Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному проектированию к расчету оборудования кислородно-конвертерного цеха / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 14 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование особенностей гидродинамики конвертерной ванны: Метод. указ. / Сост. Е.В. Протопопов, Н.А. Чернышева: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 16 с., 4 ил (8)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение особенностей прокатки сортовых профилей. Метод. указ. / Сост.: А.Р. Фастыковский, В.Н. Кадыков, В.М. Нефедов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 18 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла ХИМИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА Методические рекомендации, программа и контрольные задания для студентов заочного факультета (8)
(Методические материалы)

Значок файла Задания для пятнадцатиминутных опросов на практических и лабораторных работах: /Сост.: Ж.М.Шулина, О.Р.Глухова: ГОУ ВПО «СибГИУ».-Новокузнецк, 2003 (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ПРИТЕСНЕНИЕ: ОБИДЧИКИ И ОБИЖЕННЫЕ

Притеснение, на наш взгляд, является тем фундаментом, на котором вырастают многие негативные социальные явления, в том числе такие, как социальная напряженность, повышенный уровень тревожности, агрессивность, рост преступности, наркомании, токсикомании и др. Повсеместно отмечается рост насилия, жестокости, агрессивности по отношению к различным категориям людей. Особенно тревожит притеснение несовершеннолетних. Растет алкоголизация и наркотизация подростков. Все большее распространение получает детская проституция, половая распущенность, нищенство, попрошайничество, социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность.

В настоящее время население России, по статистическим данным, состоит из 53,1% женщин и 46,9% мужчин; 79,2% - трудоспособных и 20,8% - пенсионного возраста; 75,6% - взрослых и 24,4% несовершеннолетних. Из общего количества несовершеннолетних более четырех миллионов относятся к числу беспризорных и безнадзорных, которые нигде не работают и не учатся и ежегодно совершают более одного миллиона правонарушений, за которые более ста тысяч осуждаются за различные преступления. Только в 2001 г. около 70 тыс. несовершеннолетних в возрасте до 14 лет совершили общественно опасные деяния. В воспитательных колониях отбывают уголовные наказания свыше 20 тыс. осужденных в возрасте 14-18 лет. Не меньшее количество несовершеннолетних находится в спецшколах, спецПУ, детских домах и школах-интернатах. Деструктивные процессы в семейных отношениях привели к тому, что в России ежегодно увеличивается на 100 тыс. социальных сирот при живых родителях; около 300 тыс. детей рождаются матерями-одиночками; все больше детей рождается с психофизическими аномалиями в развитии; 30-35% воспитанников специальных учреждений для несовершеннолетних (спецшколы, спецПУ, воспитательные колонии) имеют различные психические отклонения (психопатия, неврастения, дебильность, шизофрения и т.п.). Серьезную проблему представляет реальная безнаказанность подростков-правонарушителей. Более 77 тыс. ранее судимых подростков стоят на учете в Отделе по делам несовершеннолетних (ОДН), из них почти половина (35 тыс.) являются условно осужденными или имеющими отсрочку приговора[1].

Именно эта армия несовершеннолетних представляет особую группу риска, пострадавших от различного вида притеснений, и несет в себе реальную угрозу для безопасности общества. Ситуация, связанная с увеличением преступности несовершеннолетних, имеет объяснение. В начале 90-х годов XX столетия сегодняшним правонарушителям было по 3-5 лет. Именно на них больше всего сказались негативные последствия социально-экономического кризиса: острая нестабильность в обществе, глобальные перемены в идеологии, экономике, образовании, семье и т.д. Формирование их мировоззрения происходило в период «бурь и шатаний», духовного мятежа, вседозволенности. Сейчас эти подростки и юноши находятся в расцвете своей преступной карьеры. Освоив азы криминальной азбуки в детские годы, пройдя путь от домашних оскорблений, унижений, запретов, ограничений, побоев до мелких краж, хулиганства, вымогательства и т.д., в настоящее время в подростково-юношеском возрасте они совершают тяжкие телесные преступления, состоят в различных криминальных группировках и т.д. За последние три года число лиц совершивших преступление в возрасте 11-14 лет возросло на 45,3%; в возрасте 14-16 лет - 37,4; в 16-18 лет - 35,4; 18-24 лет - 31,8; 25-29 лет - 31,2, 30-49 летних - 20,3[2]. Эти данные свидетельствуют о том, что в обществе резко нарастают проблемы невоенных аспектов безопасности. Появились новые термины «психологическая безопасность», «информационно-психологическая безопасность».

Примером проявления нарушений психологической безопасности можно назвать случаи самоубийств детей многочисленные побеги детей из дома, специальных учреждений; уход детей и подростков в различные религиозные секты, неформальные группы и т.д. Притеснение, какого бы вида оно не было, всегда связано со специфическими психологическими воздействиями. Для одних эти воздействия проходят более или менее безболезненно. Но для большинства они являются травмирующими в силу индивидуально-психологических, личностных и социальных особенностей.

К показателям нарушения психологической безопасности можно отнести такие проявления, как: 1) потеря смысла жизни; 2) нарушение избирательности в отношении информационных каналов - средства массовой информации методично насаждают жестокость, вседозволенность, насилие, деструктивную агрессивность; 3) затрудненность формирования представлений о мире, дезинтеграция образа мира; 4) отсутствие или затрудненность определения целей в жизни; 5) невозможность или беспокойство по поводу удовлетворения жизненно важных потребностей; 6) наличие установок, препятствующих удовлетворению потребностей (нарушение идентификации, эмпатии, их угнетение, недоверие к людям, бесперспективность усилий, отчужденность, избегание социальных контактов или повышенная конформность); 7) преобладание негативных психических состояний (страх, подавленность, тревожность напряжённость, апатия, перевозбуждение, обида, гнев и др.).

Анализ биологических, психологических, психолого-педагогических, социально-психологических, социально-экономических и правовых факторов агрессивности, жестокости и насилия, а также особенностей их проявления среди различных категорий населения, позволяет определить структуру притесняющего воздействия.

1. Наличие цели. Притесняющее воздействие всегда предполагает наличие у притеснителя, как обидчика или преследователя, какой-либо конкретной цели, направленной на удовлетворение своей личной потребности в чем-либо за счет ущемления потребностей обижаемого лица. Чаще всего это корыстные или корыстно-насильственные цели.

2. Мотивация притесняющего воздействия. Притеснитель всегда руководствуется какими-либо мотивами. Чаще всего это эгоистические, собственнические мотивы, типа «я хочу», «мне надо», «у меня есть». Эти мотивы скрыты, завуалированы от других, о них не принято говорить вслух. Нередко притеснитель, оправдывая свою авторитарно-насильственную позицию, прикрывается благородной мотивацией «так надо», «так будет лучше», «для твоей же пользы стараюсь». Этим самым они придают своему притесняющему воздействию позитивную окраску. Так, родитель ограничивая деятельность своего сына или дочери или наказывая их, объясняет свои притесняющие воздействия благородными побуждениями сделать добро своему ребенку. Однако, что чувствует при этом ребенок, родителя меньше всего волнует.

3. Сознательность притесняющего воздействия. Притеснение всегда направлено на достижение планируемого результата. Притеснитель, обидчик благодаря своему воображению предвидит результаты своих действий, планирует их осуществление, желает, чтобы они наступили как можно раньше, контролирует и регулирует их реализацию и этим самым добивается намеченной цели. Показателем сознательности является то, что притесняющее воздействие представляет собой волевой акт.

4. Притесняющее воздействие всегда детерминировано. В результате такого воздействия на человека наступают желательные для обидчика изменения в деятельности, отношениях, общении, поведении и психическом состоянии обижаемой личности. Обиженный переживает повышенную тревожность, страх, обиду, гнев, стремление укрыться от беспокоящего раздражителя и т.д. Каждый из обиженных избирает свою стратегию и стиль поведения. Одни пытаются воспрепятствовать обидчику, вступают с ним в конфронтацию, другие трусливо уклоняются от борьбы, угодничают, смиряются со своим унижением и оскорблением, третьи впадают в депрессию, опускают безвольно руки, не видят и не находят выхода из сложной ситуации, четвертые уходят от беспокоящего источника, покидают дом или боятся из него выйти, остерегаются сказать лишнее слово и т.д.

5. Притесняющее воздействие всегда информационно. Оно влияет на человека через все его органы чувств и представляет собой многообразный источник информации о личности обидчика, социальных явлениях и процессах, изменениях в макро- и микросредах и т.д.

6. Притесняющее воздействие технологически многообразно. Существует огромное количество средств, способов, методов и приемов, с помощью которых обидчики наносят вред, причиняют неудобства другим людям. К этим притесняющим технологиям можно отнести запреты и ограничения; обман, шантаж и угрозы; невыплату зарплат или их задержку; физическую расплату и лишение свободы и т.д. Технологическое многообразие определяет и виды притеснения: физическое, психическое, моральное, экономическое, сексуальное и др.

Таким образом, притеснение - это воздействие одного человека, группы лиц или какого-либо органа управления, в том числе и государственной власти, причиняющее намеренно, в течение определенного времени другому лицу или категории лиц угрозу, вред, неудобство или препятствие по осуществлению гарантированных Конституцией РФ прав, обязанностей и свобод. Это процесс целевого, сознательно-волевого, мотивированного, социально детерминированного, информационно и технологически многообразного воздействия субъектов-притеснителей, стремящихся удовлетворить свои эгоистические личностные или групповые потребности и интересы аморально-криминальными средствами и способами и преследующих модификацию или изменение сознания, деятельности, отношений, общения и поведения притесняемых людей.

В притеснении всегда выделяются четыре стороны: субъективная и объективная, субъект и объект притеснения. Субъектами притеснения могут выступать родители, другие взрослые, сверстники, группы лиц, органы управления, государственная власть, осознающие свои действия или бездействия и выступающие в роли обидчиков, притеснителей, преследователей. Объектами притеснения является то, на что посягает притеснитель. Чаще всего это права, обязанности, свободы, потребности и интересы граждан независимо от их возраста, пола, состояния здоровья, вероисповедания, социального положения, уровня образования и профессиональной подготовленности. Люди как носители прав обязанностей, свобод, потребностей и интересов, выступают в роли обиженных, жертв притеснения. Субъективную сторону притеснения составляют мотивы, которыми руководствуется обидчик, а также форма его вины, т.е. умышленно он совершает притесняющее воздействие или по неосторожности. Главное для субъективной стороны притеснения, чтобы наступил ожидаемый результат, чтобы объект притеснения был унижен, оскорблен, обижен, чтобы его права, обязанности и свободы были ущемлены или модифицированы.

Вот пример достаточно неоднозначного случая притеснения. Мать постоянно и в категоричной форме требовала от своей 14-летней дочери тщательного выполнения домашних заданий. Ежедневно в 21.00 она проверяла у дочери, как та выучила устные и выполнила письменные задания. За малейшую оплошность, ошибку она заставляла дочь переписывать упражнения, выучивать наизусть по несколько страниц текста. Нередко дочь ложилась спать далеко за полночь. В случаях, если учитель ставил в дневник «тройку» или «четверку», девочка испуганно, со слезами умоляла его не делать этого, а спросить еще что-нибудь и поставить «пять» или вообще не оценивать ее ответ. Причиной повышенной нервозности стали постоянные авторитарно-притесняющие действия матери, ее строгий контроль за учебой дочери, недоверие к дочери, унижающие честь и достоинство окрики, оскорбления нередко переходящие в рукоприкладство. Оправдывая свои притесняющие воздействия по отношению к дочери, мать заявила учителям, что она добьется того, чтобы ее дочь закончила школу с золотой медалью и поступила в престижный вуз, в который она сама не могла поступить из-за неорганизованности и, естественно, не смогла реализовать себя в будущем. Своими притесняющими воздействиями мать добилась двух результатов — хорошей учебы и истероидной психопатии дочери. Только когда дочь оказалась в больнице, мать поняла, что результатом ее сознательных притесняющих воздействий явилась не только хорошая учеба дочери.

По специально разработанной нами методике в 2001-2002 гг. был проведен опрос тысячи подростков в возрасте 11-18 лет, воспитывающихся в различных микросредовых условиях: благополучных семьях, имеющих обоих родителей, дедушку и бабушку; неблагополучных, конфликтных и неполных семьях, где один из родителей ведет аморальный образ жизни (пьянствует, дебоширит, устраивает скандалы, развратничает и др.); подростки из неблагополучных семей, стоящие на учете в ОДН; воспитанники детских домов и школ-интернатов, спецшкол и воспитательных колоний (по количественному составу данные группы приблизительно равны). Было выявлено 86 факторов семейного притеснения, которые позволили нам выделить восемь наиболее распространенных видов притеснения и степень их количественной (в %) и качественной (в баллах) выраженности (семибальная шкала оценок, где 1 балл соответствует ярко выраженному притеснению, 4 балла соответствуют средней выраженности, а 7 баллов слабой выраженности притеснения).

Почти во всех исследуемых семьях по отношению к детям применяются различные виды притеснения. Степень выраженности притеснения по всем видам составляет 2,39 балла и охватывает 71,6% всех категорий несовершеннолетних (табл. 1). Чем хуже морально-нравственный климат в семьях, тем выше выраженность притеснения к наиболее слабым и беззащитным членам. В первую очередь к этим лицам относятся дети, пожилые люди (дедушки и бабушки), инвалиды и жены. Даже во внешне благополучных семьях 43,7% детей чувствуют себя дискомфортно. И хотя выраженность притеснения здесь составляет всего 5,03 балла и внешне вроде бы заметна слабо, но моральное (4,3 балла) и экономическое (4,2 балла) ограничения дают о себе знать.



[1] Статистические данные взяты из работ: Мелешко И.П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2000. С. 12, 14, 18-20; Багреева Е.Г. Образование, преступность и государственная безопасность. Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 6. М., 2002. С. 44-46.

[2] Там же.



Размер файла: 80 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров