, потребление спирта, самогона и водки снижается при повышении уровня благосостояния семьи, а вина, коньяка, джина, виски, рома повышается. Пиво пьют практически в равной степени и в бедных, и в состоятельных семьях. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет “балуется” пивом, а в составе 13-летних - двое из каждых троих, в том числе девочки (табл. 3). Интенсивность потребления крепких напитков возрастает с 15-летнего возраста


1    Автор разделяет точку зрения о том, что к психоактивным веществам относятся наркотики, алкоголь, никотин и другие химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние человека, вызывающие болезненное пристрастие, именуемое также наркотической, алкогольной, никотиновой зависимостью [ 1, c. 53].

2    Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2000. С.

3    Медицинские специалисты в США считают табакокурение разновидностью наркомании и относят к наркомании «злоупотребление алкоголем, никотином, опиатами, кокаином, лекарственными препаратами и привыкание к их чрезмерному употреблению» [6, c. 6].

4    Здесь и далее за 100% берется только та молодежь, которая проживает в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах. – Примеч. ред.

5        Например, производство популярной «Явы» контролирует англо-американская компания «British-American Tobacco», она же выпускает «Герцеговину-Флор», «Российские», «Вечерние», «Космос», «Золотое Руно» и другие сорта сигарет; контрольный пакет акций производителя сигарет «Петр 1», «Князь», «Беломорканал», «Русский стиль», «Космос», «Невские» и т.д. – у японской “Japan Tabacсo Inc.”; американская компания «Philip Morris” выпускает сигареты «Оптима», «Союз-Аполлон», «Союз-Аполлон особые» и др.; немецкая «Reemtsma AG»– сигареты с фильтром «Прима люкс», «Прима серебряная», «Максим» и др.; британская «Gallaher Group Plc», выпускает «Московские», «Арбат», «Камею», «Тройку», «Приму» (без фильтра), «Пегас», «Нашу марку», «Столичные» и др. В 2001 г. англичане купили московскую табачную фабрику «Дукат» и планируют еще больше расширять производство и поставки сигарет в России ввиду ежегодного падения спроса в самой Великобритании.

6        Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2000. С. 343.

 



Размер файла: 112 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров